Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика -движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики); 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика), 4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары); 5) ольфакторные (связанные с запахом).
Совокупность этих средств призвана
выполнять следующие функции: 1) дополнение
речи и замещение речи; 2) репрезентация
эмоциональных состояний
36. Перцептивная сторона общения. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления.
Восприятие и оценка партнера по
общению представляет важную сторону
данного процесса. Воспринимая качества
собеседника, наблюдатель определенным
образом оценивает их и делает
некоторые умозаключения о
Выделяют следующие основные функции социальной перцепции: познание себя; познание партнера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания (взаимопонимание - социально-психическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга); установление эмоциональных отношений.
Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема "запускается" определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.
37. Интерактивная сторона общения. Взаимодействие с точки зрения трансактного анализа.
Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием понимается не только обмен знаками, но организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность. Интерактивная сторона общения - условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США) в ответ на необходимость оказания помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Наблюдая поведение людей, Берн обратил внимание, что один и тот же человек может во время разговора вести себя то как взрослый, то как ребенок, то копировать поведение своих родителей. Анализируя подобные явления, Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия в ее структуре трех составляющих, которые обусловливают характер общения между людьми.
С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как "Родитель", "Взрослый", "Ребенок". Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция "Ребенка" может быть определена как позиция "Хочу!", позиция Родителя как "Надо!", позиция "Взрослого" — объединение "Хочу" и "Надо").
Особенности позиций следующие:
1) Родительское "Я" (критическое или заботливое) - состоит из правил, норм, позволяющих индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами.
2) Взрослое "Я" - состояние, принимающее и логическиперерабатывающее поступающую информацию, принимающее решения обдуманно, без эмоций, проверяя их реалистичность.
3) Детское "Я" (естественное или спонтанное, приспосабливающееся,бунтующее) - состояние, следующее на поводу собственным желаниям, советам взрослых, родителей, проявляющее творчество, оригинальность, показывающее свою слабость при невозможности самостоятельного решения проблем.
38. Классификация групп. Возникновение малой группы. Структура и динамические процессы в малой группе.
Социальная
группа – это совокупность индивидов,
взаимодействующих определенным образом
на основе разделяемых ожиданий каждого
члена группы в отношении других.
Классификацию групп можно
1) По наличию взаимоотношений между членами группы: условные – реальные.
2) Лабораторные – естественные.
3) По количеству членов группы: большие – малые.
4) По уровню развития: становящиеся – высокоразвитые.
5) По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы.
6) По форме
организации: формальные и
7) По степени психологического принятия со стороны личности: группы членства и референтные группы.
Поскольку малые группы существуют
в самых различных сферах общественной
жизни, способы их образования весьма
различны. Появление организованной
малой группы необходимо рассматривать
как процесс, предполагающей два
варианта: 1) возникновение ее как
элемента более общей системы (этот
вариант связан, как правило, с
одновременным вступлением в
нее сразу многих членов); 2) наполнение
группы конкретными индивидами, способными
реализовать ее цели и задачи (этот
вариант обусловлен не только активностью
внешних организационных
Этапы развития малой группы. В
социальной психологии разработано
несколько моделей
Прежде всего, идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда "Групповая психология и анализ Эго". Эта идея оформилась на базе анализа психотерапевтической практики, имеющей дело хотя и со специфическими, но вполне реальными группами. В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда. Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тренинга . Согласно этой теории, в существовании группы выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Отмечается, что каждая конкретная группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.
Двухмерная модель развития группы, предложенная Б.Такменом, явилась результатом анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению стадий развития терапевтических, тренировочных, естественных профессиональных и лабораторных групп. Б.Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа:
1) наличия сфер (измерений, факторов)
групповой активности - деловой (решение
групповой задачи) и межличностной
(развитие групповой структуры)
2) положения группы в
39. Понятие стереотипа в социальной психологии. Механизм стереотипизации. Функции социальных стереотипов.
Впервые термин "социальный стереотип" был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением.
Стереотипизация - формирования впечатления о человеке на основе выработанных стереотипов, приписывание знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.
Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.
Стереотипы формируются из недостаточной
осведомленности об объекте восприятия,
и могут выполнять
Функции соц. стереотипов:
1.Функция приспособления
2. Защитная функция. Стереотип
охраняет индивида от потоков
новой информации посредством
неосознанно срабатывающей
3. Функция передачи элементов
субкультуры этноса в
40. Конфликтное взаимодействие. Понятийная схема социально - психологического анализа конфликта.
Под конфликтом (от лат. conflictus - столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.
Впервые попытка создания понятийной
схемы описания конфликта как
социально-психологического явления
была предпринята социальным психологом
Л.А. Петровской. Она включала в себя
четыре категориальные группы, характеризующие
социально-психологический
Под социальным конфликтом понимается
наиболее острый способ развития и
завершения значимых противоречий, возникающих
в процессе социального взаимодействия,
заключающийся в
41. Основные положения теории культурно - исторического развития психики Л.С. Выготского.
Концепция психического развития человека, разработанная в 20–30-е гг. Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).