Шпаргалки по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

общие для всех видов специализации.docx

— 123.90 Кб (Скачать)

Критерии  самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного  от среды (физической среды, социальной среды); 2)  осознание своей активности — “Я управляю собой”; 3)  осознание  себя “через другого” (“То, что я  вижу в других, это может быть и мое качество”); 4) моральная  оценка себя, наличие рефлексии —  осознание своего внутреннего опыта.

Уровни развития самосознания:

Природный: выделение  субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий: то, что  я переживаю – именно я (филогенетические предпосылки самосознания появляются одновременно с предпосылками сознания).

Социальный: сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение продуктивного диалога ребенка со взрослым, у ребенка появляется возможность децентрации. Возможность говорить не означает возможности вести продуктивный разговор, мешает эгоцентризм (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания что это – моя точка зрения).

Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов.

Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

18. Социокультурная регуляция деятельности. Социализация индивида как присвоение общественно - исторического опыта.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю  жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

 

Этапы социализации

Этап

Содержание

Начальный

Социализация ребенка, преимущественно  в семье

Средний

Обучение в школе

Завершающий

Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.


 

 

Социализация  охватывает все процессы включения  индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность  участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К  ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Социализация  выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует  индивида в общество, а также  в различные типы социальных  общностей через усвоение им  элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует  взаимодействию людей в следствии принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет  общество, производит и передает  культуру поколений через убеждения  и показ соответствующих образцов  поведения.

В результате социализации формируются  различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

19. Категория общения в психологии. Психологический анализ процессов общения.

Общение —  специфическая  форма взаимоотношения  с другими людьми как членами  общества, в которой реализуется социальные отношения людей. Выделяют 3 стороны общения:

1)       коммуникативная (обмен информации между людьми);

2)       перцептивная (восприятие человека человеком);

3)       интерактивная (взаимодействие людей в процессе общения).

 

Средства  общения:

1. Вербальные — связаны с речью;

2. Невербальные  — мимика, поза, взгляд собеседника,  кот. могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы; жесты могут быть как общепринятыми, так и характернымми для отдельной возрастной группы, отдельных субкультур, нации и т. д. ; расстояние на котором общаются собеседники зависит от степени доверия к собеседнику, от культурной традиции. Этапы общения:

1. Потребность  в общении, которая побуждает  человека вступать в контакт с другими людьми.

2. Ориентация  в целях и ситуации общения.

3. Ориентация в личности собеседника.

4. Планирование  содержания своего общения, т.  е. обычно человек представляет  себе то, что скажет.

5. Выбор конкретных  средств, речевых фраз, которые  он будет пользоваться, решает, как говорить и как себя вести.

6. Восприятие  и оценка ответной реакции  собеседника, контроль эффективности  общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля  и методов общения. 

20. Высшие психические функции человека. Определение понятия, характеристика строения и развития.

Высшие психические функции  — теоретическое понятие, введенное  Л.С. Выготским, обозначающее сложные  психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы  и за счет этого произвольны. Введёно Л. С. Выготским, развито А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным.

Отличительные признаки высших психических  функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность.

21. Категория познания в психологии. Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов.

Познание  – это процесс поиска (создание), сохранения и воспроизводства знания.

Собственно  познавательные процессы, результатом  которых является знание – ощущение, восприятие, мышление. Кроме того, выделяем универсальные психические процессы. Один из исследователей назвал их «сквозные» – проходящие сквозь любую деятельность – память, внимание и воображение. Память связывает с прошлым. Внимание – связывает с настоящим опытом. Воображение связано с будущим опытом.

Мышление – это решение задачи.

Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта (способность изменяться под влиянием различных воздействий и сохранять эти воздействия).

Внимание – это отбор (селекция) материала и сосредоточение на нем.

Воображение – это процесс преобразования реальности или представления о ней.

22. Определение восприятия. Феноменология перцептивных образов. Общее представление о двойственной природе перцептивного образа. Константность восприятия и предметность восприятия.

Восприятие — это целостное  отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей  на рецепторные поверхности органов  чувств.

Человек живет не в мире изолированных  световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в  мире вещей, предметов и форм, в  мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно  предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных  ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные  комплексные системы. Этот синтез может  протекать как в пределах одной  модальности (например, когда мы смотрим  кинокартину, происходит объединение  отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Восприятие - единство двух разнонаправленных  процессов:1) от внешнего мира к субъекту 2) от субъекта к внешнему миру.  Чувственный образ рождается на стыке двух этих процессов. Двойственная природа образа выступает в следующих феноменах: 1) непроизвольность, навязчивость образа, НО: и активная работа по его построению2) образ - чувственный, НО: и интеллектуальный (знание есть условие восприятия) 3) модальность (зрит., слух.и т.п.), НО: и амодальность (с помощью зрения судим о тяжести и т.п.) 4) зависимость, НО: и относительная независимость от стимуляции (“рожа на обоях”) 5) идентичность у разных людей, НО: и достаточная индивидуальность образов. Основная проблема при выделении чувственной основы образа - невозможность “чистого ощущения”.

Константность и предметность относятся  к основным свойствам восприятия.

Константностью называется относительное  постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Предметность восприятия — это  способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Причем это справедливо не только для зрительного или осязательного восприятия. Это характерно и для других модальностей.

23. Определение внимания. Основные виды и свойства внимания. Внимание как функция психического контроля.

ВНИМАНИЕ — сосредоточенность  деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном  объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр.

Внимание характеризуется направленностью, сосредоточенностью и  обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание  смысла психической деятельности в  тот или иной момент времени. Поэтому  по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два  основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом  внимания. Существует еще один вид  внимания –послепроизволъное.  Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат.  Понимание внимания как функции психического контроля  развивал Гальперин.

Его концепция состоит из следующих  основных положений:

1. Внимание является одним из  моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности и представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в данный момент в психике  человека.

2. Главная функция внимания —  контроль над содержанием действия, психического образа и др. В  каждом действии человека есть  ориентировочная, исполнительная  и контрольная части. Эта последняя  и представлена вниманием.

3. В отличие от действий, направленных  на производство определенного  продукта, деятельность контроля, или  внимание, не имеет отдельного  результата.

4. Внимание как самостоятельный  акт выделяется лишь тогда,  когда действие становится не  только умственным, но и сокращенным.  При этом не всякий контроль  следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает  действие, в то время как внимание  способствует его улучшению.

5. Если рассматривать внимание  как деятельность психического  контроля, то все конкретные акты  внимания — и произвольного  и непроизвольного — являются  результатом формирования новых  умственных действий.

6. Произвольное внимание есть  планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого  по заранее составленному плану,  или образцу.

24. Общее представление о памяти. Классификация видов памяти. Основные направления исследований.

Психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный  опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое паше переживание, впечатление  или движение оставляют в нашей  памяти известный след, который может  сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих  условиях проявляться вновь и  становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее  узнавание и воспроизведение  следов прошлого опыта. Многими исследователями  память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность  психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения  различных видов памяти принято  рассматривать зависимость характеристик  памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются  в соответствии с тремя основными  критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память  делят на: двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую.

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную.

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную (мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции).

Информация о работе Шпаргалки по "Общей психологии"