Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.
Под объектом
психологии понимается единство трех
элементов: 1) часть материального
мира, которая непосредственно и
опосредованно влияет на психику; 2)
те изменения в материальном мире,
которые непосредственно и
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей.
Основные различия в развитии психики животных и человека:
Во-первых, активность животных является инстинктивно-биологической, т.е. не выходящей за пределы естественных условий их жизни.
Во-вторых, язык животных принципиально отличается от языка человека.
В-третьих, животные живут по биологическим законам. Человек, как в индивидуальной, так и в общественной жизни вышел из власти биологических законов и с определенного момента своего развития стал подчиняться законам социальным.
В-четвертых, животные используют орудия, даже изготавливают и совершенствуют их, однако какими бы высокоорганизованными ни были животные, они не способны изготавливать орудия из другого орудия.
В пятых
- отличительная черта
Особенности высшей формы жизни, свойственной только человеку в социально-исторической форме жизнедеятельности, связанной с общественным трудом, употреблением орудий и возникновением язык.
Предельно схематично исторический процесс преобразования предмета психологии может быть представлен следующим образом.
Психология возникла как наука о душе. В качестве предмета исследования психологии в 17 веке стала сознаваемая психика, сознание. Возникшая на рубеже XIX —XX вв. функциональная психология, а вслед за ней бихевиоризм и другие варианты психологии поведения были направлены на преодоление субъективизма психологии сознания в отношении понимания ее предмета и метода и намечали пути объективного исследования. Предметом изучения стало поведение. Начавшееся в необихевиоризме движение, направленное на включение в структуру поведения опосредствующих его образований (образа, планов, когнитивных карт и т. п.), привело к возникновению современной когнитивной психологии. Когнитивная психология сделала центральным вопрос о роли знания в поведении субъекта. С психоанализом в науку вошла проблема бессознательного и вместе с ней представление о предметной области психологии как глубинной структуре психического. Исторически и культурно ориентированные направления внесли в психологию проблему исторической природы человеческой психики и указали на необходимость включения в психологическое исследование ценностных и смысловых ориентаций личности. Современная гуманистическая психология сделала предметом нашей науки личность, а не психику. На последнем к настоящему моменту этапе развития психологической мысли восстанавливается единство исторически разорванных сознания и поведения (деятельности) за счет реального осуществления объективного подхода к психологическому познанию.
4. Категория деятельности в психологии. Строение индивидуальной деятельности человека.
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Деятельность человека характеризуется не только предметностью, но и субъектностью: деятельность субъекта всегда направлена на преобразование объекта, могущего удовлетворить определенную потребность.
Деятельность имеет следующие составляющие: потребность ↔ мотив ↔ цель ↔ условия достижения цели (единство цели и условий представляет задачу) и соотносимые с ними деятельность ↔ действие ↔ операции.
5. Категория сознания в психологии. Основные характеристики сознания. Принцип единства сознания и деятельности.
Сознание – сложное системное качество человека, возникающее как интегральный эффект совокупности весьма разнородных идеальных, психических процессов – мыслительных, чувственных (ощущений, восприятия, представлений), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, - достигается за счет связности и согласованности этих процессов.
Психология изучает
Принцип единства сознания и деятельности предполагает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство - уровень деятельности предполагает уровень сознания и наоборот. И поэтому, возможно через деятельность изучать сознание.
6. Психофизиологическая проблема и ее обсуждение в психологии.
Психофизиологическая проблема —
исторически сложившаяся
Наиболее перспективным в
7. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий индивида, личности, субъекта, индивидуальности. Органические предпосылки развития индивидуальности.
Человек в процессе онтогенеза выступает в четырех модусах (формах) существования: индивид, субъект, личность, индивидуальность. Это формы воплощения человека как биологического существа (индивид), как психологического существа (субъект), социального существа личность), духовного существа (индивидуальность), в психологии традиционно рассматривающиеся как этапы онтогенетического последовательного развития человека.
8. Способности, их измерение и развитие.
Способности представляют собой высокий
уровень развития общих и специальных
знаний, умений и навыков, обеспечивающих
успешное выполнение человеком различных
видов деятельности. Исследованиями
установлено, что способности - прижизненные
образования, что их развитие идет в
процессе индивидуальной жизни, что
среда, воспитание активно формируют
их. На формирование С. влияет ряд условий:
теоретический и практический опыт,
знания; физическая и умственная активность,
связанная с выполнением
9. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
Темперамент — индивидуальная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Тип темперамента тесно связан с
врожденными анатомо-
С древности принято различать
четыре основных типа темпераментов: холерический,
сангвинический, меланхолический и
флегматический. Каждый из этих темпераментов
может быть определен соотношением
впечатлительности и
10. Характер, его строение и формирование. Характер и личность. Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.
Хара́ктер (греч. (χαρακτηρ): примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Также характер понимается как: система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.
По Петухову общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения.
Первую группу задач из них можно назвать собственно исследовательской или объяснительной. Первая группа задач сводится к тому, что мы начинаем как-то связывать тип психологический и, например, телесный.
Вторую группу задач мы можем назвать описательной. Эта группа довольно тесно связывает нас с психиатрической практикой.
Третья группа задач может быть
названа собственно терапевтической.
В данном случае типология строится
как возможное средство понимания
человеком собственной
Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард.
Акцентуированная личностная черта — нормальная особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций.
11. Категория потребности в психологии. Основные подходы к классификации потребностей. Механизмы опредмечивания потребностей. Проблема базовых потребностей человека.
Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.
Потребность, которая еще не обнаружила своего предмета (этот предмет еще отсутствует или не выделен во внешнем поле) – активизирует поведение, направленное на опредмечивание этой потребности. Разворачиваемое при этом поведение отражает процесс опредмечивания потребностей (выделено несколько этапов: возникновение нужды; обнаружение нужды (актуализация потребности), поисковое поведение). Следующий этап: узнавание объекта потребности. Субъект должен как бы идентифицировать данный объект относительно актуализированной потребности (т.е. открыть, может ли данный объект удовлетворить данную потребность). Если этот вопрос получил положительный ответ, то срабатывает механизм закрепления данного объекта за данной потребностью.
Существует несколько
1) В рамках инстинктивного поведения: проявляется механизм запечатления ориентиров инстинктивного поведения.