Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".
В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.
Одно из самых важных понятий в концепции Пиаже — понятие схемы действия. В узком смысле слова схема - это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребенку экономно и адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса: или с различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.п. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия, по Пиаже, - это то наиболее общее, что сохраняется в действии яри его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия, в широком смысле слова, - это структура на определенном уровне умственного развития. Структура, по определению Пиаже, — это умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, которые эту структуру составляют. Структура — саморегулирующаяся система. Новые умственные структуры формируются на основе действия.
В течение всего онтогенетического развития, считает Пиаже, основные функции (адаптации, ассимиляции, аккомодации) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и от опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.
Подробно характеризуя субъект деятельности, Пиаже практически не раскрывает понятие объекта. В концепции Пиаже объект — это всего лишь материал для манипулирования, это только лишь «пища» для действия.
Согласно Пиаже, формула S-R недостаточна для характеристики поведения, так как нет одностороннего воздействия объекта на субъект, а есть взаимодействие между ними. Для того чтобы стимул вызвал реакцию, надо, чтобы
субъект был чувствителен, сензитивен к этому стимулу. Еще в 30-х годах Пиаже отметил, что любой поведенческий акт, даже новый для организма, не представляет собой абсолютной новизны, поскольку всегда основывается на предшествующих схемах действия. «Вначале был ответ!» — говорят в Женевской школе.
Пиаже ввел в область детской психологии эпистемологическое различие между формой и содержанием познания. Содержание детского познания — все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания — та схема (более или менее общая) мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются.
С биологической точки зрения, познаваемому содержанию соответствует некая сумма влияний, которые окружающая среда сказывает на организм. Форма познания, с этой точки зрения, есть специальная структура, придаваемая содержанию организмом. Влияние окружения никогда не может быть воспринято в «чистом виде», так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться, у субъекта уже готовы, сформированы определенные моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Это — непреложный закон. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Это очень важно знать, -чтобы различать простое натаскивание от подлинного развития и никогда не удовлетворяться первым.
Важнейший исходный принцип исследования для Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъектом, а прежде всего доминирующие умственные структуры, субъекта.
Центральное понятие теории Ж.Пиаже - операции. Это мысленные действия ребенка, Которые обладают очень важным свойством - обратимостью, заключающейся в том, что индивид Может вернуться к началу мыслительного процесса. Овладение операциями - ядро умственного развития ребенка. Основные механизмы, с помощью которых/ребенок переходит от одной стадии когнитивного развития к другой, - ассимиляция, аккомодация, равновесие:
ассимиляция стремление индивида взаимодействовать с окружающей средой таким образом, чтобы подогнать ее к уже существующим у него структурам;
аккомодация - это стремление индивида измениться в ответ на требования окружающей среды, т.е. изменить действия и представления в соответствии с новой ситуацией;
равновесие ~ это когнитивная гармония. Когда нарушается равновесие, процессы ассимиляции и аккомодации стремятся восстановить его.
Эти процессы функционируют на протяжении всей жизни. С их помощью человек приспосабливает собственное поведение и собственные мысли к изменяющимся условиям.
Ж.Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития.
1, Сенсомоторная стадия (от рождения до 18 месяцев).
Когнитивное развитие опирается на рефлекторные реакции, на основе которых возникают целенаправленные сенсорные и моторные действия. Последний период сенсомоторной стадии характеризуется тем, что ребенок может подражать действиям других. Он приходит к новым способам решения задач, комбинируя ранее усвоенные схемы и знания, и на протяжении короткого отрезка времени становится субъектом, способным к символическому мышлению.
2. Дооперациональная стадия (от 18 месяцев до 7 лет).
Основная характеристика этой стадии - использование символов, в том числе слов. Ребенок пользуется символами прежде всего в процессе подражания, т. е. воспроизведения действий, виденных в прошлом, а также в предметной и ролевой игре. Ограниченность дооперационального мышления проявляется прежде всего в эгоцентризме, который характеризуется тем, что ребенку чрезвычайно трудно представить себе, как видят другие то, . что видит и наблюдает он сам.
3. Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет).
Главным на этой стадии становится использование гибких и обратимых умственных действий. Дети способны теперь понимать определенные логические правила и давать логические обоснования. Ребенок более свободно, чем раньше, переходит от одной точки зрения к другой, становится более объективным в оценках.
Хотя мышление детей на стадии конкретных операций обладает рядом преимуществ по сравнению с дооперациональным мышлением, особенно в том, что касается рассуждения, решения задач и понимания логических принципов, оно все-таки ограничено некоторыми особенностями конкретных операций. У детей на этой стадии уже есть понятие сохранения количества и числа, они могут ранжировать и классифицировать реальные объекты, но не могут еще рассуждать об абстрактных понятиях, гипотетических предположениях или воображаемых событиях.
4. Стадия формальных операций (после 12 лет).
Одна из наиболее характерных особенностей этой стадии - способность рассуждать о гипотетических проблемах, представлять возможность так же легко, как действительность. Бели на стадии конкретных операций ребенок может мысленно производить действия с реальными объектами и событиями, то на стадии формальных операций он манипулирует идеями о гипотетических ситуациях. Другой существенной характеристикой этой стадии интеллектуального развития является системный поиск решений.
Понятие о функциональной и генетической периодизации, их достоинства и недостатки.
Одна из первых психологических периодизаций была создана учеником ХоллаК.Гетчинсоном на основании теории рекапитуляции. Критерием деления детства на периоды в ней являлся способ добывания пищи. При этом особенности, наблюдаемые у детей определенного возраста, объяснялись изменением способа добывания пищи, который, по мнению Гетчинсона, определяет не только биологическое, но и психическое развитие. Он выделил пять основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:
от рождения до 5 лет - «стадия рытья и копания». В этот период дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
от 5 до 11 лет - «стадия охоты и захвата». На этом возрастном отрезке дети начинают бояться чужих, у них появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
от 8 до 12 лет - «пастушеская стадия». В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
от 11 до 15 лет - «земледельческая стадия». Появляется интерес к погоде, явлениям природы, а также любовь к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей зарождаются наблюдательность и осмотрительность;
от 14 до 20 лет - «стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека». В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.
Гетчинсон считал, что с 8 лет, т. е. с «пастушеской стадии», наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике.
Необходимость определения психологического содержания, характерного для каждого возрастного периода, была очевидна и для большинства ученых, и для практиков, занимавшихся обучением и воспитанием детей. В то же время критерий, введенный Гетчинсоном, был в достаточной степени умозрительным и внешним по отношению к психическому развитию. Поэтому в первой трети XX в. появилось сразу несколько периодизаций, в основу которых был положен объективный; а следовательно, в большей степени биологический, а не психологический критерий.
Так, Штратце считал, что критерием должно стать развитие полового влечения. Поэтому он выделил периоды минимального влияния сексуального влечения, его умеренного роста и с 16 лет - максимального роста и влияния на психическую жизнь человека.
Сходная периодизация была разработана А.Гезеллом, который в качестве критерия предложил темп психического развития. Он выделил три периода - от рождения до года, от года до трех и от трех до 18 лет, причем первый период характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй - средним, а третий - низким темпом развития психики.
Объективный и легко диагностируемый критерий был и в периодизации, разработанной П. П. Блонским. Он считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов — детства, размножения, угасания. При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего этапу размножения. Первый этап - детство - он разделил на три периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т. е. смена зубов. Так появились периоды беззубого, молочнозубого детства и детства постоянных зубов. В качестве дополнительного параметра, характеризующего психическое становление, Блонский упоминал темперамент, связывая развитие личности с конституцией и темпераментом ребенка. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества - упрямство и негативизм двух - трехлетних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков - связывал с особенностями темперамента этого периода.
Еще одной тенденцией в теориях периодизаций было использование также внешнего и объективного, но уже социального критерия, вытекающего из условий жизни и деятельности людей. К этой группе теорий можно отнести периодизации Р.Заззо, в которой периоды выделяются исходя из ступеней образования, Ш.Бюлер и Л. Сэва. Две последних имеют более сложное основание, чем теория Заззо, и частично могут быть отнесены к мотивационно-личностной группе периодизаций (Бюлер) или к периодизациям, критерием в которых является смена деятельности (Сэв). Тем не менее ведущим для обеих периодизаций остается чисто внешняя, социальная сторочд ролевой позиции человека. Так, Бюлер выделила следующие пять этапов, или, как она пишет, пять фаз жизненного пути личности: