Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".
В первых двух главах уже говорилось о том, что в психологии развития приняты два вида периодизации - генетическая (возрастная, функциональная). Первая предполагает, что существуют некоторые, вещие для всех людей одного возраста, феномены (например, уровень мышления или вид деятельности), на основании которых возможно выделение нескольких периодов в процессе становления психики. Исходя из данных генетической периодизации, можно вывести общую для всех нормативность психического развития, для диагностики разрабатывается большое количество тестов.
Функциональная периодизация предполагает, что существуют единые для всех этапы формирования конкретной деятельности, как внутренней, так и внешней, например этапы развития понятий, умение работать с компьютером или кататься на коньках. Они не зависят от возраста, ведь начать работать на компьютере можно и в 7 лет, и в даже в 60. В любом случае закономерность освоения определенной функции - умения или знания - сохраняется неизменной, составляя основу функциональной периодизации.
Анализ двух этих видов периодизации проводился практически во всех научных направлениях, при этом некоторые психологические школы (например, бихевиоризм) отрицали наличие возрастной периодизации, признавая только функциональную, другие (российская психология, гештальтпсихология) исследовали как генетическую, так и функциональную стороны развития.
Важно следующее: практически все ученые утверждали, что ocновным фактором, обусловливающим становление определенной психической функции, является обучение, или научение (в терминологии бихевиористов). Различными были только мнения о том, насколько значимые изменения может внести обучение в развитие психики, т.е.может ли оно стать развивающим или должно основываться на том уровне, которого достигает человек в процессе естественного становления психики.
Доказывая, что психическое развитие зависит в основном от качества научения, бихевиористы в своих исследованиях показали, что при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети умеют читать и писать, не боятся змей и лягушек, овладевают сложными навыками (оперантным поведением) и правилами социального взаимодействия.
Известный российский ученый М.Я.Басов, исследовавший закономерности процесса становления психики и его связи с обучением и созреванием, также анализировал его этапы. Для того чтобы подчеркнуть особенности своего подхода к активности человека, Басов ввел термин деятельность и говорил о деятельности организма в окружающей среде, о том, что эта деятельность помогает устанавливать и выявлять свои взаимоотношения со средой. Принципиальная новизна позиции Басова заключалась в том, что психическое развитие человека вводилось в социально-историческую систему координат, так как развитие человека как деятеля определялось воздействующей на него средой, причем не только средой природной, но и культурно-исторической. Как существо социальное и историческое, человек развивается на основе всей суммы опыта бесконечного ряда предшествующих поколений. Таким образом, в теории Басова были заложены не только новые методы исследования психического развития, но и новые подходы к самому этому развитию; по мнению Басова, психическое развитие определяется не только наследственностью, но и искусственно созданной средой, в которую входят наука, техника, искусство, религия и вся общественная организация людей.
Анализируя этапы формирования деятельности человека, Басов дал функциональную периодизацию ее развития у детей, выделяя в ней следующие уровни:
простая временная цепь актов, в которой каждый акт вызывается отдельным стимулом, не связанным с другими. Например, в детской игре на стадии манипулирования дети могут переходить от кубиков к куклам, затем к куличикам, потом к мячику и так по очереди ко всем предметам, которые попадаются им на глаза.
ассоциативно-детерминированная деятельность, в которой каждое последующее звено связано по ассоциации с предыдущим. Примером такой деятельности может служить игра, в которой ребенок начинает купать куклу, потом в той же воде стирать, забывая о кукле, а затем пускать мыльные пузыри, забывая о стирке. При этом, хотя начало и конец деятельности (кукла и мыльные пузыри) совсем не связаны друг с другом, соседние ее этапы имеют ассоциативную связь.
апперцептивно-
Одним из первых видов деятельности, на котором была опробована новая схема, была ритмика, которой Басов придавал большое значение в развитии структурированности и организованности деятельности. В дальнейшем свою схему наблюдения и естественного эксперимент Басов и его сотрудники применяли и для исследования других форм деятельности (игра, производительный труд, бытовые навыки), расширяя и уточняя ее. Это позволило сделать генетический обзор различных форм деятельности, заложить основы нового подхода в исследовании взаимовлияния деятельности и психики, появлении новых форм психической активности человека.
В то же время как бихевиористы, так и Басов, изучая этапы становления определенной функции, в меньшей степени уделяли внимание анализу тех условий и методов обучения, которые способствуют (или препятствуют) этому становлению. Частично этот вопрос поднимается в гештальтпсихологии, прежде всего в исследованиях инсайта проведенных В. Келером и М. Вертгеймером. Однако наиболее полис масштабное изучение развивающей роли обучения началось в российской психологии, в трудах Л. С.Выготского, П.Я.Гальперина.
Понятие о критических и литических периодах в процессе психического развития, значение кризисов.
Оригинальный подход к проблеме периодизации был разработан в отечественной психологии. Его особенность связана в первую очередь с введенными Л. С. Выготским понятиями социальной ситуации развития и критическими и литическими периодами, чередующимися в онтогенезе. Он также сформулировал принципы, которым должна отвечать научная психологическая периодизация. Ее критерий, подчеркивал Выготский, должен быть внутренним, а не внешним по отношению к развитию, должен быть объективным и не терять своего значения на протяжении всего периода детства.
В основу предложенной им периодизации были положены два критерия - динамический и содержательный. Руководствуясь динамикой развития, он выделил в детстве критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания он разделил детство на периоды, исходя из новообразований каждого этапа, т. е. из тех психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность детей конкретного возраста. На этих основаниях он выстроил следующую периодизацию: кризис новорожденности; младенчество (2 месяца - 1 год); кризис одного года; раннее детство (1-3 года); кризис 3 лет;
дошкольный возраст (3-7 лет); кризис 7 лет;
школьный возраст (8-12 лет); кризис 13 лет;
пубертатный возраст (14-17 лет); кризис 17 лет.
Постепенное становление личности ребенка, осознание его ведущих мотивов стало критерием в периодизации, разработанной Л.Божович. Используя понятие Выготского о социальной ситуации развития, она пришла к выводу, что личностные новообразования связаны с изменением переживаний детей при трансформации социальной ситуации. Ею выделены этапы появления мотивирующих представлений (год), осознания себя как субъекта действия и стремления стать таковым (3 года), появления стремления стать субъектом в системе социальных отношений (6-7 лет) и появление мотива стать личностью как важное новообразование конца подросткового периода.
Развивая идеи Выготского, Д. Эльконин предложил одну из наиболее полных на сегодняшний день периодизаций, в которой он выделил две стороны деятельности - познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде. Так, в младенческом возрасте интенсивно развивается мотивационная сторона (ребенок - взрослый), эта же сторона лидирует в дошкольном и подростковом периодах. В то же время в раннем детстве, так же у младших школьников и юношей, наиболее интенсивно развивается операциональная сторона (ребенок - предмет). С точки зрения Эльконина, кризис как раз совпадает с периодом максимального разрыва между уровнем развития двух сторон деятельности. Его возникновение объясняется именно необходимостью изменить деятельность, чтобы дать возможность и другой стороне достичь необходимого уровня развития, так как в противном случае существует опасность полного разрыва между операциональной и мотивационной сторонами, что мо-кет привести к нарушениям в поведении ребенка.
Изучение критических периодов позволило Эльконину выделить исходные по значению и причинам возникновения кризисы 3 лет и 11-13 лет (подростковый кризис), в течение которых отстающая мотивационная сторона начинает приобретать доминирующее значение. Эти кризисы он считал наиболее аффективными и значимыми в психическом развитии. С другой стороны, похожи и кризисы года, 7 лет и 15-16 лет, так как в эти периоды отстающая операциональная сторона начинает догонять мотивационную. Эти кризисы не имеют такой выраженной аффективной окраски и отделяют одну стадию психического развития от другой, в то время как мотивационные отделяют один этап от другого.
Способность нервной системы изменяться под влиянием внешних действий носит преходящий характер. Она совпадает, главным образом, со временем наиболее интенсивного морфофункционального созревания, что объясняется феноменом возрастной чувствительности к действиям среды, с которым связано понятие о сензитивном и критическом периодах развития.
Хотя в основе всех подобных периодов лежит временное повышение чувствительности к некоторым внешним влияниям, каждый из них имеет свои характерные особенности: сущность происходящих изменений; факторы, к которым повышается чувствительность; степень избирательности к восприятию; временной режим; последствия неадекватной реализации; обратимость результата.
Первоначально понятие критический период было введено в эмбриологии для обозначения временных отрезков, характеризующихся повышенной чувствительностью к действию факторов, которые выхолят за границы физиологической нормы. Во время внутриутробного развития в строго определенные его моменты каждый орган претерпевает критические стадии дифференциации. Вредоносное воздействие на зародыш приводит к избирательному нарушению в развитии именно того органа, который находится в стадии наиболее интенсивного формирования. Этот факт находит свое отражение в своеобразном видоспецифическом «календаре пороков развития», демонстрирующем определенные искажения развития в зависимости от времени действия вредоносного фактора. Одной из трагических иллюстраций здесь является рождение детей с разными увечьями конечностей, матери которых принимали на различных сроках беременности снотворное талидомид. В основе избирательного повышения чувствительности лежит усиление процессов обмена веществ в наиболее быстро растущих органах и тканях. В общем критические периоды в ходе внутриутробного развития ребенка совпадают со временем наиболее интенсивного роста и дифференцировки; они как бы маркируют процесс развития, отмечая стадии морфогенеза.
Таким образом, критическим в полном смысле слова следует называть тот период времени, когда организм должен испытывать нормативные воздействия, и это является условием его дальнейшего полноценного развития. Изменения в ходе критического периода носят необратимый характер, в результате чего структура и функция приобретают законченную форму, не чувствительную к модифицирующим воздействиям в более позднем возрасте. Весьма вероятно, что критические периоды наиболее характерны для анатомо-морфологических изменений в ходе развития. Будучи сопряжены с определенным этапом морфологического созревания, они могут представлять собой хронологическую инварианту развития.
Термин сензитивный период используется для обозначения отрезка времени, в который некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после. Фактически сензитивный период представляет собой период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. В этом случае, по-видимому, в онтогенезе нет ни одного временного интервала, «рокового» по отношению к определенным воздействиям. При этом период наибольшей чувствительности рассматривается как наиболее благоприятный, оптимальный для усвоения этих воздействий. Образно выражаясь, критический период означает «теперь или никогда», сензитивный же - «можно и в иное время, но лучше теперь». Критические и сензитивные периоды онтогенеза можно соотнести с созреванием структур и процессов двух типов в зависимости от их реакции на внешние воздействия.
Возрастные кризисы детства.
Кризис новорожденности - акт возникновения психической жизни; улыбка; глазной контакт.
Кризис одного года - возникновение автономной речи, прямохождение, гипобулические реакции как симптом поведения на рубеже первого и второго года.
Кризис трех лет - особенности поведения детей в кризисе трех лет - семизвездье симптомов; новообразования кризиса трех лет: личное действие, система «Я сам», гордость за достижение.
Кризис семи лет — завершение дошкольного детства; появление произвольности; потеря непосредственности; обобщение переживаний; дифференциация самооценки; структура мотивационной сферы; дифференциация отношения ко взрослому.
Кризисы отрочества.
Предподростковый кризис: чувство взрослости - стремление быть и казаться взрослым; самоопределение - центральная тенденция начала подросткового возраста. Депривация этих тенденций - основа трудностей в воспитании.
Подростничество - стабильный возраст или критический. Интенсивное развитие личности в подростковый период; продолжительность подросткового возраста по разным исследованиям весьма разнится, подростничество членится на отдельные этапы; возникают новые интересы, меняющие личность в целом.
Кризисы взрослости.
Выделение периодов взрослости и кризисов - дискуссионная проблема. Разные взгляды на периодизацию взрослости - западные исследования: Ловингер, Левинсон, Эриксон. Периодизация В.И.Слободчикова. Характеристика кризисов взрослости - решение задач построения самостоятельности и независимости.