Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".
Одним из наиболее влиятельных представителей данного направления был американский исследователь Дж. Ст.Холл (1846-1924), один из основоположников научного изучения детства. Согласно теории рекапитуляции Холла, онтогенез повторяет филогенез, т.е. каждый человек в своем развитии проходит те же стадии, что прошло человечество в ходе эволюции. Холл выделял четыре основных этапа социальною развития: младенчество (ребенок подобен животному), детство (ребенок воспроизводит тот исторический период, когда люди занимались охотой и собирательством), отрочество (этот период в развитии ребенка соответствует началу цивилизации, так как он способен к обучению и подчиняется дисциплине) и юность (отражает переходную эпоху, период «бури и натиска», зарождение современной цивилизации - человек отличается плохой адаптацией и эмоциональной неуравновешенностью).
Другим ярким представителем подобного биологического детерминизма в анализе процесса социализации был А. Гезелл (1880-1961). Согласно его спиральной модели развития любые человеческие способности и умения возникают сами собой как результат созревания, а не вследствие обучения и практики. Гезелл считал, что приобщение индп вида к культуре не может пересилить влияния созревания, однако пытался учесть индивидуальные различия, связанные с генетическими факторами, несколько отойдя от схемы Холла, постулирующей абсолютную универсальность процессов созревания. А. Гезелл определял свою модель развития как спиральную, потому что, с его точки зрения, некоторые формы поведения повторяются на разных возрастных этапах: так, детское «собирательство» превращается в коллекционирование в ран нем подростковом возрасте.
Следует отметить, что биогенетические теории оказали в свое время существенное влияние на практику обучения и воспитания, определенные следствия которого можно отследить и сегодня. Поскольку социальное развитие рассматривается в них как естественный процесс, подчиняющийся своим внутренним закономерностям, предполагается, что все связанные с ним проблемы рано или поздно разрешатся сами собой, ребенок «перерастет» трудности, возникающие на ilyra его социализации. Соответственно основная воспитательная задача взрослых сводится к предоставлению ребенку максимума самостоятельности и обеспечению наиболее благоприятных условий для естественного развития.
Таким образом, с точки зрения биогенетических теорий развития и эциализации социальное поведение человека есть результат существования врожденных механизмов, сформировавшихся в результате эволюции.
Более того, эти механизмы регулируют самые разные по своему уровню и содержанию виды социального поведения. Например, как отметает Н. Смелзер, согласно современным приверженцам биогенетических теорий, именно биологические особенности человеческой натуры стимулируют такие разные виды деятельности, как употребление мясной пищи, создание структур власти, совершенствование половых ролей и охрана своей территории.
Социогенетические теории. Антитезой биогенетическим концепциям социального развития являются Социогенетические теории. В пер-ле вопрос о тесной взаимосвязи культуры и типа формирующейся в личности был поставлен культурантропологией, в частности он явился центральной исследовательской задачей теории «культура и личность», становление которой в 30-е годы XX в. связывают с именем '.Бенедикт (1887-1948). Описывая различные «конфигурации куль-)Ф», она использовала метафору культуры как личности: культура -го практически личность общества. И так же как в структуре личности можно выделить определенные ведущие черты, так и в каждой культуре есть своя доминанта, например: одна «строит» огромную суперструкуру юности, другая - смерти, третья - загробной жизни.
Анализ закономерностей трансляции социального опыта с данной очки зрения был начат М. Мид (1901 -1978). В своей известной работе «Культура и мир детства» она рассматривает три основных типа культур и специфические для каждого из них варианты социализации. Постфигуративная культура и соответствующее ей общество 1вут традициями: прожитое предыдущими поколениями служит схемой будущего. Очевидно, что главной характеристикой подобного социального устройства является крайне высокая стабильность существования и простота социальной организации. В конфигуративных культурах поведение предыдущих поколений уже не рассматривается как абсолютная модель для воспроизводства, социальный опыт пере-ается по горизонтали: и дети, и взрослые в качестве основных образцов социального поведения используют сверстников, что вызвано усложением и нарастающей изменчивостью социальной жизни. Для префигуративных культур, которые, с точки зрения М.Мид, характерны для современного постиндустриального мира, центральным является абсолютный разрыв межпоколенных связей. Благодаря этому жизнь родителей не служит более примером для подрастающего поколения, более того - носителями новых образцов социального поведения становятся представители младших поколений, в результате чего взрослеющий человек вынужден искать ответы на сущностные вопросы бытия в себе самом.
Общими отличительными чертами культуранропологического анализа процесса социализации являются культурный детерминизм (развитие личности определяется социокультурными условиями) и культурный релятивизм (поскольку элементы культуры - традиции, обычаи, нравы, верования, образ жизни - в различных обществах различны, «культура» есть понятие относительное). Сегодня данный подход объединяет большое количество различных этнопсихологических и социально-психологических теорий и эмпирических исследований. Мы остановимся на основных теоретических постулатах, в той или иной степени присутствующих во всех концепциях этого направления при изучении социализации. Итак, основные тезисы данного подхода состоят в следующем:
. различные типы личности являются продуктом различных культур. Тем самым культура выполняет функцию стандартизации: интегрированные в личности социокультурные элементы становятся для человека нормой (стандартом) чувствования, мышления и действия;
. социализация имеет и интегрирующую функцию: на основе сложившихся стандартов социального мышления и действия у человека формируется чувство «Мы» - чувство принадлежности к данной социокультурной общности;
. социокультурные условия определяют направление развития ребенка и сильно влияют на то, насколько доброжелательно его принимает сообщество взрослых;
. то общее, что есть у людей данной культуры (то, что задается обществом индивиду как модель в ходе социализации), в основном сводится к когнитивно-аффективным структурам (например, понятие «базовой личности» у А. Кардинера включает в себя прежде всего способы интерпретации окружающей физической и социальной реальности и системы защит, к которым человек прибегает, чтобы противостоять тревоге, порожденной возможными фрустрирующими воздействиями среды); основным «завоеванием» социализации является адаптация человека к культуре, в которой он живет. Передача социокультурных элементов и стандартизация личности, которой она служит, имеют своей целью именно обеспечение адаптации индивидов к среде;
. культуры различаются по степени непрерывности дискретности процессов социализации, что заставляет усомниться в универсальности возрастных этапов развития для разных культур.
Исследования, подтверждающие последний тезис, были проведены еще М. Мид. В своей известной работе, посвященной взрослению девочек на островах Самоа, она, в частности, показывает, что этот процесс не имеет в данной культуре скачкообразных изменений. Автор связывает подобный факт с тем, что данное общество не ожидает от детей, подростков и взрослых принципиально различных форм социального к поведения.
Так, роль ребенка в нем сопряжена с достаточным уровнем ответственности, родители не пытаются доминировать над детьми, а сексуальные роли детей и взрослых довольно похожи. Все это существенным образом контрастирует с минимальной ответственностью, подчи-шенным положением и табуированной сексуальностью ребенка в западом обществе, который, подрастая, вынужден разрешать противоречия своего статуса во всех этих трех сферах (власти, ответственности и сексуальности).
Все сказанное выше приводит к определенным педагогическим выводам из данной концептуальной позиции. Современное общество закономерно оказывается перед проблемой межпоколенных противоречий и разрывов. Однако эта проблема не является неизбежной, например: с точки зрения М.Мид, конфликт «отцов и детей» можно свести к минимуму, если преодолеть требования формирования конформных реакций и зависимости, терпимее относясь ко всем тенденциям самостоельности в подростковом возрасте. Общество же должно предоставить подрастающему поколению больше прав в экономической, поли-аческой и социальной сферах, проявляя также терпимость к сексуальной активности молодых.
Подход к проблеме психического развития в концепции Л.С. Выготского.
Важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно для его развития в это время.
Как считал Л.С. Выготский, в этот период определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период совпадает поэтому с оптимальными сроками обучения.
В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Проблема обучения детей (или, шире, воспитания) — не только педагогическая. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка, и если влияет, то как, — один из основных в возрастной психологии. Биоло-гизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития — спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение.
Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становится принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.
Л. С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Основываясь на идее К. Маркса и Ф. Энгельса о социальной сущности человека, он считал истинно человеческие, высшие психические функции продуктом культурно-исторического развития. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами — орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (главным образом словом, а также цифрами и т.д.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.
Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л.С. Выготский, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка». Речь ребенка, например, первоначально — только средство общения с окружающими, и лишь пройдя длительный путь развития, она становится средством мышления, внутренней речью, речью для себя.
Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка со взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Л.С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем развития», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими задачами, мы определяем актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности — помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы; объясняя принцип решения; начиная решать задачу и предлагая продолжить и т.п.).
У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все похожие задачи. Другому трудно выполнить задание даже с помощью взрослого. Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только его
актуальный уровень (результаты тестирования), но и «завтрашний день» — зону ближайшего развития.
Обучение должно ориентироваться на «зону ближайшего развития». Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие. Но оно не должно в то же время отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. СЛ. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения.
Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», — писал СЛ. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности.
Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте.