Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".
2) его когортной принадлежностью;
3) исторической эпохой и календарной датой события; 4) личностным смыслом этого события для субъекта. Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала трудовой деятельности, вступления в брак и т. д.) зависят от макросоциальных условий.
ОНТОГЕНЕЗ (от греч. on, род. падеж ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма. В психологии О.— формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение О.— главная задача детской психологии (см. Возрастная психология). С позиций советской психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность— общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для советских психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в О. как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества.
Образ «Я», самооценка и уровень притязаний, их взаимосвязь и формированием в онтогенезе
Э.Эриксон говорил, что в раннем возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности от взрослого либо при неблагоприятном направлении развития чувство зависимости от него. Доминирование одного из двух вариантов связано по его мнению с тем как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиваться самостоятельности. В какой то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования «Я-сам» в отечественной психологии. В исследованиях Эльконина, Божович подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей представляются первые представления о себе как личности, отличающиеся от других самостоятельностью собственных действий.
В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
О значении адекватной самооценки для психического развития человека писал К.Роджерс. Его идеи о том, какими должны быть истин-шоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который писал о том, как родители ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и их социализации. Однако родители, по мнению обоих ученых, часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему у. Поэтому уже в раннем и особенно в дошкольном возрасте ребенок может отчуждаться от истинной самооценки, что приводит к разным отклонениям в становлении его личности и общении с окружающими. Естественно, что при таком непозитивном развитии необходимо вмешательство психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими. Задача психотерапевта совместно с родителями и детьми разрушить эту схему, помочь ребенку осознать свое истинное «Я» и перестроить общение с окружающими.
Практически все психологи, изучавшие развитие личности детей, соглашались с Роджерсом в том, что основной характеристикой личности является ее самооценка, в которую входят отношение к себе и знание о себе. Исследования также показали, что в качестве одного из условий бесконфликтного развития личности выступает положительное эмо-1 циональное отношение к себе в сочетании с точным и полным знанием о себе, т.е. человек должен осознавать свои хорошие и плохие качества, свои достоинства и недостатки. Такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, т. е. люди видят ребенка таким, каким он видит себя сам, что доказывает адекватность самооценки.
Самооценка достаточно устойчива и часто, особенно у детей, неосознанна. Однако существует и такое качество, как уровень притязаний. Уровень притязаний зависит от ситуации, от выполняемой деятельности, так как в одних условиях человек может притязать на самую высокую оценку, а в других ни на что не претендует. Уровень притязаний j почти всегда осознан, и этим он также отличается от самооценки.
САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, к-рые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). С. получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной С.). В работах советских психологов показано влияние С. на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место С. в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной С., а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — характеризует: 1) уровень трудности, достижение к-рого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) У. п., влечет за собой смещение У. п. в область более трудных задач (или более легких). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение У. п.) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистичным У. п., отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуаций соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.
Общая характеристика развития человека в период зрелости и старения.
Наиболее продолжительный период онтогенеза - зрелость, имеет весьма условные границы, отделяющие его, с одной стороны, от юности, а с другой - от начинающегося процесса старения. Уже в первьи периодизациях жизненного пути этот отрезок характеризовался как время расцвета, наивысшего развития интеллектуальных способностей и личности человека. Психическое развитие в зрелости связано и с профессиональным самоопределением юноши, его материальной независимостью от родителей. Исследования ученых показали неоднородность этого процесса, поэтому во многих концепциях развития он разделяется на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость. Некоторые ученые выделяют две стадии зрелости - первую (от 21 до 45-50 лет) в вторую (от 45 до 50-60 лет).
В этот период онтогенеза завершается созревание человеческого организма и постепенно вступают в действие законы физиологического старения, признаки которого становятся явными в конце данного периода, о чем более подробно будет рассказано в главе 9.
Изучение познавательных способностей человека в зрелом возрасте показало их сложную и неоднозначную динамику, связанную с тем, г что расцвет и спад различных когнитивных функций не совпадают по времени. Так, с возрастом постепенно ослабевает кратковременная память, а к 30-35 годам может наблюдаться некоторое снижение эффективности оперирования новой информацией. В то же время растет общая осведомленность, углубляется и расширяется содержание знаний человека, способность к адекватному и гибкому формированию изменению схемы ситуации, системы понятий. Эти изменения в интеллектуальной сфере связаны с различиями в становлении и функционировании двух видов интеллекта - «кристаллизованного» и «подвижного», или «текучего». Если возможности второго с возрастом снижаются, то потенциал первого, напротив, обнаруживает тенденцию к более полному раскрытию во второй половине жизни. Этим, в частности, объясняется отмеченный выше факт наиболее высокой творческой продуктивности в зрелом возрасте (20-40 лет).
В период зрелости расширяется круг общения людей, в который входят не только близкие друзья, но и коллеги, знакомые, связанные с разнообразными сферами ролевой деятельности взрослого человека.
Определяющим для развития личности в зрелости, по мнению большинства психологов, является стремление к наиболее полной самореализации в различных сферах жизни - профессиональной, семейной, творческой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни. Напротив, неспособность успешно включиться в жизнь общества, обрести свое место приводит к тягостным переживаниям личностного застоя. В поздней зрелости и пожилом возрасте существенное влияние на самооценку и степень удовлетворенности человека жизнью начинают оказывать повзрослевшие дети. Их успешность может стать мощным подтверждением самоактуализации человека, придать смысл ^го жизни. Разрыв связей с детьми, их неудачи могут стать свидетельством бессмысленности большей части затраченных усилий
Неоднородность периода зрелости, о которой уже упоминалось выше, связана и с наличием возрастных кризисов, существование которых было доказано многими исследованиями, хотя их содержание изучено значительно меньше, чем содержание кризисов детства и юности. Сложность их изучения связана с тем, что они протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Кризисы зрелости связаны с переосмыслением ценностей и целей жизни, появлением новых мотивов. В качестве одного из наиболее значительных кризисов выделяют кризис середины жизни (между 35 и 40 годами). По мнению Э. Эриксона, он связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, а также с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок жизни.
Отсутствие генетического подхода к изучению психологии взрослых людей до недавнего времени тормозило исследование возрастной изменчивости. Взрослый человек рассматривался, по определению Э.Клапареда, в состоянии «психической окаменелости». Считалось, что если по какой-либо причине процесс психического развития не завершился в детстве и юности, то с наступлением зрелости человеку трудно рассчитывать на возможности этого процесса, так как механизмы, обеспечивающие развитие, перестают функционировать. Однако, благодаря появлению новых знаний о структуре развития психофизиологических функций взрослого человека, такая точка зрения была заменена иной, основанной на положении о безграничности личностного развития человека, о развитии как основном способе существования. Согласно этой точке зрения становление любой функции (физиологической, психофизиологической, психической) происходит непрерывно от рождения до старости, причем различные стороны функций изменяются с разной степенью интенсивности. Это свидетельствует о том, что единая научная теория индивидуально-психического развита не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального раздела - психологии зрелости и старения.
Говоря о позднем периоде жизни, необходимо помнить, что в психологии нет четкого определения границ этого этапа онтогенеза. Как правило, ученые выделяют две возрастные группы - от 60 до 75 лет и старше 75 лет, неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию. Для людей, входящих в первую группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности, а наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально-психологической адаптации и вызываемый этим психологический дискомфорт. Для тех, кто относится ко второй группе, на первый план выходят медицинские проблемы, связанные с ухудшением здоровья, слабостью и часто необходимостью постоянного ухода. В литературе встречаются понятия «первой старости» и «второй старости», характеризующие пожилых людей, входящих в первую или вторую группу.
Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе. Заметное увеличение времени реакции считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности, охватываюх как большинство сенсорных функций (зрение, слух, вкус, осяза-е), так и моторику, восприятие нового, запоминание - все поведение человека, включая способность к адаптации в изменяющихся условиях.
В разных теориях с различных методологических позиций рассматриваются причины психологических изменений в старости. Наиболее известна каскадная модель старения, которая предложена пси-геронтологами, принадлежащими к школе бихевиоризма. Один из ее торов, Биррен, выделил первичное и вторичное старение. Первичное (внешнее) старение - это нормальный процесс, не отягощенный хроническими болезнями. Вторичное (внутреннее) старение связано с патологическим ухудшением здоровья и сопровождается разнообраз-лми хроническими заболеваниями, влияющими на функционированиe мозга (сердечно-сосудистые заболевания, рак и т.п.). На оба эти процесса оказывает влияние стиль жизни: место жительства, стрессы, морально-этические принципы, социоэкономический статус и многие другие его составляющие. Ухудшение здоровья при вторичном старении отличается от тех изменений, которые могут происходить перед смертью, и характеризуется когнитивным засыпанием. Период терминального старения (приближающаяся смерть) может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Каскадная модель объясняет некоторые аспекты интеллектуального функционирования в процессе старения: первичное старение — скорость перцепции, вторичное старение — рассуждение, терминальное старение — вербальные понятия.
Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т. е. скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС. Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения (индукцию, решение абстрактных задач, формальные операции: выводы, заключения, предположения). Наконец, в терминальном периоде нарушения затрагивают и другие уровни интеллекта, дополняя картину изменениями в понятийном мышлении (в нахождении информации и владении повседневными знаниями: словарный запас, понятливость, объем запоминаемой и хранящейся в памяти информации).
Однако данные о постепенном ослаблении по мере старения процессов восприятия и возможностей двигательной сферы сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других высших психических функций. Таким образом, неправомерно связывать с периодом старости только регрессивные явления.