Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".

Работа содержит 1 файл

Возраст. псх..doc

— 656.50 Кб (Скачать)

2)   его когортной принадлежностью;

3)    исторической   эпохой   и   кален­дарной  датой   события;   4)   лично­стным смыслом этого события для субъекта.   Хронология   и   последо­вательность многих важнейших жиз­ненных событий  и социальных  пе­реходов   (например,  возраст  физи­ческого созревания,  время  оконча­ния  школы,  начала  трудовой  дея­тельности, вступления в брак и т. д.) зависят  от  макросоциальных  усло­вий.

ОНТОГЕНЕЗ (от греч. on, род. падеж ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — про­цесс развития индивидуального ор­ганизма. В психологии О.— фор­мирование основных структур пси­хики индивида в течение его дет­ства; изучение О.— главная задача детской психологии (см. Возраст­ная психология). С позиций со­ветской психологии основное содер­жание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятель­ность— общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» со­циальные, знаково-символические структуры и средства этой де­ятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для советских психологов является также по­нимание формирования психики, со­знания, личности в О. как процес­сов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправ­ленного воздействия со стороны об­щества.

 

Образ «Я», самооценка и уровень притязаний, их взаимосвязь и формированием в онтогенезе

Э.Эриксон говорил, что в раннем возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности от взрослого либо при неблагоприятном направлении развития чувство зависимости от него. Доминирование одного из двух вариантов связано по его мнению с тем как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиваться самостоятельности. В какой то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования «Я-сам» в отечественной психологии. В исследованиях Эльконина, Божович подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей представляются первые представления о себе как личности, отличающиеся от других самостоятельностью собственных действий.

В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

О значении адекватной самооценки для психического развития человека писал К.Роджерс. Его идеи о том, какими должны быть истин-шоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который писал о том, как родители ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и  их социализации. Однако родители, по мнению обоих ученых, часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему у. Поэтому уже в раннем и особенно в дошкольном возрасте ребенок может отчуждаться от истинной самооценки, что приводит к разным отклонениям в становлении его личности и общении с окружающими. Естественно, что при таком непозитивном развитии необходимо вмешательство психотерапевта, чтобы наладить общение ре­бенка с окружающими. Задача психотерапевта совместно с родителями и детьми разрушить эту схему, помочь ребенку осознать свое истинное «Я» и перестроить общение с окружающими.

Практически все психологи, изучавшие развитие личности детей, соглашались с Роджерсом в том, что основной характеристикой лично­сти является ее самооценка, в которую входят отношение к себе и зна­ние о себе. Исследования также показали, что в качестве одного из усло­вий бесконфликтного развития личности выступает положительное эмо-1 циональное отношение к себе в сочетании с точным и полным знанием о себе, т.е. человек должен осознавать свои хорошие и плохие каче­ства, свои достоинства и недостатки. Такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, т. е. люди видят ребенка таким, каким он видит себя сам, что доказывает адекватность самооценки.

Самооценка достаточно устойчива и часто, особенно у детей, нео­сознанна. Однако существует и такое качество, как уровень притяза­ний. Уровень притязаний зависит от ситуации, от выполняемой дея­тельности, так как в одних условиях человек может притязать на самую высокую оценку, а в других ни на что не претендует. Уровень притязаний j почти всегда осознан, и этим он также отличается от самооценки.

 

САМООЦЕНКА — оценка лично­стью самой себя, своих возможно­стей,   качеств   и   места   среди  дру­гих людей. Относясь к ядру лично­сти, С. является важным регулято­ром   ее  поведения.   От  С.   зависят взаимоотношения человека с  окру­жающими, его критичность, требо­вательность к себе, отношение к ус­пехам   и  неудачам.   Тем  самым  С. влияет  на  эффективность деятель­ности человека  и дальнейшее раз­витие его личности. С. тесно связа­на с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, к-рые он  ставит  перед собой.   Расхожде­ние между притязаниями и реальны­ми  возможностями  человека   ведет к тому, что он начинает неправиль­но себя оценивать, вследствие чего его   поведение   становится   неадек­ватным   (возникают эмоциональные срывы,    повышенная    тревожность и др.). С. получает объективное вы­ражение в том, как человек оцени­вает возможности и результаты дея­тельности  других   (например,   при­нижает   их   при   завышенной   С.). В работах советских психологов по­казано влияние С. на познаватель­ную   деятельность   человека    (вос­приятие,    представление,    решение интеллектуальных   задач)   и   место С. в системе межличностных отно­шений, определены приемы форми­рования адекватной С., а в случае ее деформации — ее преобразований путем   воспитательных   воздействий на личность.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — характеризует: 1) уровень трудности, достижение к-рого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъ­ектом цели очередного действия, формирующейся в результате пере­живания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный момент); 3)  желаемый уровень са­мооценки   личности    (уровень   Я). Стремление к повышению самооцен­ки в условиях,  когда человек сво­боден  в выборе степени трудности очередного   действия,   приводит   к конфликту   двух   тенденций — тен­денции повысить притязания, чтобы одержать   максимальный   успех,   и тенденции снизить их, чтобы  избе­жать  неудачи.  Переживание  успе­ха    (или   неуспеха),   возникающее вследствие достижения   (или  недо­стижения)   У.   п.,  влечет  за  собой смещение У. п. в область более труд­ных задач (или более легких). Сни­жение трудности  избираемой  цели после   успеха    или   ее   повышение после  неудачи   (атипичное  измене­ние У.  п.)   говорят  о  нереалистич­ном    уровне   притязаний    или   не­адекватной самооценке.  Люди,  об­ладающие реалистичным У. п., от­личаются уверенностью в своих си­лах, настойчивостью в достижении цели,    большей    продуктивностью, критичностью в оценке достигнуто­го. Неадекватность самооценки мо­жет   привести   к   крайне   нереали­стичным   (завышенным   или   зани­женным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных   или   слишком  легких   це­лей,   в   повышенной   тревожности, неуверенности в своих  силах,  тен­денции   избегать   ситуаций   соревнования,   некритичности   в   оценке достигнутого,  ошибочности прогно­за и т. п.

Общая характеристика развития человека в период зрелости и старения.

Наиболее продолжительный период онтогенеза - зрелость, имеет весьма условные границы, отделяющие его, с одной стороны, от юнос­ти, а с другой - от начинающегося процесса старения. Уже в первьи периодизациях жизненного пути этот отрезок характеризовался как время расцвета, наивысшего развития интеллектуальных способностей и личности человека. Психическое развитие в зрелости связано и с про­фессиональным самоопределением юноши, его материальной незави­симостью от родителей. Исследования ученых показали неоднородность этого процесса, поэтому во многих концепциях развития он разделяет­ся на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость. Некоторые уче­ные выделяют две стадии зрелости - первую (от 21 до 45-50 лет) в вторую (от 45 до 50-60 лет).

В этот период онтогенеза завершается созревание человеческого организма и постепенно вступают в действие законы физиологического старения, признаки которого становятся явными в конце данного периода, о чем более подробно будет рассказано в главе 9.

Изучение познавательных способностей человека в зрелом возрас­те показало их сложную и неоднозначную динамику, связанную с тем, г что расцвет и спад различных когнитивных функций не совпадают по времени. Так, с возрастом постепенно ослабевает кратковременная па­мять, а к 30-35 годам может наблюдаться некоторое снижение эффективности оперирования новой информацией. В то же время рас­тет общая осведомленность, углубляется и расширяется содержание знаний человека, способность к адекватному и гибкому формированию изменению схемы ситуации, системы понятий. Эти изменения в ин­теллектуальной сфере связаны с различиями в становлении и функцио­нировании двух видов интеллекта - «кристаллизованного» и «подвиж­ного», или «текучего». Если возможности второго с возрастом снижа­ются, то потенциал первого, напротив, обнаруживает тенденцию к бо­лее полному раскрытию во второй половине жизни. Этим, в частности, объясняется отмеченный выше факт наиболее высокой творческой про­дуктивности в зрелом возрасте (20-40 лет).

В период зрелости расширяется круг общения людей, в который вхо­дят не только близкие друзья, но и коллеги, знакомые, связанные с раз­нообразными сферами ролевой деятельности взрослого человека.

Определяющим для развития личности в зрелости, по мнению боль­шинства психологов, является стремление к наиболее полной самореа­лизации в различных сферах жизни - профессиональной, семейной, творческой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результата­ми собственной деятельности дают человеку чувство полноты и смыс­ла жизни. Напротив, неспособность успешно включиться в жизнь об­щества, обрести свое место приводит к тягостным переживаниям лич­ностного застоя. В поздней зрелости и пожилом возрасте существен­ное влияние на самооценку и степень удовлетворенности человека жиз­нью начинают оказывать повзрослевшие дети. Их успешность может стать мощным подтверждением самоактуализации человека, придать смысл ^го жизни. Разрыв связей с детьми, их неудачи могут стать сви­детельством бессмысленности большей части затраченных усилий

Неоднородность периода зрелости, о которой уже упоминалось выше, связана и с наличием возрастных кризисов, существование кото­рых было доказано многими исследованиями, хотя их содержание изу­чено значительно меньше, чем содержание кризисов детства и юности. Сложность их изучения связана с тем, что они протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Кризисы зре­лости связаны с переосмыслением ценностей и целей жизни, появле­нием новых мотивов. В качестве одного из наиболее значительных кри­зисов выделяют кризис середины жизни (между 35 и 40 годами). По мнению Э. Эриксона, он связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, а также с оценкой своих возможно­стей самореализоваться в остающийся отрезок жизни.

Отсутствие генетического подхода к изучению психологии взрослых людей до недавнего времени тормозило исследование возрастной изменчивости. Взрослый человек рассматривался, по определе­нию Э.Клапареда, в состоянии «психической окаменелости». Счита­лось, что если по какой-либо причине процесс психического развития не завершился в детстве и юности, то с наступлением зрелости челове­ку трудно рассчитывать на возможности этого процесса, так как меха­низмы, обеспечивающие развитие, перестают функционировать. Однако, благодаря появлению новых знаний о структуре развития психофи­зиологических функций взрослого человека, такая точка зрения была заменена иной, основанной на положении о безграничности личностного развития человека, о развитии как основном способе существо­вания. Согласно этой точке зрения становление любой функции (физи­ологической, психофизиологической, психической) происходит непре­рывно от рождения до старости, причем различные стороны функций изменяются с разной степенью интенсивности. Это свидетельствует о том, что единая научная теория индивидуально-психического развита не может быть построена без специальной разработки ее фундамен­тального раздела - психологии зрелости и старения.

Говоря о позднем периоде жизни, необходимо помнить, что в психо­логии нет четкого определения границ этого этапа онтогенеза. Как пра­вило, ученые выделяют две возрастные группы - от 60 до 75 лет и стар­ше 75 лет, неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию. Для людей, входящих в первую группу, характерно сохра­нение достаточно высокого уровня активности, а наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально-психологической адаптации и вызываемый этим психологический дискомфорт. Для тех, кто относится ко второй группе, на первый план выходят медицинские проблемы, связанные с ухудшением здоровья, слабостью и часто необ­ходимостью постоянного ухода. В литературе встречаются понятия «пер­вой старости» и «второй старости», характеризующие пожилых людей, входящих в первую или вторую группу.

Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе. Заметное увеличение времени реакции считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности, охватываюх как большинство сенсорных функций (зрение, слух, вкус, осяза-е), так и моторику, восприятие нового, запоминание - все поведение человека, включая способность к адаптации в изменяющихся условиях.

В разных теориях с различных методологических позиций рассматриваются причины психологических изменений в старости. Наиболее известна каскадная модель старения, которая предложена пси-геронтологами, принадлежащими к школе бихевиоризма. Один из ее торов, Биррен, выделил первичное и вторичное старение. Первичное (внешнее) старение - это нормальный процесс, не отягощенный хроническими болезнями. Вторичное (внутреннее) старение связано с патологическим ухудшением здоровья и сопровождается разнообраз-лми хроническими заболеваниями, влияющими на функционированиe мозга (сердечно-сосудистые заболевания, рак и т.п.). На оба эти процесса оказывает влияние стиль жизни: место жительства, стрессы, морально-этические принципы, социоэкономический статус и многие другие его составляющие. Ухудшение здоровья при вторичном старении отличается от тех изменений, которые могут происходить перед смертью, и характеризуется когнитивным засыпанием. Период терминального старения (приближающаяся смерть) может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Каскадная модель объясняет некоторые аспекты интеллектуального функционирования в процессе старения: первичное старение — скорость перцепции, вторичное старение — рассуждение, терминальное старение — вербальные понятия.

Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т. е. скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС. Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения (индукцию, решение абстрактных задач, формальные операции: выводы, заключения, предположения). Наконец, в тер­минальном периоде нарушения затрагивают и другие уровни интеллекта, дополняя картину изменениями в понятийном мышлении (в нахожде­нии информации и владении повседневными знаниями: словарный за­пас, понятливость, объем запоминаемой и хранящейся в памяти инфор­мации).

Однако данные о постепенном ослаблении по мере старения про­цессов восприятия и возможностей двигательной сферы сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, па­мяти и других высших психических функций. Таким образом, неправо­мерно связывать с периодом старости только регрессивные явления.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"