Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".
Сегодня, когда в России появляется тенденция вслед за так называемыми развитыми странами к превращению в общество потребления, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают.
Конечно, вещи - среда обитания, условие духовного и физического развития, желанная и необходимая собственность. Однако общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участия в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия.
Современный подросток подпадает в большой мере под внушающее воздействие побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, подавляющее воздействие даров (не только данайцы были опасны своими дарами); под знаковые манипулирования сознанием через так называемые жестуальные предметы (традиционные, ценные и др. и тому подобные трансформации мира вещей.
В современном мире вещи могут стать растлителем подростков по многим причинам: 1) став основной ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни; 2) став фетишем, превращающим в раба вещей; 3) поставив в зависимость от дарителей и побуждая тем самым к зависти и агрессии.
Современный «отроческий бизнес» не только не решает проблемы «Подросток в мире вещей», но по-своему порабощает подростка.
Отрочество- период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» («Мы - группа», У. Г. Самнер) составляют сверстники.
Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных, откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.
Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты. Правда, этот конформизм группового общения может весьма быстро перемениться на взаимный негативизм, но все-таки конформизм преобладает.
Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний.
До инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности (самостоятельность, смелость, воля) также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.
Отроки стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления.
Отрочество благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным «Я») и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели- весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездействен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен и, кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть - и он вновь охвачен страстью новой цели.
Однако рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыс он проходит трудную школу идентификации с собой и с других впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все помогает ему отстаивать свое право быть личностью.
МИД Маргарет (1901 — 1978) — американский социолог и этнограф. Используя обширный материал этнографических исследований, изучала роль соотношения естественных и социокультурных факторов в формировании определенных типов личности, особое внимание уделяя социализации личности ребенка в различных культурах (см. Социогенез); разрабатывала проблему национального характера (в частности, русского) и другие вопросы этнопсихологии («Преемственность в эволюции культуры», 1964). СОЦИОГЕНЕЗ (в психологии) (от лат. soci(etas) — общество и греч. genos — происхождение) — происхождение, развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Закономерности С. являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи и др., а также предметом этнопсихологии. С позиций идеализма С. изучался В. Вундтом, использовавшим при анализе психологии народов метод изучения продуктов человеческого мышления, закрепленных в различных формах его истории. Изучение С. в русле психоанализа (3. Фрейд, К.. Юнг, Э. Фромм) и во французской социологической школе (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.) также не позволило вскрыть его реальные механизмы, гак как они либо описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида, либо сводились к духовному общению между людьми. С иных методологических позиций проводится изучение С. в марксистски ориентированной психологии, где С. трактуется как процесс, обусловленный трудовой деятельностью в рамках конкретной общественно-экономической формации. Это позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к С. («палеопсихология» Б. Ф. Поршнева), закономерности С. высших психических функций в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях. Разработка проблем С. представляет собой непосредственное воплощение принципа историзма в современной психологии. В психологии развития широкое распространение получили сравнительно-культурные исследования, изучающие влияние культуры на
развитие индивида. Основные теории (теория интеллектуального развития ребенка Пиаже, теория морального развития Кольберга, «эпигенетическая концепция жизненного пути человека» Эриксона) подвергаются
эверке все в новых и новых культурах. А Эриксон, как известно, раскрывая свою теорию, опирался и на собственные этнологические исследования индейцев сиу и юрок.
Представляется очевидным, что на физический, интеллектуальный, циональный и социальный рост индивида культура, в которой он развивается и живет, влияет в разной степени. Казалось бы, при анали-[шзического развития правомерна абсолютистская позиция, согласно которой оно инвариантно. В частности, есть множество свидетельств Ер, что рефлексы новорожденного (сосательный, шагательный, так-иьный) не зависят от культуры и формы организации общества. Не юсит от культуры и способность детей на ранних стадиях младенчеста имитировать поведение своих родителей. Новорожденные в США, ейцарии, Непале и других странах в ответ на мимику взрослых дви-т головой, открывают и закрывают рот, высовывают язык (Г. Крайг, 2000), могут также подражать движениям пальцев (Дж.Баттерворт, М.Харрис, 2000).
Но в более старшем возрасте на моторное развитие ребенка (ползание, хождение) оказывает влияние культура. Правда, существуют данные, что, например, навыки хождения являются прямым следствием созревания. Так, дети индейцев хопи начинают ходить в одном возрасте вне зависимости от того, воспитывались ли они в соответствии с обычаями традиционной культуры (были привязаны ремнем к колыбели, которую мать носила на спине) или в традициях западной культуры и их свободу движений не ограничивали доска и ремень колыбели. Однако «чистота» подобного естественного эксперимента вызывает сомнение, так как младенцы хопи, воспитывавшиеся согласно обычаям предков, были привязаны к доске не более пяти часов в день (Дж.Баттерворт, М.Харрис, 2000).
Во всяком случае, исследователями обнаружено немало культурных обычаев, ускоряющих (или замедляющих) моторное развитие детей. Так, Эриксон описывает обычай индейцев юрок стимулировать раннее ползание младенца: с рождения ноги малыша в колыбели остаются открытыми, а начиная с двенадцатого дня жизни бабушка их массирует (Э. Эриксон, 1996). А младенцы из некоторых африканских племен раньше, чем их ровесники из других культур (на срок до пяти недель), самостоятельно принимают сидячую позу, чему способствуют специальные упражнения, проделываемые взрослыми (Дж.Баттерворт, М.Харрис, 2000).
Необходимо также учитывать, что физическое развитие индивида есть только один из неотделимых друг от друга и взаимозависимых элементов единого процесса развития. .Брунер полагает, что фактором, формирующим выбор стержневых для социального развития человека ценностных ориентации (индивидуалистской или коллективистской), является интерпретация взрослыми ранних действий ребенка. Он приводит данные, согласно которым у племени уолоф в Сенегале двигательная активность маленьких детей интерпретируется не сама по себе, а лишь как знак отношения к тем или иным членам общности. По мнению Брунера, социальная интерпретация двигательных актов способствует тому, что ребенок уолоф в будущем будет больше идентифицировать себя с группой и меньше различать физические и социальные явления. Он даже предполагает, что воспитание в подобной культуре оказывает воздействие на физическое развитие: от ребенка из племени уолоф естественно ожидать более слабого овладения физическими действиями, поскольку его действия не интерпретируются с точки зрения успеха двигательных актов, как в индивидуалистских культурах (Дж.Брунер, 1977).
Не вызывает сомнений, что культура влияет и на эмоциональное развитие ребенка, который во младенчестве выражает гнев или радость непроизвольно, но в дальнейшем должен выучиться соблюдать обусловленные культурой и передающиеся из поколения в поколение при-
«показа» эмоций, регулирующие экспрессивные выражения лица предписывающие, какие - универсальные по своей сути - эмоции йозволительно показывать в определенных ситуациях, а какие необходимо прятать (P.Ekman, 1972).
Особый интерес исследователей вызывает эмоциональное развитие гаденца, прежде всего формирование и развитие чувства привязанности ребенка к взрослому, так как возникновение надежной привязанно-свидетельствует о том, что процесс социализации набрал полную злу.
К настоящему времени в результате проведения большого количества исследований в странах с разными культурными традициями установлено, что последовательность развития комплекса привязанности гаверсальна, но существуют и значительные межкультурные различия. Так, американские специалисты по детскому развитию убеждены: том, что идеальной для будущего развития ребенка следует считать Надежную привязанность, которая приводит к более высокому уровню когнитивной компетентности и социальных навыков (M.D.Ainsworth, 1978). Существующие предубеждения, без сомнения, лежат в основе выбора М. Эйнсворт и ее коллегами именно этого термина для зного типа привязанности и негативных терминов для описания других типов привязанности (тревожно-избегающая и амбивалентная). Однако к настоящему времени накоплено множество данных, согласно которым культуры различаются пониманием того, что считать реальной привязанностью. Например, немецкие матери высоко оценивают и поощряют раннюю независимость, воспринимают надежно привязанного ребенка как избалованного, а в качестве более предпочтительной рассматривают избегающую привязанность. Напротив, японские матери редко оставляют ребенка одного или поручают заботам другого человека и формируют у детей - для поддержания традиционного идеала лояльности семье - сильное чувство зависимости. Поэтому не вызывают удивления экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что среди детей, воспитанных в традициях японской семьи, практически не оказалось индивидов с избегающей привязанностью, а преобладали младенцы с высоким уровнем амбивалентной привязанности (D.Matsumoto, 1996).
В концепциях привязанности, в основе которых лежат исследования проведенные в США, превалирует точка зрения, что для полноценного развития младенца идеальны первичные отношения с одним человеком (обычно матерью), отличающиеся повышенной чуткостью, рами и интерактивным диалогом. Но во многих культурах подобные ношения вовсе не считаются нормой.
Во-первых, в некоторых обществах младенцы находятся в тесном «ическом контакте с матерью (их носят за спиной, укладывают спать вместе с собой), но лицом к лицу с ней они оказываются достаточно ко, что не способствует играм и диалогу, но не препятствует развитию здоровой привязанности (Г.Крайг, 2000). Во-вторых, результаты сравнительно-культурных исследований про демонстрировали, что во многих культурах ранние отношения с матерью дополняются (или заменяются) отношениями со множеством других людей. Младенца опекают отцы, бабушки и дедушки, тетушки, старшие братья и сестры, соседи и т. п. Например, исследования, проведем ные в африканском племени эфе, продемонстрировали ситуацию, коренным образом отличающуюся от той, которую западные психологи и считают элементом формирования здоровой привязанности (E.Z.Tm nick, G.A.Morelli,P.K.Ivey, 1992).