Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".

Работа содержит 1 файл

Возраст. псх..doc

— 656.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие об отклоняющемся поведении, его виды и диагностика.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕ­НИЕ— система поступков или от­дельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным    нормам.    Основные виды О. п.— преступность и уголов­но не наказуемое   (непротивоправ­ное)    аморальное    поведение    (си­стематическое пьянство, стяжатель­ство,   распущенность  в  сфере  сек­суальных отношений и пр.). Связь между этими видами О. п. заключа­ется в том, что совершению право­нарушений    нередко    предшествует ставшее   привычным   для   человека аморальное    поведение.    В    иссле­дованиях О. п.  значительное  место отводится   изучению   его   мотивов, причин и условий, способствующих его   развитию,   возможностей   пре­дупреждения и преодоления. В про­исхождении О. п. особенно большую роль играют дефекты  правового  и нравственного   сознания,   содержа­ние потребностей личности, особен­ности характера, эмоционально-во­левой сферы  (см.  Воля). Преступ­ность как вид О. п. изучается пре­имущественно   криминологией,    ис­пользующей наряду с данными дру­гих   наук  результаты  психологиче­ских исследований. Советская кри­минология объясняет преступное по­ведение отдельного человека сочета­нием    результатов    неправильного развития личности и неблагоприят­ной   ситуации,   в   которой   оказался человек.    Непротивоправное    О. п. также в значительной степени оп­ределяется   недостатками   воспита­ния, приводящими к формированию более   или   менее   устойчивых   пси­хологических свойств, способствую­щих   совершению   аморальных   по­ступков.   Первые   проявления  О. п. иногда   наблюдаются   в  детском   и подростковом  возрасте  и  объясня­ются относительно низким уровнем, интеллектуального    развития    (см. Интеллект), незавершенностью про­цесса формирования личности, отри­цательным  влиянием семьи  и  бли­жайшего окружения, зависимостью подростков   от   требований   группы и    принятых    в    ней    ценностных ориентации.   О. п.   у   детей   и   под­ростков  нередко служит средством самоутверждения,    выражает    про­тест против действительной или кажущейся несправедливости взрос­лых. О. п. может сочетаться с до­статочно хорошим знанием нрав­ственных норм, что указывает на необходимость формирования в от­носительно раннем возрасте нравст­венных привычек.

Успешность педагогической работы на сегодняшний день будет зависеть от того, как будут решены вопросы сдерживания и предупреж­дения отклоняющегося поведения, которое охватывает и становится свойственным огромному количеству молодых людей.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави­ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально не­устойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убежде­ний, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, ис­кусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негатив­ные тенденции общественного развития.

В педагогической литературе под девиантным поведением понима­ется отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства соци­альных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и само­реализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений; действий, поступков, высказываний, соверша­емых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В. В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный обра­зец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благо­получию, окружающим и себе. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, при­нятых в данном обществе.

Практическая потребность в изучении причин девиантного поведе­ния школьников и особенностей их воспитания и коррекции поведе­ния велика. Рассмотрим основные из них.

Причины социального и психологического характера. Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является от­ношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда; когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами.

Среди причин психологического и социального характера традици­онно выделяют:

1) дефекты правового и нравственного сознания; 2) содержание потребностей личности; 3) особенности характера;          

4) особенности эмоционально-волевой сферы. Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагопри­ятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспи­тания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайше­го окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценно­стей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством са­моутверждения, протестом против действительности или требова­ний взрослых.

Адцктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка, склон­ность) — термин, обозначающий поведение человека, который зло­употребляет алкоголем или другими наркотическими (токсикоманическими) веществами.

Независимо от того, каким именно веществом злоупотребляет че­ловек, поведение его называется аддиктивным, поскольку в психологическом смысле все это имеет единую природу. Обыденные представ­ления о том, что пьянство «лучше», чем употребление наркотиков, яв­ляются заблуждением. В строго научном смысле употребление креп­кого кофе, чая (тем более «чифиря»), курение табака тоже являются «слабыми наркоманиями». Конечно, внешняя картина поведения, как и субъективное состояние человека после приема того или иного вещества, различна, но суть их одна — изменение психического со­стояния.

Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила алкоголизм как одну из форм наркоманической зависимости и пред­лагает использовать термин «зависимость» как в отношении алкоголя, так и других наркотических средств. В 3-м издании справочника по диагностике и статистике психических расстройств определяются 5 видов веществ, употребляемых человеком для изменения своего психического состояния: алкоголь, барбитураты и седативные сред­ства с аналогичным действием; опиаты; амфетамин и психостимуля­торы с аналогичным действием; препараты индийской конопли (га­шиш, марихуана).Учитывая то, что употребление тех или иных из перечисленных ве­ществ во многом определяется степенью сформированное химиче­ской зависимости, зарубежные ученые предлагают рассматривать стадии развития наркомании в соответствии с тем, какое вещество принима­ет человек:1-я стадия — курение табака (никотиномания);

2-я стадия — употребление алкоголя; 3-я стадия — курение марихуаны; 4-я стадия — употребление собственно наркотических препара­тов, запрещенных для немедицинских целей.

Наркотик отличается от вещества, вызывающего токсикоманию, только с юридической точки зрения. Алкоголь отличается от нарко­тика и токсикоманического вещества в социальном смысле, т. е. про­сто более приемлем для нашего общества в силу сложившихся куль­турно-исторических традиций (так, например, в мусульманских странах люди, придерживаясь запрета на алкоголь, считают вполне социально приемлемым умеренное употребление препаратов из ко­нопли). В психологическом же смысле все эти вещества фактически не отличаются. Поэтому вполне правомерно объединить их термина­ми «психоактивные» или психотропные», т. е. изменяющие психиче­ское состояние.

 

 

 

Общее понятие о механизмах психического развития ребенка в глубинной психологии.

В основных психологических направлениях было сформулировано разное понимание сути и природы психического развития.

Глубинная психология исходила из того, что главной детерминантой развития психики является стремление адаптироваться к среде. Хотя среда впоследствии не понималась ведущими психоаналитиками (кроме Фрейда) как полностью враждебная, считается, что она всегда противостоит конкретному индивиду. При этом психическое развитие рассматривается прежде всего как мотивационное, как становление эмоционально-потребностной сферы человека. Бессознательные стрем­ления служат той силой, которая стимулирует и направляет процесс развития. Так как эта энергия врожденная, то развитие рассматривает­ся, по сути, как саморазвитие, трансформация тех влечений, которые от природы заложены в человеке (агрессии, либидо, тревоги, чувства не­полноценности и т. д.) и не осознаются им. Именно положение о том, что движущие силы психического развития являются врожденными и бессознательными, и объединяет большую группу теорий в единое на­правление.

Важным открытием глубинной психологии было положение о том, что психическое развитие по сути представляет собой процесс социа­лизации ребенка, однако выводы о тотальной насильственности и про­тивоестественности социализации, фрустрирующей стремление чело­века к удовлетворению его влечений, не могут быть признаны доказа­тельными.

Основные механизмы развития, которые также относятся к врож­денным, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем дет­стве. Ведущими механизмами психического развития являются иден­тификация (отождествление) и компенсация. Существенного измене­ния структура личности в дальнейшем уже не претерпевает. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

В глубинной психологии было введено понятие о защитных меха­низмах, предохраняющих личность от конфликта между разными, ам­бивалентными, влечениями. Эти механизмы также влияют на развитие психики, направляя его и придавая ему индивидуальный характер. Бо­лее подробно о механизмах развития и защитных механизмах будет рас­сказано ниже.

Если в классическом психоанализе ведущим фактором считается биологический, то в бихевиоризме развитие психики определяет глав­ным образом среда.

Поведение, в основе которого лежит образование новых связей меж­ду стимулами и реакциями, формируется в процессе жизни ребенка под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакци­ях на них, которую поставляет среда. При этом из всех возможных ре­акций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. То есть адаптация в этой школе, как и в психоанализе, считается главной детерминантой, определяю­щей направление психического развития ребенка.

Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научени­ем, т. е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения научение - более широкое понятие, чем обучение, так как вклю­чает в себя и целенаправленно сформированные при обучении зна­ния. Исследования развития психики в этой школе сводятся к изуче­нию формирования поведения, связей между стимулами S и возникаю­щими на их основе реакциями R (S —> R).

Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы приходили к выводу, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в ос­новном от социального окружения, условий, т. е. от стимулов, постав­ляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодиза­ции, так как считали, что не существует единых для всех детей законо­мерностей развития в данный возрастной период. Доказательством слу­жили их исследования научения у детей разного возраста, которые по­казали, что при целенаправленно обучении уже двух-трехлетние дети умеют не только читать, но и писать и даже печатать на машинке. Та­ким образом, бихевиористы делают вывод о том, что периодизация за­висит от среды: какова среда, таковы и закономерности развития дан­ного ребенка.

Однако невозможность создания возрастной периодизации не ис­ключала, с их точки зрения, необходимость создания функциональной периодизации, которая бы позволила вывести этапы научения, форми­рования определенного навыка. С этой точки зрения этапы развития игровых –способностей, обучения чтению или плаванию являются функ­циональной периодизацией, так же как и этапы формирования умствен­ных действий, разработанные П.Я.Гальпериным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности психического развития одаренных детей, диагностика одаренности.

Наряду со способностью выделяется также одаренность - каче­ственно-своеобразное сочетание способностей, позволяющее дости­гать выдающихся результатов в разнообразных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способ­ности, в то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возмож­ность компенсации невысокого уровня развития одной из способнос­тей за счет других, формирующих одаренность, и индивидуализации стиля выполняемого действия. Например, в хорошей картине важны и рисунок, и колорит, и психологическая точность изображения, и тон­кость выписанных деталей и т.д. В зависимости от совокупности способностей, обеспечивающих высокий уровень рисования, живопи­си, и их иерархии, недостатки цветовой гаммы могут быть компенсированы смелостью и точностью рисунка или выразительностью лиц изображенных на картине людей, или глубиной и новизной замысла и т. п. Так как иерархия отдельных способностей неповторима и никогда не совпадает у разных людей, то и результаты их деятельности (карти­ны, стихи, пошитая одежда или построенные дома) всегда уникальны.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"