Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".
Понятие об отклоняющемся поведении, его виды и диагностика.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ— система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды О. п.— преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.). Связь между этими видами О. п. заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях О. п. значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении О. п. особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы (см. Воля). Преступность как вид О. п. изучается преимущественно криминологией, использующей наряду с данными других наук результаты психологических исследований. Советская криминология объясняет преступное поведение отдельного человека сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Непротивоправное О. п. также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления О. п. иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем, интеллектуального развития (см. Интеллект), незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. О. п. у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. О. п. может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.
Успешность педагогической работы на сегодняшний день будет зависеть от того, как будут решены вопросы сдерживания и предупреждения отклоняющегося поведения, которое охватывает и становится свойственным огромному количеству молодых людей.
Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как правило, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений; действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В. В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.
Практическая потребность в изучении причин девиантного поведения школьников и особенностей их воспитания и коррекции поведения велика. Рассмотрим основные из них.
Причины социального и психологического характера. Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда; когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами.
Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют:
1) дефекты правового и нравственного сознания; 2) содержание потребностей личности; 3) особенности характера;
4) особенности эмоционально-волевой сферы. Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.
Адцктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка, склонность) — термин, обозначающий поведение человека, который злоупотребляет алкоголем или другими наркотическими (токсикоманическими) веществами.
Независимо от того, каким именно веществом злоупотребляет человек, поведение его называется аддиктивным, поскольку в психологическом смысле все это имеет единую природу. Обыденные представления о том, что пьянство «лучше», чем употребление наркотиков, являются заблуждением. В строго научном смысле употребление крепкого кофе, чая (тем более «чифиря»), курение табака тоже являются «слабыми наркоманиями». Конечно, внешняя картина поведения, как и субъективное состояние человека после приема того или иного вещества, различна, но суть их одна — изменение психического состояния.
Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила алкоголизм как одну из форм наркоманической зависимости и предлагает использовать термин «зависимость» как в отношении алкоголя, так и других наркотических средств. В 3-м издании справочника по диагностике и статистике психических расстройств определяются 5 видов веществ, употребляемых человеком для изменения своего психического состояния: алкоголь, барбитураты и седативные средства с аналогичным действием; опиаты; амфетамин и психостимуляторы с аналогичным действием; препараты индийской конопли (гашиш, марихуана).Учитывая то, что употребление тех или иных из перечисленных веществ во многом определяется степенью сформированное химической зависимости, зарубежные ученые предлагают рассматривать стадии развития наркомании в соответствии с тем, какое вещество принимает человек:1-я стадия — курение табака (никотиномания);
2-я стадия — употребление алкоголя; 3-я стадия — курение марихуаны; 4-я стадия — употребление собственно наркотических препаратов, запрещенных для немедицинских целей.
Наркотик отличается от вещества, вызывающего токсикоманию, только с юридической точки зрения. Алкоголь отличается от наркотика и токсикоманического вещества в социальном смысле, т. е. просто более приемлем для нашего общества в силу сложившихся культурно-исторических традиций (так, например, в мусульманских странах люди, придерживаясь запрета на алкоголь, считают вполне социально приемлемым умеренное употребление препаратов из конопли). В психологическом же смысле все эти вещества фактически не отличаются. Поэтому вполне правомерно объединить их терминами «психоактивные» или психотропные», т. е. изменяющие психическое состояние.
Общее понятие о механизмах психического развития ребенка в глубинной психологии.
В основных психологических направлениях было сформулировано разное понимание сути и природы психического развития.
Глубинная психология исходила из того, что главной детерминантой развития психики является стремление адаптироваться к среде. Хотя среда впоследствии не понималась ведущими психоаналитиками (кроме Фрейда) как полностью враждебная, считается, что она всегда противостоит конкретному индивиду. При этом психическое развитие рассматривается прежде всего как мотивационное, как становление эмоционально-потребностной сферы человека. Бессознательные стремления служат той силой, которая стимулирует и направляет процесс развития. Так как эта энергия врожденная, то развитие рассматривается, по сути, как саморазвитие, трансформация тех влечений, которые от природы заложены в человеке (агрессии, либидо, тревоги, чувства неполноценности и т. д.) и не осознаются им. Именно положение о том, что движущие силы психического развития являются врожденными и бессознательными, и объединяет большую группу теорий в единое направление.
Важным открытием глубинной психологии было положение о том, что психическое развитие по сути представляет собой процесс социализации ребенка, однако выводы о тотальной насильственности и противоестественности социализации, фрустрирующей стремление человека к удовлетворению его влечений, не могут быть признаны доказательными.
Основные механизмы развития, которые также относятся к врожденным, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Ведущими механизмами психического развития являются идентификация (отождествление) и компенсация. Существенного изменения структура личности в дальнейшем уже не претерпевает. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.
В глубинной психологии было введено понятие о защитных механизмах, предохраняющих личность от конфликта между разными, амбивалентными, влечениями. Эти механизмы также влияют на развитие психики, направляя его и придавая ему индивидуальный характер. Более подробно о механизмах развития и защитных механизмах будет рассказано ниже.
Если в классическом психоанализе ведущим фактором считается биологический, то в бихевиоризме развитие психики определяет главным образом среда.
Поведение, в основе которого лежит образование новых связей между стимулами и реакциями, формируется в процессе жизни ребенка под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которую поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. То есть адаптация в этой школе, как и в психоанализе, считается главной детерминантой, определяющей направление психического развития ребенка.
Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т. е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения научение - более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Исследования развития психики в этой школе сводятся к изучению формирования поведения, связей между стимулами S и возникающими на их основе реакциями R (S —> R).
Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы приходили к выводу, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, условий, т. е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили их исследования научения у детей разного возраста, которые показали, что при целенаправленно обучении уже двух-трехлетние дети умеют не только читать, но и писать и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делают вывод о том, что периодизация зависит от среды: какова среда, таковы и закономерности развития данного ребенка.
Однако невозможность создания возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимость создания функциональной периодизации, которая бы позволила вывести этапы научения, формирования определенного навыка. С этой точки зрения этапы развития игровых –способностей, обучения чтению или плаванию являются функциональной периодизацией, так же как и этапы формирования умственных действий, разработанные П.Я.Гальпериным.
Особенности психического развития одаренных детей, диагностика одаренности.
Наряду со способностью выделяется также одаренность - качественно-своеобразное сочетание способностей, позволяющее достигать выдающихся результатов в разнообразных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможность компенсации невысокого уровня развития одной из способностей за счет других, формирующих одаренность, и индивидуализации стиля выполняемого действия. Например, в хорошей картине важны и рисунок, и колорит, и психологическая точность изображения, и тонкость выписанных деталей и т.д. В зависимости от совокупности способностей, обеспечивающих высокий уровень рисования, живописи, и их иерархии, недостатки цветовой гаммы могут быть компенсированы смелостью и точностью рисунка или выразительностью лиц изображенных на картине людей, или глубиной и новизной замысла и т. п. Так как иерархия отдельных способностей неповторима и никогда не совпадает у разных людей, то и результаты их деятельности (картины, стихи, пошитая одежда или построенные дома) всегда уникальны.