Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".

Работа содержит 1 файл

Возраст. псх..doc

— 656.50 Кб (Скачать)

Важной проблемой является соотнесение одаренности с общими уровнем интеллекта и творчества. Часто одаренность прямо отожде­ствляют с творческими способностями, с быстротой и легкостью на­хождения неочевидных решений разнообразных задач и умением по­лучить принципиально новый результат. Новизна продукта и путей решения не всегда совпадают между собой, что подчеркивает слож­ность соотнесения чисто интеллектуальных способностей с творче­ством и доказывает необходимость выделения понятий общая (ин­теллектуальная) одаренность и специальная одаренность, кото­рая может и не соотноситься прямо с высокими показателями в тес­тах интеллекта. Например, превышение уровня 135 баллов по шкале Бине - Симона или Станфорда - Бине, оцениваемое как высокий уро­вень интеллектуальных способностей (и общей одаренности), не обя­зательно сопровождается высокой продуктивностью именно в твор­ческой сфере. Поэтому в последнее время уделяется значительное вни­мание изучению «неинтеллектуальных» факторов специальной ода­ренности, необходимых для творческой деятельности в определенных сферах.

Психодинамический аспект способностей и одаренности часто про­является в характеристиках, не связанных напрямую с конкретной дея­тельностью, например в хорошей механической памяти, любознатель­ности, чувстве юмора, высокой пластичности, хорошем распределении и высокой концентрации внимания, иногда сочетающихся с активно­стью и даже импульсивностью.

Одаренность можно рассматривать как следующий уровень инди­видуальности, связанный с сочетанием различных качеств между со­бой. Такое сочетание характерно для людей, имеющих ярко выраженную латеральность в организации мозга, т. е. явных «левшей» и «прав­шей». Если для первых характерны более высокий уровень эмотивности, образность и склонность к творчеству в художественной деятельно­сти, то у правшей больше выражено логическое, рациональное начало, ослабляющее эмоциональность и направляющее активность в большей степени на поиск правильного решения, а не разнообразных путей его достижения.

Система индивидуальных черт складывается в тип личности, т. е. в структуру, имеющую четкую иерархию черт, которая определяет пред­расположенность к конкретному, «типичному» характеру взаимодействия со средой. Наиболее общий параметр для типологии - разделение по половому признаку, которое наблюдается и у животных. Современные исследования показали, что для маскулинного типа характерны боль­ший разброс выраженности признаков, чем для фемининного, и более выраженная склонность к риску, предприимчивость, вариативность по­ведения.

ОДАРЕННОСТЬ — 1) качест­венно своеобразное сочетание спо­собностей, обеспечивающее успеш­ность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсиро­вать недостаточность отдельных спо­собностей за счет преимуществен­ного развития других; 2) общие спо­собности, или общие моменты спо­собностей, обусловливающие ши­роту возможностей человека, уро­вень и своеобразие его деятельно­сти; 3) умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуаль­ная характеристика познаватель­ных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, приходных данных, харак­теристика степени выраженности и своеобразия природных предпо­сылок способностей; 5) талантли­вость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в де­ятельности. Многозначность терми­на «О.» указывает на многоаспектность проблемы целостного подхо­да к сфере способностей. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей требует ком­плексного изучения: психофизиоло­гического, дифференциально-психо­логического и социально-психоло­гического.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ —дети, обнаруживающие общую или спе­циальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Ода­ренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ро­весников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэф­фициент интеллектуальности). Зна­чение такого показателя не сле­дует преувеличивать, поскольку пер­востепенное значение имеет творче­ская сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музы­ки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и вы­раженностью более специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайны­ми достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркин­дами. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка не являются достаточным залогом будущего та­ланта. Врожденные задатки — только одно из условий сложного процесса становления индивидуаль­но-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы

от возраста: они во многом обу­словлены темпом созревания и воз­растными изменениями. Оценка ода­ренности не может основываться только на тестировании — степень и своеобразие ее обнаруживаются в ходе обучения и воспитания, при вы­полнении детьми той или иной со­держательной деятельности. Ранняя специализация не должна быть преждевременной, чрезмерной. Вы­явлению и развитию О. д. призваны содействовать «специальные школы (например, Музыкальные, мате­матические), факультативные заня­тия, разнообразные кружки, студии, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т. д. Недопу­стимо задерживать развитие О. д. Учебная нагрузка, формы обучения и воспитания таких детей должны соответствовать их возможностям. Забота об О. д. предполагает соче­тание развития способностей с об­щеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности.

 

 

Понятие нормы, теоретическая, эмпирическая, индивидуальная.

Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума, соответственно её возрасту, полу, психосоциальному развитию.

Выделяются следующие подходы к определению понятия «норма».

Статистический подход. Он базируется на измерении индивиду­альных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шка­ле признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств, или признаков, подчиняется нормальному закону. Такое распределение может быть представлено графически в виде кривой Гаусса, или частотной кривой, которая име­ет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.

Нормальным признается такое значение признака, которое оказы­вается в пределах среднего или оговоренной меры распределения, как правило выраженной в виде стандартного отклонения. Показатели, мыходящие за установленные (по статистическим правилам) грани­цы, считаются ненормальными. Таким образом, статистические ме­тоды позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки (рения изменчивости определенного количественного признака ин­дивида.

Преимущества статистического подхода заключаются в том, что нор­му можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Кроме того, как максимальная частота появления определенного пока­зателя, она соответствует общепринятому представлению нормально­сти. Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьез­ных трудностей и расходится с реальными фактами. Недостатки зак­лючаются в следующем:

. редко встречающиеся значения изучаемого признака рассматрива­ются как аномальные; в частности, при статистическом подходе ода­ренность следует рассматривать как отклонение от нормы, т. е. как патологию;

. статистически определяемая норма имеет ситуативный характер; она дает представление о признаке «здесь и сейчас» и, строго говоря, не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;

. статистически определяемая норма применима, если используется один репрезентативный показатель; наличие двух и большего числа по­казателей приведет к тому, что кривые распределения для каждого бу­ду т давать свой вариант границ нормы, а их объединение сузит диапазон нормы, взятый одновременно по двум и более показателям;

. статистическое определение нормы не обеспечивает содержатель­ною толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;

. все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, невозможно оценить в категориях статистичес­кой нормы. Функционально-системный подход. В теории функциональных систем i и шсновывается принципиально иной подход к понятию нормы. В этом слу-ч.1с норма понимается не как набор стандартных критериев, а как про­носе, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К. В. Судаков, психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования жие системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.

Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию понят нормы и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержаг (в отличие от статистической нормы). Однако подобное толкование и» ет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. дискуссионными при этом подходе остаются способы описания возрастной нормы и установления ее критериев. Медико-биологический подход. Этот подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе ЦНС. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, саЦ нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств (социальных условий, развития на ки и т. п.).

Иными словами, понятие нормы является динамичной категории функционирующей, однако, в определенных пределах, которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В  результате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные и довольно че представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений т. е. статистические нормы.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения - их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленное развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических сист Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в перед которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития; последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы. Понятие «индивидуальная норма» подразумевает отсутствие общих нормативов для всех детей, существенно отличающихся друг от друга и по своим индивидуальным особенностям, и по социальной ситуации развития. Особенно важным при рассмотрении индивидуальных нор­мативов психического развития является учет психодинамических осо­бенностей, которые часто практически не принимались в расчет ни при диагностике, ни при обучении и воспитании детей, ни при теоретиче­ском анализе возможных вариантов их онтогенетического развития. Но показатели психодинамики (особенно в крайних ее вариантах) могут   существенно изменить время возникновения того или иного свойства, или качества, психики.Например, у импульсивных детей ориентировочная стадия действия возникает значительно позднее, чем это указано в среднестатистиче­ской норме, - не в 2,5 -3 года, а в 4 и даже в 4,5 года, что компенсирует­ся быстротой выполнения исполнительского этапа действия или опера­ции. Однако такое отставание у ригидного ребенка может свидетель­ствовать уже о нарушении или задержке психического развития, так как в этом случае ориентировка должна формироваться раньше, чем по средней норме.

 

Онтогенез и жизненный путь – общее и отличие.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивиду­ального развития человека от рож­дения до смерти. Оно часто упот­ребляется как синоним понятий «время жизни» и «жизненный цикл», однако их содержание различно. Понятие «время жизни» означает временной интервал между рож­дением и смертью человека, про­должительность жизни безотноси­тельно к ее содержанию. Термин «жизненный цикл» подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные аспекты развития. Эти циклы могут быть биологиче­скими (последовательные этапы рождения, роста, созревания, ста­рения и смерти — см. Онтогенез); социальными (усвоение, выполне­ние и, наконец, утрата определен­ных комплексов трудовых, семей­ных и прочих социальных ролей); смешанными, биосоциальными (сме­на возрастных поколений, где биологические закономерности старения дополняются социальными, в силу к-рых младшие сначала учатся у старших, затем действуют наряду с ними и наконец сменяют их). Кроме индивидуального жиз­ненного цикла, говорят также о циклах семейной жизни (вступле­ние в брак — рождение детей — семья с детьми разного возраста — семья, из которой уже ушли взрос­лые дети и т. д.), профессиональ­ной карьеры (от выбора профес­сии до ухода на пенсию) и т. п. По­нятие «жизненный цикл» предпо­лагает некоторую замкнутость, за­вершенность процесса, центр к-рого находится в нем самом, а после­довательность стадий жестко детер­минирована. Между тем важней­шие этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодей­ствия с другими людьми и соци­альными институтами, к-рое не может быть описано в циклических терминах. В отличие от «жизнен­ного цикла» Ж. п. характеризу­ется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тен­денций, линий и возможностей раз­вития. В зависимости от иссле­довательских задач и стиля мыш­ления естественные и социальные науки по-разному периодизируют Ж. п. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критиче­ских, или сензитивных, периодов, когда организм отличается повы­шенной восприимчивостью к каким-то определенным внешним или внутренним факторам, воздействие к-рых именно в этой и никакой дру­гой точке развития производит в-нем важные необратимые измене­ния. Социологи говорят о соци­альных переходах, поворотных пунк­тах развития, к-рым нередко со­путствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально из­меняющие социальное положение, статус или структуру деятельности индивида (поступление в школу, гражданское          совершеннолетие,

вступление в брак и т. п.). Поскольку критические периоды и социаль­ные переходы обычно сопровожда­ются существенной и подчас болез­ненной   психической   перестройкой, в   психологии   для   описания   этих процессов  используется  особое по­нятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, к-рые призна­ются   статистически   нормальными, типичными   для   данного   возраста или   стадии   Ж.   п.    (см.   Кризисы возрастные). Знание этих критиче­ских периодов и нормативных жиз­ненных кризисов имеет важное прак­тическое значение. Ж. п. личности, как  и  история человечества,  пред­ставляет   собой   результат   сцепле­ния   множества   индивидуально-не­повторимых   характеров   и   обстоя­тельств, к-рые не могут быть опи­саны  лишь  в  терминах  безличных структур   и   процессов.   Жизненные события,   представляющие   интерес для психотерапевта-биографа, име­ют   не  только   объективное   значе­ние,   но   и   субъективный   личност­ный    смысл,    расшифровка    которого требует специальных  источников  и методов   познания   (см.   Биографи­ческий  метод).   Ни   одно   жизнен­ное событие не может быть понято без   соотнесения   его  с:   1)   хроно­логическим   возрастом   индивида   в момент совершения этого события;

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"