Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".
Важной проблемой является соотнесение одаренности с общими уровнем интеллекта и творчества. Часто одаренность прямо отождествляют с творческими способностями, с быстротой и легкостью нахождения неочевидных решений разнообразных задач и умением получить принципиально новый результат. Новизна продукта и путей решения не всегда совпадают между собой, что подчеркивает сложность соотнесения чисто интеллектуальных способностей с творчеством и доказывает необходимость выделения понятий общая (интеллектуальная) одаренность и специальная одаренность, которая может и не соотноситься прямо с высокими показателями в тестах интеллекта. Например, превышение уровня 135 баллов по шкале Бине - Симона или Станфорда - Бине, оцениваемое как высокий уровень интеллектуальных способностей (и общей одаренности), не обязательно сопровождается высокой продуктивностью именно в творческой сфере. Поэтому в последнее время уделяется значительное внимание изучению «неинтеллектуальных» факторов специальной одаренности, необходимых для творческой деятельности в определенных сферах.
Психодинамический аспект способностей и одаренности часто проявляется в характеристиках, не связанных напрямую с конкретной деятельностью, например в хорошей механической памяти, любознательности, чувстве юмора, высокой пластичности, хорошем распределении и высокой концентрации внимания, иногда сочетающихся с активностью и даже импульсивностью.
Одаренность можно рассматривать как следующий уровень индивидуальности, связанный с сочетанием различных качеств между собой. Такое сочетание характерно для людей, имеющих ярко выраженную латеральность в организации мозга, т. е. явных «левшей» и «правшей». Если для первых характерны более высокий уровень эмотивности, образность и склонность к творчеству в художественной деятельности, то у правшей больше выражено логическое, рациональное начало, ослабляющее эмоциональность и направляющее активность в большей степени на поиск правильного решения, а не разнообразных путей его достижения.
Система индивидуальных черт складывается в тип личности, т. е. в структуру, имеющую четкую иерархию черт, которая определяет предрасположенность к конкретному, «типичному» характеру взаимодействия со средой. Наиболее общий параметр для типологии - разделение по половому признаку, которое наблюдается и у животных. Современные исследования показали, что для маскулинного типа характерны больший разброс выраженности признаков, чем для фемининного, и более выраженная склонность к риску, предприимчивость, вариативность поведения.
ОДАРЕННОСТЬ — 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, приходных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина «О.» указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологическ
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ —дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка не являются достаточным залогом будущего таланта. Врожденные задатки — только одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы
от возраста: они во многом обусловлены темпом созревания и возрастными изменениями. Оценка одаренности не может основываться только на тестировании — степень и своеобразие ее обнаруживаются в ходе обучения и воспитания, при выполнении детьми той или иной содержательной деятельности. Ранняя специализация не должна быть преждевременной, чрезмерной. Выявлению и развитию О. д. призваны содействовать «специальные школы (например, Музыкальные, математические), факультативные занятия, разнообразные кружки, студии, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т. д. Недопустимо задерживать развитие О. д. Учебная нагрузка, формы обучения и воспитания таких детей должны соответствовать их возможностям. Забота об О. д. предполагает сочетание развития способностей с общеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности.
Понятие нормы, теоретическая, эмпирическая, индивидуальная.
Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума, соответственно её возрасту, полу, психосоциальному развитию.
Выделяются следующие подходы к определению понятия «норма».
Статистический подход. Он базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств, или признаков, подчиняется нормальному закону. Такое распределение может быть представлено графически в виде кривой Гаусса, или частотной кривой, которая имеет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.
Нормальным признается такое значение признака, которое оказывается в пределах среднего или оговоренной меры распределения, как правило выраженной в виде стандартного отклонения. Показатели, мыходящие за установленные (по статистическим правилам) границы, считаются ненормальными. Таким образом, статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки (рения изменчивости определенного количественного признака индивида.
Преимущества статистического подхода заключаются в том, что норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Кроме того, как максимальная частота появления определенного показателя, она соответствует общепринятому представлению нормальности. Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьезных трудностей и расходится с реальными фактами. Недостатки заключаются в следующем:
. редко встречающиеся значения изучаемого признака рассматриваются как аномальные; в частности, при статистическом подходе одаренность следует рассматривать как отклонение от нормы, т. е. как патологию;
. статистически определяемая норма имеет ситуативный характер; она дает представление о признаке «здесь и сейчас» и, строго говоря, не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;
. статистически определяемая норма применима, если используется один репрезентативный показатель; наличие двух и большего числа показателей приведет к тому, что кривые распределения для каждого буду т давать свой вариант границ нормы, а их объединение сузит диапазон нормы, взятый одновременно по двум и более показателям;
. статистическое определение нормы не обеспечивает содержательною толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;
. все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы. Функционально-системный подход. В теории функциональных систем i и шсновывается принципиально иной подход к понятию нормы. В этом слу-ч.1с норма понимается не как набор стандартных критериев, а как проносе, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К. В. Судаков, психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования жие системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.
Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию понят нормы и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержаг (в отличие от статистической нормы). Однако подобное толкование и» ет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. дискуссионными при этом подходе остаются способы описания возрастной нормы и установления ее критериев. Медико-биологический подход. Этот подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе ЦНС. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, саЦ нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств (социальных условий, развития на ки и т. п.).
Иными словами, понятие нормы является динамичной категории функционирующей, однако, в определенных пределах, которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В результате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные и довольно че представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений т. е. статистические нормы.
Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения - их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленное развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических сист Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в перед которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития; последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы. Понятие «индивидуальная норма» подразумевает отсутствие общих нормативов для всех детей, существенно отличающихся друг от друга и по своим индивидуальным особенностям, и по социальной ситуации развития. Особенно важным при рассмотрении индивидуальных нормативов психического развития является учет психодинамических особенностей, которые часто практически не принимались в расчет ни при диагностике, ни при обучении и воспитании детей, ни при теоретическом анализе возможных вариантов их онтогенетического развития. Но показатели психодинамики (особенно в крайних ее вариантах) могут существенно изменить время возникновения того или иного свойства, или качества, психики.Например, у импульсивных детей ориентировочная стадия действия возникает значительно позднее, чем это указано в среднестатистической норме, - не в 2,5 -3 года, а в 4 и даже в 4,5 года, что компенсируется быстротой выполнения исполнительского этапа действия или операции. Однако такое отставание у ригидного ребенка может свидетельствовать уже о нарушении или задержке психического развития, так как в этом случае ориентировка должна формироваться раньше, чем по средней норме.
Онтогенез и жизненный путь – общее и отличие.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Оно часто употребляется как синоним понятий «время жизни» и «жизненный цикл», однако их содержание различно. Понятие «время жизни» означает временной интервал между рождением и смертью человека, продолжительность жизни безотносительно к ее содержанию. Термин «жизненный цикл» подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные аспекты развития. Эти циклы могут быть биологическими (последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти — см. Онтогенез); социальными (усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых, семейных и прочих социальных ролей); смешанными, биосоциальными (смена возрастных поколений, где биологические закономерности старения дополняются социальными, в силу к-рых младшие сначала учатся у старших, затем действуют наряду с ними и наконец сменяют их). Кроме индивидуального жизненного цикла, говорят также о циклах семейной жизни (вступление в брак — рождение детей — семья с детьми разного возраста — семья, из которой уже ушли взрослые дети и т. д.), профессиональной карьеры (от выбора профессии до ухода на пенсию) и т. п. Понятие «жизненный цикл» предполагает некоторую замкнутость, завершенность процесса, центр к-рого находится в нем самом, а последовательность стадий жестко детерминирована. Между тем важнейшие этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия с другими людьми и социальными институтами, к-рое не может быть описано в циклических терминах. В отличие от «жизненного цикла» Ж. п. характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. В зависимости от исследовательских задач и стиля мышления естественные и социальные науки по-разному периодизируют Ж. п. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сензитивных, периодов, когда организм отличается повышенной восприимчивостью к каким-то определенным внешним или внутренним факторам, воздействие к-рых именно в этой и никакой другой точке развития производит в-нем важные необратимые изменения. Социологи говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, к-рым нередко сопутствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально изменяющие социальное положение, статус или структуру деятельности индивида (поступление в школу, гражданское совершеннолетие,
вступление в брак и т. п.). Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются существенной и подчас болезненной психической перестройкой, в психологии для описания этих процессов используется особое понятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, к-рые признаются статистически нормальными, типичными для данного возраста или стадии Ж. п. (см. Кризисы возрастные). Знание этих критических периодов и нормативных жизненных кризисов имеет важное практическое значение. Ж. п. личности, как и история человечества, представляет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, к-рые не могут быть описаны лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, представляющие интерес для психотерапевта-биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный личностный смысл, расшифровка которого требует специальных источников и методов познания (см. Биографический метод). Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его с: 1) хронологическим возрастом индивида в момент совершения этого события;