Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".

Работа содержит 1 файл

Возраст. псх..doc

— 656.50 Кб (Скачать)

Младенцы из племени эфе большую часть времени проводят вдали от матери и еще реже общаются с отцом. Но, они всегда находятся и пределах слышимости и видимости десятка других людей - членов большой семьи, которые постоянно включены в жизнь ее подрастающих членов и заботятся о них. Результаты исследования свидетельствую, что, несмотря на множество опекунов, дети в племени эфе растут эмоционально здоровыми и социально адаптированными. У младенцев устанавливаются тесные эмоциональные связи со многими людьми («множеством матерей»), что имеет функциональное значение для общее! мл, представляющего собой аналог первобытного, так как способствует, но первых, формированию коллективистских ценностей и норм и, во-вторых, выживанию племени в условиях высокой смертности.

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, при­тязающего на взрослость, до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жиз­ненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю по­зицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Имен­но в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют чело­века в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диа­пазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низмен­ного, злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции- весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих соб­ственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит созна­тельно разрушить или принять исторически обусловленные нормати­вы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отроче­стве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи го­сударства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него при­емлемой и, следовательно, единственно правильной.

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего мес­та в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмысле­нию всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей («Если бы молодость знала...»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убежде­ния и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека.

Юность - период жизни, когда над другими чувствами может до­минировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

Юность - период, когда молодой человек продолжает рефлексиро­вать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близ­ких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочест­ве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредствен­ные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

Юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его де­вушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе -стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испыты­вают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от ду­ховных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у дру­гих - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последст­вия развития личности.

Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ус­кользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым -ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезору­жить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.

Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает ре­ально овладевать защитными механизмами, которые не только позво­ляют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укреп­ляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать возможное пове­дение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, ко­торая может защитить больше, чем физическая сила. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Всту­пив в юность подростком, молодой человек завершает этот периодистинной взрослостью, когда он действительно сам определяет дли себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться психологическом статусе подростка.                                                     Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др. В юности получает новое развитие механизм идентификации - обособления. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании! впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утончает сферу; чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.         

В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувст­во личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.   Идентификация-обособление в  юности  имеет  свою  специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других Я возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержи­мой ненависти. Любовь - всегда идентификация в высшей степени. Ненависть - всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юно­сти происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.

Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток, вырастая из детства и трепетно входя в период юности, обретает воз­можность второго рождения личности. Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого вчувствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно - холод­ного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и по­зволяют занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному рос­ту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственных ориентации. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентации и притяза­ний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особен­ностей, характеризующих личность.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Зна­менательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяго­теть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

Юноша несет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в ситуациях горячечных моло­дежных споров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемо­го поступка. Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредст­венной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захле­стывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимо­сти, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта стар­шего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудно­го сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси - теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близких и теперь уже окончательно принять их как тако­вых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоян­ство мировоззрения, ценностных ориентации, органически сочетающих в себе не только независимость, но и понимание необходимости зависи­мости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.

 

 

 

 

Взаимосвязь мышления и речи в психическом развитии ребенка.

 

Мышление и речь влияют друг на друга в онтогенезе, однако со­держание этих влияний также изменчиво и неоднозначно. До трех лет, отмечал Л.С. Выготский, они развиваются независимо: мыш­ление остается доречевым (преимущественно наглядно-действен­ным), а речь допонятийной и доинтеллектуальной. «Встреча» этих функций происходит в три года [5].

Диалектика отношения этих функций может быть понята на основе принципа дифференциации в психическом развитии [15].

Многие известные психологи прошлого обращали внимание на синкретичность первых слов ребенка, на неразделенность в них аффекта и интеллекта. Согласно современным эксперименталь­ным данным, в конце первого года жизни у ребенка складывает­ся картина внешнего мира и своих с ним взаимоотношений в виде крупных целостных единиц. К. Нельсон назвала эти единицы, которые включают знание не об объекте, а о событии, ^сценария­ми». Сценарии содержат объект, условия его появления, инфор­мацию о взаимодействии ребенка с этим объектом и со взрослым по поводу этого объекта. Таким образом, первичные целостные представления ребенка аффективно окрашены, слиты с пережи­ванием собственной активности и являются еще более «концен­трированно» синкретичными, чем в раннем возрасте. Поэтому и первые слова, по мнению К. Нельсон, обозначают не объекты ине действия, а именно сценарии (это наблюдение снимает проти­воречивые данные о том, что же все-таки появляется в речи де­тей раньше — существительные или глаголы). Этот период рече­вого развития можно назвать скорее протоязыком. Дальнейшее его развитие осуществляется по двум связанным линиям диффе­ренциации. Во-первых, это разложение когнитивных целостностей на элементы и, во-вторых, переход от контекстуального протоязыка к собственно символическому использованию слов за пределами ситуации, что требует усиления функции анализа, т.е. «подключения» к речи мышления.

Речь долго остается неосознанной и непроизвольной: ребенок не может выделить звуки, которые он произносит в словах. На­пример, ему трудно назвать звукосочетание «нг», несмотря на то, что он может произнести слово «Сингапур», содержащее эти зву­ки. Таким образом, в течение некоторого времени все функции речи в основном работают внутри восприятия. Но взрослеющий ребенок может выделять в речи сначала слова, затем отдельные слоги и, наконец, отдельные звуки. Это также говорит об усиле­нии функции анализа в речи.

Однако для развития смысловой функции речи необходимо также и усиление функции обобщения (синтеза): звучащая сто­рона речи подчинена смысловой, за значением слова стоят не ас­социации, а абстракция и обобщение, потому что вещей больше, чем слов. Слово обобщает предметы. Обобщение это может быть неосознанным и непроизвольным, и тогда у ребенка формируют­ся житейские понятия, которыми он может пользоваться всю жизнь, однако уровень обобщения в них невысок, и потому су­ществует риск ошибок в распознавании предметов. Теоретичес­кие понятия построены на генетическом (по происхождению) анализе и синтезе качеств обобщаемых предметов, и потому они раскрывают не внешние проявления, а сущность вещей.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"