Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:45, шпаргалка

Описание работы

1.Рефлекторная деятельность мозга. Материальные процессы, протекающие в коре головного мозга, иначе говоря, высшая нервная деятельность, являются материальной основой психики, Поэтому законы высшей нервной деятельности, открытые И.П. Павловым, имеют исключительно важное значение для психологии.
Основная форма взаимодействия организма со средой — рефлекс - ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы. Рефлекторные действия организма могут возникать под влиянием внешних или внутренних раздражителей. К внешним раздражителям относятся воздействия, исходящие из внешнего мира (звуки, свет, вкус, запах, высокая или низкая температура и т. п.); к внутренним раздражителям — воздействия, исходящие из внутренней среды организма (изменения в деятельности внутренних органов).

Работа содержит 1 файл

псих.docx

— 71.08 Кб (Скачать)

принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическомуи генетическому

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить  на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные ощущения

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека — Н. А. Бернштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстерорецеотивные ощущения

Третьей и самой большой  группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Генетическая классификация  ощущений

Генетическая классификация  позволяет выделить два вида чувствительности:

  1. протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);
  2. эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.

Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

2. Формирование научного мировоззрения учащихся осуществляется в процессе целенаправленного планомерно организованного обучения и воспитания. В структуре мировоззренческих знаний, наряду с понятиями и категориями философского характера имеют место частнонаучные и профессиональные блоки, приобретающие в системе мировоззренческого знания именно мировоззренческий смысл.

Исследования, посвященные изучению проблемы формирования научного мировоззрения  учащихся, проводились учеными педагогами и психологами. Научная педагогическая концепция исходит из идеи целостного становления личности в системе  общественных отношений, деятельности, общения в органическом единстве ее мировоззренческого сознания чувств и воли

12.

1. Восприятие — целостное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — познание качества целого, а не его отдельных свойств.

По модальности выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

По объему восприятия выделяют:

• восприятие пространства;

• восприятие времени;

• восприятие изображений, спектаклей и кинофильмов. Свойства восприятия:

• предметность — выполняет  ориентирующую и регулирующую функции  в практической деятельности;

• целостность восприятия складывается на основе обобщения значений об отдельных свойствах и качествах  предмета, полученных в виде различных  ощущений;

• константность восприятия — способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине независимо от меняющихся условий;

• категориальность — сознательное восприятие предмета, т.е. мысленное отнесение его к определенной группе, классу;

• структурность восприятия.

2. Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т.п.

Принципы обучения – это историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости  от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки  и культуры в нем. 

В учебном процессе все  дидактические принципы очень тесно  переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них  лежит в основе обучения. Однако они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно  соответствовало логике познания как  такового. Специфические связи и  взаимообусловленность отдельных  элементов процесса обучения осуществляются при соблюдении: сознательности и  активности обучающихся; наглядности  обучения; систематичности и последовательности; доступности обучения; прочности  овладения знаниями, умениями и навыками; научности обучения; связи обучения с жизнью (теории с практикой); индивидуального  похода к обучающимся.

13.

1. Мышление неразрывно связано с речью. Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которых является наследственным, остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием).

Мысль обретает в слове необходимую  материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем  лучше продумана мысль, тем более  четко и ясно она выражается в  словах, в речи.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи  и отношения между познавательными  объектами. Оно связано с непосредственно  воспринимаемым предметом. Только с  появлением речи становится возможным  отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление  или понятие о нем в специальном  слове. Мысль обретает в слове  материальную оболочку. Мысль возникает  и развивается в неразрывной  связи с речью: чем глубже и  основательнее продумана, тем более  четко и ясно выражена.

2. Методы воспитательного воздействия (методы воспитания) - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем - воспитателем.

Метод может быть также определен и как способ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, игровой, спортивной, художественно-эстетической, экологической), в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее социальное и физическое развитие.

Методы воспитания следует  отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

Метод воспитания реализуется  через деятельность учителя - воспитателя.

Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие:

  • Цели и задачи воспитания: цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.
  • Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.
  • Уровень сформированности коллектива (школьного класса):по мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их индивидуальная и личностная корректировка.
  • Условия воспитания: к ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в классе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

14.

1.  одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. 

Существуют различные типологии  памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это:

1. Объем -  способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания  - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.

3. Точность -  точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении

4. Длительность — способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению -  способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

2. Основные категории педагогики

Воспитание

имеет в педагогической науке  два смысла. В широком – это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него определенной системы ценностей; воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования интеллекта, духовных и физических сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности.

В узком смысле воспитание – это систематическое, целенаправленное воздействие на воспитуемых с  целью формирования у них определенных, конкретных качеств, взглядов, убеждений, желаемого отношения к людям  и явлениям окружающего мира.

Воспитание также трактуется еще в более конкретном значении – как решение определенной воспитательной задачи.

Самовоспитание

– осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у  себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения.

Обучение

– целенаправленный процесс  взаимодействия обучающих и обучающихся (обучаемых) по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений. При этом деятельность обучающих называется преподаванием, а деятельность обучающихся – учением.

Образование

– процесс и результат  освоения определенных обществом уровней  культурного наследия, овладения  учащимися системой знаний, навыков  и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей; педагогически  организованный процесс передачи накопленной  людьми культуры и связанный с  ним уровень индивидуального  развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"