Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".
1.Методология
научного исследования
в социальной психологии.
Имеет 3 уровня.
1.Общая.методология – общ.фил.подход, общий способ познания(позитивизм/идеализм).
2.Частная(спец.)
– сов-ть методол.принципов,
Это
реал-я фил.принципа, применительно
к специфич.объекту
а)это совм.соц.деят-ть людей,
б)субъект деят-ти не только индивид, но и группа,
в)изучаются атрибуты кол.
3.Методология
– сов-ть конкр.приемов
- метод (стратегия исследования)
-методика
(способ фиксации эмпир.данных
– техника).Метод,приложенный
Но эмпир.методики не могут рассм-ся изолировано от общ. и спец. Методологии.
Любой
методол.прием(анкета,тест,
Методы соц.пси-ии.
1.методы исследования:
А)методы сбора инф-ии:
- эксперимент
-наблюдение
-метод анализа документов (контент-анализ)
- метод изучения межличностных отношений
- социометрия
- опрос: анкета, интервью (беседа)
- шкалы
- тесты (личностные)
Б) Анализа и обработки данных:
- факторный, корреляционный, кластерный, дисперсионный - все виды анализа
- составление классификаций и типологий
2. Воздействия:
-
тренинг(групп.дискуссия,рол.
- консультирование(беседа)
Специфика научного исследования в социальной психологии.
1.
Социально-психологическое
Пр. Бихевиористы - осн. внимание удел. поведению
Психоанилиз -
Когнитивисты -
Интеракционисты -
Соц. псих. - осн. принцип - деятельность (совмест.). Отсюда межличностные отношения и т.д.
2.
В социальной психологии не
существует теорий. Теория должна
охватывать весь предмет
3.
Для социально-
4. Существует зависимость данных от экспериментатора, его ориентации и личностных качеств.
Специфика психологического
5. Сложность объекта исследования (личность, группа), который постоянно меняется.
Для научного исследования с позиций современной методологии науки характерно следующее(черты науч.исследования) по Андреевой:
1) наличие конкретного объекта и предмета исследования. Своеобразие социальной психологии также связано с особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Указанные объекты, как правило, не имеют физических (например, пространственных) границ, либо эти границы сильно размыты.
Такими
объектами, прежде всего, являются: личность
отдельного человека (как индивида, “одетого”
в отношения), общности личностей.
Предметом социально-психологического
исследования является поведение личности
в социальном взаимодействии.
2) дифференцированное решение эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) и теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных задач; Методологические, эмпирические и логические задачи в социальной психологии зачастую взаимно переплетены и не поддаются дифференциации.
3) четкое различение между установленными фактами и гипотезами; В социальной психологии (как и в других гуманитарных науках) роль теории и взаимосвязи ее с открываемыми фактами и установками исследователей несравненно значительнее, чем в естественных науках.
4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений.
2.Общая характеристика методов сбора данных в социально-психологическом исследовании.
Весь
набор методов можно
1.методы исследования
2. методы воздействия.
Методы исследования делятся:
1.методы сбора информации
2.методы ее обработки.
Среди методов сбора информации нужно назвать:
-наблюдение,
-изучение документов (в частности, контент-анализ),
-разного рода опросы (анкеты, интервью),
-различного
рода тесты (в том числе
-наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).
-также социометрия
1.Наблюдение
Это направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий .Старый метод в соц.психологии. Играет важ.роль в изучении действий индивидов, открытого пов-я. Явл. и кач.методом тоже. Иногда противопоставляется эксперименту, как несовершенный. Главный вопрос – что наблюдать и как фиксировать.
Науч.набл-е.:
1.Ясная,исслед-я цель.
2.Планируемая процедура.
3.Данные фиксируются в протоколе или по опред.системе.
4.Инф-я должна поддаваться контролю на обоснованность.
Виды:
-включ./невключ
-откр./скрыт.(зеркало Гизелла)
-полевое/лабор.
-случайное/
-сплошное(фиксируем все, что видим)/выборочное
-констатирующее/
-структурир.(по чет.схеме)/неструктурир.
-контролируемое/
-лонгитюдное/преодич./
Ошибки наблюдения(должно быть неск.наблюдателей, сложно вычленить на уровне факта, а не интерпретации):
1)Гала –эффект(обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий)
2)Эффект снисхождения(все в пол.ключе)
3)Ошибка
сред.тенденции(оценка всех
4)Логич.ошибка(
5)Восприятие по контрасту(раз тебе хорошо, то кажется, что другим плохо)
Достоинства:
-универсальность
-гибкость
-отсут-ие
опосредующих звеньев(
Недостатки:
-субъективность(объед-е с наблюдаемым объектом, влияние установки наблюдателя, эффект соц.фасилитации)
-ограниченность
времени (связана с
-необходимость неск.наблюдателей
-уникальность происходящего
Сферы применения. Наблюдение используется тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.
3 случая:
1)для того чтобы получить предварительный материал для уточнения направлений планируемого исследования (открыть перед исслед-лем новые пласты).
2) когда надо получить иллюстративные данные(оживить статистику или рез-ты масс.соц.опросов).
3) выступает в качестве основного приема получения первичной информации(здесь важно учесть и плюсы и минусы метода)
Отличие от житейского.Его примитивной формой - житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Но житейские наблюдения случайны, неорганизованны и бесплановы, в отличие от этого, научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, психолог воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
2.Изучение док-тов. При помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод «объективный» методу «субъективному». Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.
1).Контент-анализ. Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и применением методики контент-анализа; например, сам процесс выделения единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоретической позиции исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей.
Отличит.особенность:
Процедура контент-анализа:
1.Сост-е
программы исслед-я(цель,
2.Сост-е
категориал.сетки. Сост-ся
3.Пилотажное кодирование части текста.
-устойчивость к-а.(сначала кодирует 1 чел., а 2-ой проверяет)
-обоснованность
– насколько то, что мы получаем,
соответствует