Школьная дезадаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

Социализация как исторически обусловленный процесс усвоения и активного воспроизводства субъектом социального опыта (Л.С. Выготский) по существу представляет собой процесс становления личности и осуществляется как в условиях целенаправленного воспитания, так и в условиях воздействия различных факторов общественного бытия.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….2
1.Феномен школьной дезадаптации………………………… ………… 3
2. Причины школьной дезадаптации………............................................5
3.Показатели школьной дезадаптации………………………………….8
4. Формы школьной дезадаптации…………………………………….. .9
5. Проявление школьной дезадаптации………….……………………..13
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

школ.дезад.docx

— 40.36 Кб (Скачать)

Коррекция и профилактика школьных трудностей должна включать целенаправленное воздействие на семью; лечение и профилактику соматических расстройств; коррекцию интеллектуальных, эмоциональных и личностных нарушений; психологическое консультирование учителей по проблемам индивидуализации обучения и воспитания данного контингента  детей; создание благоприятного психологического климата в ученических коллективах, нормализацию межличностных отношений  учащихся

3. Показатели школьной дезадаптации

Для более детального (или  глубокого) понимания сущности школьной дезадаптации необходимо проанализировать специфику основных первичных признаков  школьной дезадаптации. В целом можно  выделить три группы признаков: связанные  с обучением,  мотивационно - личностные и поведенческие.

К числу признаков школьной дезадаптации связанных с обучением исследователи относят следующие признаки: появление неудовлетворительных оценок у прежде хорошо успевавших детей; удлинение времени, затрачиваемого на подготовку домашних заданий.

В группе мотивационно - личностных признаков школьной дезадаптации можно назвать следующие - страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний (экзаменами, зачётами), тревожное настроение, раздражительность, трудности общения со сверстниками, утрата интереса к учёбе, отказ отвечать у доски, отрицательное или безразличное отношение к школе.

Поведенческими  признаками школьной дезадаптации можно назвать отвлекаемость, двигательную расторможенность, занятость на уроках посторонними делами, непослушание, пассивность на уроке, отказ от посещения школы, прогулы, нарушения школьных норм поведения.

Таким образом, наиболее общими внешними признаками школьной дезадаптации можно считать следующие: трудности  с учебой, тревожность, страх в  ситуациях, связанных с обучением, нежелание или отказ посещать школу, негативное отношение ко всему, что связано со школой. Все перечисленные  признаки могут встречаться как  у первоклассников, так и на протяжении всего школьного обучения.

Анализ психологической  сущности понятия школьной дезадаптации позволил Н.В. Вострокнутову  выделить в нем 3 основных структурных компонента:

1) когнитивный компонент  - неуспех в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка,  сюда относятся также хроническая  неуспеваемость, недостаточность и  обрывочность общеобразовательных  сведений;

2) эмоционально-личностный  компонент – постоянные нарушения  эмоционально-личностного отношения  к отдельным предметам, обучению  в целом, педагогам, и перспективам, связанным с учебой;

3)поведенческий компонент  – систематически повторяющиеся  нарушения поведения в процессе  обучения и в школьной среде. 

У большинства детей, имеющих  ШД, могут прослеживаться все три  компонента, а преобладание одного из выделенных компонентов зависит  как от возраста и этапов личностного  развития, так и от причин, лежащих  в основе формирования ШД.

4. Формы школьной дезадаптации

Симптомы школьной дезадаптации могут и не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине учащихся, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьников, либо в форме психогенных  нарушений, а именно: неадекватные реакции  на проблемы и стрессы, связанные  с нарушением поведения, возникновением конфликтов с окружающими, внезапного резкого спада интереса к учёбе, негативизма, повышенной тревожности, с проявлениями признаков распада навыков учебной деятельности.

  В большинстве представлений о школьной дезадаптации игнорируется индивидуальная и возрастная специфика развития ребёнка, то, что Л.С.Выготский называл "социальной ситуацией развития", без учёта которой невозможно объяснить причины возникновения тех или иных психических новообразований.

Одна из форм школьной дезадаптации учащихся младших классов связана с особенностями их учебной деятельности. В младшем школьном возрасте дети овладевают прежде всего предметной стороной учебной деятельности - приёмами, навыками, умениями, необходимыми для усвоения новых знаний. Если у ребёнка не формируются навыки учебной деятельности или приемы, которыми он пользуется, и которые закрепляются у него, оказываются недостаточно продуктивными, не рассчитанными на работу с более сложным материалом, он начинает отставать от своих одноклассников, испытывать реальные трудности в учёбе.

Возникает один из симптомов  школьной дезадаптации - снижение успеваемости. Одной из причин этого могут быть индивидуальные особенности уровня интеллектуального и психомоторного развития, которые однако, не являются фатальными. По мнению многих педагогов, психологов, психотерапевтов, если правильно  организовать работу с такими ребятами, учитывая их индивидуальные качества, обращать специальное внимание на то, как они решают те или иные задания, можно в течении нескольких месяцев, не изолируя детей от класса, добиться не только ликвидации у них отставания в учёбе, но и компенсации задержки в развитии.

Другая форма школьной дезадаптации младших школьников, так же неразрывно связана со спецификой их возрастного развития. Смена ведущей деятельности (игровой на учебную), которая происходит у детей в 6-7 лет; осуществляется за счёт того, что только понимаемые мотивы учения при определённых условиях становятся действующими мотивами.

Одним из таких условий  является создание благоприятных отношений  референтных взрослых к ребёнку - школьнику - родителей, подчёркивающих значимость учёбы в глазах младшеклассников, учителей, поощряющих самостоятельность  учащихся, способствующих образованию  у школьников стойкой учебной  мотивации, заинтересованности в хорошей  оценке, получении знаний и т. п. Так, Л.И. Божович, Н.Г. Морозов пишут о  том, что среди обследованных  ими учеников I - III классов встречались  такие, у которых отношение к  школьному обучению продолжало носить дошкольный характер. Для них на первый план выступала не сама деятельность учения, а школьная обстановка и  внешние атрибуты, которые могли  быть использованы ими в игре. Причиной возникновения этой формы дезадаптации младших школьников является невнимательное отношение родителей к детям. Внешне незрелость учебной мотивации  выражается в безответственном отношении  школьников к занятиям, в недисциплинированности, несмотря на достаточно высокий уровень  развития их познавательных способностей.

Третья форма школьной дезадаптации младших школьников заключается в их неспособности произвольно управлять своим поведением, вниманием учебной работой. Неумение адаптироваться к требованиям школы и управления своим поведением в соответствии с принятыми нормами может быть следствием неправильного воспитания в семье, которое в ряде случаев способствует обострению таких психологических особенностей детей, как повышенная возбудимость, трудность концентрации внимания, эмоциональная лабильность и др. Основное, что характеризует стиль отношений в семье к таким детям, - это либо полное отсутствие внешних ограничений и норм, которые должны были бы интериоризироваться ребёнком и стать его собственными средствами самоуправления, либо "вынесенность" средств контроля исключительно вовне. Первое присуще семьям, где ребёнок полностью предоставлен сам себе, воспитывается в условиях безнадзорности, или семьям в которых царит "культ ребёнка", где ему дозволено всё, он ничем не ограничен.

Четвёртая форма дезадаптации младшеклассников к школе связана с их неумением приспособиться к темпу школьной жизни. Как правило, она встречается у соматически ослабленных детей, ребят с задержкой физического развития, слабым типом ВДН, нарушениями в работе анализаторов и других. Причины возникновения дезадаптации таких детей в неправильном воспитании в семье или в "игнорировании" взрослыми их индивидуальных особенностей.

Перечисленные формы дезадаптации школьников неразрывно связаны с  социальной ситуацией их развития: возникновением новой ведущей деятельности, новых требований. Однако, чтобы  эти формы дезадаптации не привели  к образованию психогенных заболеваний  или психогенных новообразований  личности, они должны осознаваться детьми как их трудности, проблемы, неудачи. Причиной возникновения психогенных  нарушений являются не сами по себе промахи в деятельности младшеклассников, а их переживания по поводу этих промахов. К 6 -7 годам, по мнению Л.С.Выгодского, дети уже достаточно точно хорошо осознают свои переживания, но именно переживания, вызванные оценкой  взрослого, приводят к изменению  в их поведении и самооценке.

Итак, психогенная школьная дезадаптация младших школьников неразрывно связана с характером отношения  к ребёнку значимых взрослых: родителей  и учителей. Формой выражения этого  отношения является стиль общения. Именно стиль общения взрослых с  младшими школьниками может затруднять овладение ребёнком учебной деятельностью, а порой может привести к тому, что реальные, а подчас и надуманные трудности, связанные с учёбой, начнут восприниматься ребёнком как неразрешимые, порождённые его неисправимыми недостатками. Если эти негативные переживания ребёнка не компенсируются, если не находится значимых людей, которые были бы способны повысить самооценку школьника, у него могут возникать психогенные реакции на школьные проблемы, которые в случае повторяемости или фиксации складываются в картину синдрома, названного психогенной школьной дезадаптацией.

5. Проявление школьной дезадаптации.

С понятием “школьной дезадаптации”  связывают любые отклонения в  учебной деятельности школьников.  Эти отклонения могут быть и у  психически здоровых детей, и у детей  с различными нервно-психическими расстройствами (но не у детей с физическими  дефектами, органическими расстройствами, олигофренией и др.). Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это  образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений  учебной деятельности, поведения, конфликтных  отношений с одноклассниками  и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного  развития и т.д. Характерны внешние  проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители – это снижение интереса к учёбе вплоть до нежелания  посещать школу, ухудшение успеваемости, медленный темп усвоения учебного материала, неорганизованность, невнимательность, медлительность или гиперактивность, неуверенность в себе, конфликтность  и т.д. Одним из основных факторов, способствующих формированию школьной дезадаптации, являются нарушения функции  ЦНС.

Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации:

1) неуспешность в обучении  по программам, выражающаяся в  хронической неуспеваемости, а также  в недостаточности и отрывочности  общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);

2) постоянные нарушения  эмоционально-личностного отношения  к отдельным предметам, обучению  в целом, педагогам, а также  к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный  компонент ШД);

3) систематически повторяющиеся  нарушения поведения в процессе  обучения и в школьной среде  (поведенческий компонент ШД).

У большинства дезадаптивных  детей достаточно четко могут  быть прослежены все три указанных  компонента, однако преобладание среди  проявлений школьной дезадаптации того или иного из них зависит, с  одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе формирования школьной дезадаптации . У многих школьников нарушение учебной адаптации  возникают на фоне имеющихся проблем  с соматическим или нервно-психическим  здоровьем, а также вследствие этих проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, проанализировав  все выше сказанное можно сделать  вывод о том, что период адаптации  ребенка к школе является очень  важным для его развития как личности. На этом этапе от меня требуется  максимальное внимание как к ребенку  самому, его внутреннему миру, так  и к своему отношению к ребенку. При этом необходимо помнить, что  ребенок начинает сталкиваться с  новыми жизненными ситуациями и его  реакция на них является доминирующей в формирование характера и последующему качеству обучения. Способность ребенка, так или иначе, реагировать на новый внешний мир зависит  от темперамента, уровня воспитания в  семье, а также от приобретенного опыта поведения в предыдущей социальной группе (детский сад).

Возникающие неизбежные ограничения  в поведении, а также новые  для него требования могут сильно ослабить его отношения к школе. Для адекватной и позитивной адаптации  ребенка к школе необходимо активно  участвовать в его психологической  подготовке.

В заключение следует отметить, что в период вхождения ребенка  в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно  строить так, чтобы процесс адаптации  к новым условиям прошел более  благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние  их здоровья, как физического, так  и психологического. Следовательно, взрослые, работающие в детском социальном учреждении, могут помочь детям преодолеть те трудности, которые возникают  на пути у детей в период школьной адаптации.

 

 

 

Список литературы

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. Психологические труды / Под. ред Д.И. Фельдштейна. М. Воронеж, 1995

2. Беседина М.В. В гостях у школы: Почему младшим школьникам трудно адаптироваться к условиям школы ∕∕ школьный психолог. – 2000. – № 34

3. Вострокнутов Н.. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации.// Школьная дезадаптация.. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М. 1995

Информация о работе Школьная дезадаптация