Социально-педагогическая профилактика школьной дезадаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:24, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы:
 Изучить социально-педагогическую профилактику школьной дезадаптации.
Задачи контрольной работы:
 Рассмотреть общий смысл школьной дезадаптации и ее компонентов;
 Раскрыть причины возникновения школьной дезадаптации;
 Дать анализ формам проявления школьной дезадаптации;

Работа содержит 1 файл

сам текст.docx

— 401.78 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Адаптация школьников к условиям учебной деятельности органически  связана со многими другими проблемами образования. В последнее время  произошла смена акцентов в понимании  главенствующих факторов дезадаптации: высоко оценивая значимость фактора биопсихологического, проявляющегося в особенностях психофизического развития детей, ученые ведущее значение придают социопсихологическому фактору. Это связано с резким усложнением социального портрета общества, расслоением социальной структуры, сменой главных жизненных ориентиров общества в целом и отдельных индивидуумов в частности.

        Все это заметно отразилось на масштабе и глубине дезадаптации школьников к усложняющимся условиям школьной жизни. Наиболее наглядно и интенсивно эти процессы протекают у подростков, которые характеризуются быстрой и глубокой психологической и биологической перестройкой организма, множеством сложных социальных связей, психологической неустойчивостью. В результате дезадаптации как отклонения от возрастных норм в ситуации развития личности и организма у подростков появляются психические расстройства, предрасположенность к возникновению вредных привычек, проявления девиантного поведения, снижается успеваемость, возрастает вероятность правонарушений и, следовательно, социальная опасность. Вследствие этого возникает потребность в подробном анализе сущности механизмов факторов дезадаптации; разработке системы работы педагогических коллективов по педагогической поддержке учащихся в дезадаптационных ситуациях с учетом возрастных особенностей[10,34].

О большом практическом и  теоретическом значении вопроса  школьной подростковой адаптации говорит  рост числа как отечественных, так  и зарубежных публикаций, посвященных  этой проблеме. Проблема адаптации  детей в школе, причины девиантного поведения постоянно волнуют как социальных педагогов, воспитателей, так и психологов. Огромную роль в рассмотрении проблем нарушения дисциплины, причин нежелания учиться принадлежат отечественным педагогам - П.П. Блонскому, К.Д. Ушинскому, С.Т. Шацкому и др. Эта проблема была и остается одной из самых актуальных, поэтому ей посвящены сотни трудов, диссертаций, книг, статей и т. п. Влияние среды на процесс дезадаптации, меры социальной поддержки учащихся в предконфликтных и конфликтных ситуациях рассматривается в работах Б.Н. Алмазова. Причины и формы дезадаптации в связи с неврозами представлены в работах С.А. Бадмаева, Б.С. Братусь, В.Н. Мясищева, А.С. Слуцкого, и др. Педагогические и социальные проблемы дезадаптации - в работах Ю.Е. Алешиной, А.С. Белкина, Т.А. Власовой, А.И. Кочетова и др. В работах Л.М. Аболина, С.А., К.Н. Волкова, А.Е. Личко, Ю.А. Миславского и др. акцентируется внимание на психологических аспектах дезадаптации. В зарубежной печати имеются работы по характеру проявлений и типологии дезадаптации. Среди них можно выделить исследования С. Аш, Е. Галантера, М. Земска, Г. Лебона, Дж. Миллера, П. Поппера, И.Раншбурга и М.А. Робера.

Наличие чрезвычайно высокой  концентрации школьной дезадаптации учащихся и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования дезадаптации одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Цель контрольной  работы:

  • Изучить социально-педагогическую профилактику школьной дезадаптации.

Задачи контрольной  работы:

  • Рассмотреть общий смысл школьной дезадаптации и ее компонентов;
  • Раскрыть причины возникновения школьной дезадаптации;
  • Дать анализ формам проявления школьной дезадаптации;
  • Описать типологию детско-подростковой дезадаптации;
  • Рассмотреть профилактику школьной дезадаптации.

2. Школьная дезадаптация и ее компоненты

 

В самом общем смысле под  школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

 Анализ зарубежной  и отечественной психологической  литературы показывает, что термином  «школьная дезадаптация» («школьная неприспособленность») фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения. К числу основных первичных внешних признаков социологи, врачи, педагоги и психологи единодушно относят физиологические проявления затруднений в учёбе и различные нарушения школьных норм поведения. С позиций онтогенетического подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходят резкие изменения в его ситуации социального развития. Наибольший риск представляет момент поступления ребёнка в школу и период первичного усвоения требований, предъявляемых новой социальной ситуацией [3,112].                        

                                                          повышенной утомляемости                             

 На физиологическом уровне                   сниженной работоспособности


дезадаптация проявляется в                   импульсивности

                                                                  заторможенности

                                                                   нарушениях аппетита, сна, речи

                                                                                            +                                                                                                 

                                                                   слабость

                                                                   жалобы на головные боли                                                                                                                        

                                                                   гримасничанье

                                                                   дрожание пальцев рук

                                                                   обгрызание ногтей

                                                                   говорение с самим собой

 

На познавательном и социально              неуспешность учения

-психологическом уровне                         негативное отношение к школе,


 дезадаптация проявляется в                   к учителям и одноклассникам       

                                                                   учебная и игровая пассивность

                                                                  повышенная тревожность

                                                                   частая смена настроения

                                                                   страх

                                                                   упрямство

                                                                             +

                                                                   капризы

                                                                   повышенная конфликтность                                                                         

                                                                   чувство неуверенности

                                                                   лживость

 

Исходя из понятия «структура психики» и принципов её анализа, компонентами школьной дезадаптации могут выступать следующие.

 1. Когнитивный компонент, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка. Включает такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки типа недостаточности знаний, умений и навыков;

 2. Эмоциональный компонент, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой;

3. Поведенческий  компонент, показателями которого выступают повторяющиеся трудно корригируемые нарушения поведения: патохарактерологические реакции, антидисциплинарное поведение, пренебрежение правилами школьной жизни, школьный вандализм, девиантное поведение [7,145].

Таким образом, школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушения учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

 

 

 

 

2.1 Причины возникновения школьной дезадаптации

 

Существуют 2 основные причины  школьной дезадаптации:

1. К природно-биологическим причинам школьной дезадаптации можно отнести:-соматическую ослабленность ребёнка;

-нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств (неотягощённые формы тифло-, сурдо- и прочих патологий);

-нейродинамические расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью (гипердинамический     синдром, двигательная расторможенность);

-функциональные дефекты периферийных органов речи, ведущие к нарушению развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и письменной речью;

-лёгкие когнитивные расстройства (минимальные мозговые дисфункции, астенические и цереброастенические синдромы).

2. К социально-психологическим причинам школьной дезадаптации можно отнести:-социально-семейную педагогическую запущенность ребёнка, неполноценное развитие на предыдущих этапах развития, сопровождаемые нарушениями формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, недостатками подготовки ребёнка к школе;

-психическую депривацию (сенсорную, социальную, материнскую и др.);

-личностные качества ребёнка, сформированные до школы: эгоцентризм, аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и др.;

-неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения.

Таким образом, трудности, которые  могут возникать у ребёнка  в период обучения, особенно начального, связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так  и внутреннего порядка. Ниже приведена схема взаимодействия различных факторов риска в процессе развития школьной дезадаптации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы проявления школьной дезадаптации

 

Форма

дезадаптации

Причины

Первичный запрос

Коррекционные

мероприятия

Несформированн

ость навыков

учебной

деятельности.

– педагогическая запущенность;

– недостаточное интеллектуальное и

психомоторное развитие ребенка;

– отсутствие помощи и внимания со

стороны родителей и учителей.

Плохая успеваемость

по всем предметам.

Специальные беседы с

ребенком, в ходе которых

надо установить причины

нарушений учебных

навыков и дать

рекомендации родителям.

Неспособность к

произвольной

регуляции

внимания,

поведения и

учебной

деятельности.

– неправильное воспитание в семье

(отсутствие внешних норм,

ограничений);

– потворствующая гипопротекция

(вседозволенность, отсутствие

ограничений и норм);

– доминирующая гиперпротекция

(полный контроль действий  ребенка

взрослыми).

Неорганизованность,

невнимательность,

зависимость от

взрослых, ведомость.

Работа с семьей; анализ

собственного поведения

учителей с целью

предотвратить возможное

неправильное поведение.

Неумение

приспособиться к

темпу учебной

жизни (темповая

неприспособленн

ость).

– неправильное воспитание в семье

или игнорирование взрослыми

индивидуальных особенностей

детей;

– минимальная мозговая

дисфункция;

– общая соматическая

ослабленность;

– задержка развития;

– слабый тип нервной  системы.

Длительное

приготовление

уроков, утомление к

концу дня, опоздания

в школу и т.д.

Работа с семьёй по

преодолению

оптимального режима

нагрузки ученика.

Школьный невроз

или “боязнь

школы”,

неумение

разрешить

противоречие

между

семейными и

школьными “мы”.

Ребенок не может выйти  за границы

семейной общности – семья  не

выпускает его (у детей, родители

которых используют их для  решения

своих проблем.

Страхи, тревожность.

Необходимо подключение

психолога – семейная

терапия или групповые

занятия для детей в

сочетании с групповыми

занятиями для их

родителей.

Несформированн

ость школьной

мотивации,

направленность

на нешкольные

виды

деятельности.

– стремление родителей

"инфантилизировать" ребенка;

– психологическая неготовность к

школе;

– разрушение мотивации  под

воздействием неблагоприятных

факторов в школе или  дома.

Нет интереса к учебе,

"ему бы играть",

недисциплинирован-

ность,

безответственность,

отставание в учебе

при высоком

интеллекте.

Работа с семьей; анализ

собственного поведения

учителей с целью

предотвратить возможное

неправильное поведение.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика школьной дезадаптации