Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:17, реферат
Социализация как исторически обусловленный процесс усвоения и активного воспроизводства субъектом социального опыта (Л.С. Выготский) по существу представляет собой процесс становления личности и осуществляется как в условиях целенаправленного воспитания, так и в условиях воздействия различных факторов общественного бытия.
Введение……………………………………………………………….….2
1.Феномен школьной дезадаптации………………………… ………… 3
2. Причины школьной дезадаптации………............................................5
3.Показатели школьной дезадаптации………………………………….8
4. Формы школьной дезадаптации…………………………………….. .9
5. Проявление школьной дезадаптации………….……………………..13
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Феномен школьной дезадаптации………………………… ………… 3
2. Причины школьной дезадаптации………...............
3.Показатели школьной дезадаптации………………………………….8
4. Формы школьной дезадаптации…………………………………….. .9
5. Проявление школьной дезадаптации………….……………………..13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Социализация как исторически обусловленный процесс усвоения и активного воспроизводства субъектом социального опыта (Л.С. Выготский) по существу представляет собой процесс становления личности и осуществляется как в условиях целенаправленного воспитания, так и в условиях воздействия различных факторов общественного бытия.
Затруднения, часто возникающие
в обучении, скрытые и явные
конфликты в общении, различные
формы асоциального поведения - все
это свидетельствует о плохом
приспособлении ребенка к условиям
школьного обучения и является препятствием
для развития познавательных процессов
в целом. Школьная деятельность объединяет
два процесса: собственно обучение
(овладение знаниями определенного
объема и уровня) и школьную социализацию
(включение в коллектив, систему
школьных межличностных отношений),
при нарушении которых
Опираясь на представление
о школьной дезадаптации как явлении
мультифакторного процесса, следует
отметить, что в каждом отдельном
случае тот или иной фактор (биологический,
личностный, онтогенетический, средовой,
педагогический и др.) или их совокупность
играет базисную, причинную роль, в
то время как остальные
1. Феномен школьной дезадаптации
По своей психолого-
Анализ литературы показывает
(Г.З. Батыгина, Е.Б. Беззубова, Н.В. Вострокнутов,
Л.Ю. Данилова, Н.М. Иовчук), что в существующей
системе дефиниций понятие
Первая позиция: школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами .
В этом контексте школьная
дезадаптация выступает как медико-
Неблагоприятным следствием такого отношения является ориентир на тестовый контроль при поступлении в школу или при оценке уровня развития ребенка в связи с переходом с одной учебной ступени на другую, когда от ребенка требуется, чтобы он доказал у себя отсутствие отклонений в способности обучаться по программам, предлагаемым педагогами, и в школе, выбранной родителями.
Вторая позиция. Школьная дезадаптация – это многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям.
Эта позиция является выражением социально - дезадаптивного подхода, потому что ведущие причины видятся, с одной стороны, в особенностях ребенка (его невозможности в силу личностных причин реализовать свои способности и потребности), а с другой стороны, в особенностях микросоциального окружения и неадекватных условиях школьного обучения
Третья позиция. Школьная дезадаптация - это преимущественно социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам. Господствовавший долгие годы взгляд на школу как на источник исключительно положительных влияний в данном аспекте уступает место обоснованному мнению, что для значительного количества учащихся школа становится зоной риска. В качестве пускового механизма формирования школьной дезадаптации анализируется несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить.
Четвертая позиция. Школьная дезадаптация - это сложное социально-психологическое явление, суть которого составляет невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения "свое место", на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации.
Школьная дезадаптация -
это социально-психологическое
Исследователи так же выделяют три основных момента важных для верного понимания феномена ШД:
- каждый из факторов крайне редко встречается в изолированном виде, как правило, они сочетаются друг с другом и образуют сложную систему нарушений ШД;
- действие факторов не
имеет прямого характера, а
реализуется через цепь
- развитие школьной
2. Причины и показатели школьной дезадаптации
Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменения всего образа жизни и деятельности. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются или не справляются совсем с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.
В настоящее время наблюдается
рост нервно – психических заболеваний
и функциональных расстройств среды
детского населения, что сказывается
на адаптации ребёнка к школе.
Атмосфера школьного обучения, складывающаяся
из совокупности умственных, эмоциональных
и физических нагрузок, предъявляет
новые усложнённые требования не
только к психофизиологической конституции
ребёнка или его
Всё многообразие трудностей в школе можно разделить на 2 этапа:
1. Специфические, имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительно – моторной координации, зрительно – пространственного восприятия, речевого развития;
2. Неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, смеженной и неустойчивой работоспособностью, индивидуальным темпом деятельности.
В результате социально –
психологической дезадаптации можно
ожидать у ребёнка проявление
всего комплекса
Одной из причин школьной дезадаптации
в первом классе является характер
семейного воспитания. Если ребёнок
приходит в школу из семьи, где
он чувствовал переживание «мы», он
и в новую социальную общность
– школу – входит с трудом.
Бессознательное стремление к отчуждённости,
непринятие норм и правил любой общности
во имя сохранения неизменного «я»
лежит в основе школьной дезадаптации
детей, воспитанных в семье с
несформированным чувством «мы» или
в семьях, где родителей от детей
отделяет стена отвержения, безразличия.
Очень часто дезадаптация ребёнка
в школе, неспособность справиться
с ролью ученика негативно
влияют на его адаптацию в других
средах общения. При этом возникает
общая средовая дезадаптация ребёнка,
указывающая на его социальную отгороженность,
отвержение. Все перечисленные факторы
представляют непосредственную угрозу
для интеллектуального развития
ребёнка. Зависимость школьной успеваемости
от интеллекта не нуждается в доказательствах.
Именно на интеллект в младшем
школьном возрасте падает основная нагрузка,
так как для успешного
Причиной также являются нейродинамические нарушения, которые могут проявляться в форме нестабильности психических процессов, что на поведенческом уровне обнаруживает себя эмоциональной неустойчивостью, лёгкостью перехода от повышенной активности к пассивности и наоборот, от полного бездействия – к неупорядоченной гиперактивности. Для этой категории детей достаточно характерным является бурное реагирование на ситуации неуспеха, иногда приобретающей отчётливо истерический оттенок. Типичным для них является так же быстрое утомление на уроках, частые жалобы на плохое самочувствие, что в целом приводит к неравномерным достижениям в учёбе, заметно снижая общий уровень успеваемости даже при высоком уровне развития интеллекта.
Немаловажную роль в успешной
адаптации к школе играют характерологические
личностные особенности детей, сформировавшиеся
на предшествующих этапах развития. Умение
контактировать другими людьми,
владеть необходимыми навыками общения,
способность определить для себя
оптимальную позицию в
Социальная позиция школьника,
налагающая на него чувство ответственности,
дома, обязанности может
Не менее серьёзные проблемы возникают у детей со сниженной самооценкой: нерешительность в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях. Первичная оценка ребёнком других детей почти целиком зависит от мнения учителя. Демонстративно отрицательное отношение педагога к ребёнку формирует аналогичное отношение к нему со стороны одноклассников, что препятствует нормальному развитию их интеллектуальных способностей и формирует нежелательные черты характера. Неумение наладить положительные взаимосвязи с другими детьми становится основным психотравмирующим фактором и вызывает у ребёнка негативное отношение к школе, приводит к снижению его успеваемости. Основной причиной школьных затруднений являются фиксируемые у детей те или иные нарушения психического развития.