Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:21, курсовая работа
Цель: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1.
Диагностическая технология, направленная на выявление школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста……………….4-17
1.1.Феномен школьной дезадаптации…………………………………….4-7
1.2 Особенности проявления школьной дезадаптации и ее виды………8-13
1.3.Анализ существующей технологии направленной на диагностику школьной дезадаптации ….………………………………………..............14-15
Выводы к Главе1……………………………………………………………16-17
Глава 2. Диагностическая технология, направленная на выявление школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..18-26
2.1.Практическая диагностика школьной дезадаптации у младших школьников…………………………………………………………….18
2.2.Методы исследования……………………………………………..18
2.3.Анализ и интерпретация результатов…………………………….19-23
Выводы к Главе 2………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………..25-26
Список использованной литературы………………………………….27-29
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования «Российский
государственный
педагогический университет
им. А.И. Герцена»
Психолого-педагогический
факультет
Кафедра
социальной педагогики
курсовая
работа
Тема:
«Диагностическая технология,
направленная на выявление
школьной дезадаптации
у детей младшего школьного
возраста»
360 группы
Вассерберг Валерия Владимировна
Научный руководитель:
кандидат
педагогических наук,
доцент кафедры социальной
педагогики Курагина
ГС.
Санкт-Петербург
2011
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Диагностическая
технология, направленная
на выявление школьной
дезадаптации у детей
младшего школьного
возраста……………….4-17
1.1.Феномен школьной дезадаптации…………………………………….4-7
1.2 Особенности
проявления школьной
1.3.Анализ существующей
технологии направленной на
Выводы к Главе1………………………………………
Глава 2. Диагностическая
технология, направленная
на выявление школьной
дезадаптации в младшем
школьном возрасте…………………………………………………………
2.1.Практическая
диагностика школьной дезадаптации у
младших школьников……………………………………………………
2.2.Методы исследования…………………
2.3.Анализ и
интерпретация результатов……………
Выводы к Главе 2………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………….27-29
Введение.
Актуальность исследования обусловлена проблемами охраны психического здоровья детей, которая становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требующих широких профилактических мер в системе образования.
Проявления школьной дезадаптации встречаются у значительного количества учащихся. Так, В.Е. Каган считает, что 15-20% школьников нуждаются в психотерапевтической помощи. Принципиальным просчётом различных попыток объяснения природы обсуждаемого феномена является недоучёт индивидуальных, возрастных, социальных особенностей школьников, с одной стороны, и различий в субъективных переживаниях ребят, с другой. В большинстве представлений о школьной дезадаптации игнорируется индивидуальная и возрастная специфика развития ребёнка, то, что Л.С.Выготский называл “социальной ситуацией развития”, без учёта которой невозможно объяснить причины возникновения тех или иных психических новообразований.
Цель: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: феномен школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: диагностическая технология, направленная на выявление школьной дезадаптации.
Задачи данной курсовой работы:
Глава 1. Диагностическая технология, направленная на выявление школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста
1.1 Феномен школьной дезадаптации.
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.
Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д.
Одна из форм школьной дезадаптации учащихся младших классов связана с особенностями их учебной деятельности. Если у ребёнка не формируются навыки учебной деятельности или приемы, которыми он пользуется, он начинает отставать от своих одноклассников, испытывать реальные трудности в учёбе.
Возникает один из симптомов школьной дезадаптации - снижение успеваемости. Одной из причин этого могут быть индивидуальные особенности уровня интеллектуального и психомоторного развития, которые однако, не являются фатальными. По мнению многих педагогов, психологов, психотерапевтов, если правильно организовать работу с такими ребятами, учитывая их индивидуальные качества, обращать специальное внимание на то, как они решают те или иные задания, можно в течении нескольких месяцев, не изолируя детей от класса, добиться не только ликвидации у них отставания в учёбе, но и компенсации задержки в развитии.
Другой причиной не сформированности навыков учебной деятельности у учащихся младших классов может быть к тому, как дети овладевают приёмами работы с учебным материалом. В.А. Сухомлинский в своей книге “Разговор с молодым директором школы” обращает внимание начинающих педагогов на необходимость специально учить учащихся младших классов способам работы. Автор пишет: “В подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться…
Другая форма школьной дезадаптации младших школьников, так же неразрывно связана со спецификой их возрастного развития. Смена ведущей деятельности (игровой на учебную), которая происходит у детей в 6-7 лет; осуществляется за счёт того, что только понимаемые мотивы учения при определённых условиях становятся действующими мотивами.
Одним из таких условий является создание благоприятных отношений референтных взрослых к ребёнку - школьнику - родителей, подчёркивающих значимость учёбы в глазах младшеклассников, учителей, поощряющих самостоятельность учащихся, способствующих образованию у школьников стойкой учебной мотивации, заинтересованности в хорошей оценке, получении знаний и т. п. Однако наблюдаются и случаи не сформированности у младшеклассников мотивации учения.
Третья форма школьной дезадаптации младших школьников заключается в их неспособности произвольно управлять своим поведением, вниманием учебной работой. Неумение адаптироваться к требованиям школы и управления своим поведением в соответствии с принятыми нормами может быть следствием неправильного воспитания в семье, которое в ряде случаев способствует обострению таких психологических особенностей детей, как повышенная возбудимость, трудность концентрации внимания, эмоциональная лабильность и др.
Четвёртая форма дезадаптации младшеклассников к школе связана с их неумением приспособиться к темпу школьной жизни. Как правило, она встречается у соматически ослабленных детей, ребят с задержкой физического развития, слабым типом ВДН, нарушениями в работе анализаторов и других. Причины возникновения дезадаптации таких детей в неправильном воспитании в семье или в “игнорировании” взрослыми их индивидуальных особенностей.
К признакам школьной дезадаптации можно отнести:
На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве (расторможенности) либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна, речи (заикание, запинки). Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия, а также говорение с самим собой, энурез.
На
познавательном и
социально-психологическом
уровне признаками дезадаптации являются
неуспешность учения, негативное отношение
к школе (вплоть до отказа посещать её),
к учителям и одноклассникам, учебная
и игровая пассивность, агрессивность
по отношению к людям и вещам, повышенная
тревожность, частая смена настроения,
страх, упрямство, капризы, повышенная
конфликтность, чувства неуверенности,
неполноценности, своего отличия от других,
заметная уединённость в кругу одноклассников,
лживость, заниженная либо завышенная
самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая
плаксивостью, чрезмерной обидчивостью
и раздражительностью.
Исходя из понятия «структура психики» и принципов её анализа, компонентами школьной дезадаптации могут выступать следующие.
1. Когнитивный компонент, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка. Включает такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки типа недостаточности знаний, умений и навыков.
2. Эмоциональный компонент, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой.
3. Поведенческий компонент, показателями которого выступают повторяющиеся трудно корригируемые нарушения поведения: патохарактерологические реакции, антидисциплинарное поведение, пренебрежение правилами школьной жизни, школьный вандализм, девиантное поведение.
Симптомы школьной
дезадаптации могут отмечаться у
абсолютно здоровых детей, а также
сочетаться с различными нервно-психическими
заболеваниями. При этом школьная дезадаптация
не распространяется на нарушения учебной
деятельности, вызванные задержкой психического
развития, грубыми органическим расстройствами,
физическими дефектами, нарушениями органов
чувств.
1.2 Особенности проявления школьной дезадаптации и ее виды.
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как «трудновоспитуемость». Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности. Так, трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризисного периода развития ребенка, подростка либо может быть вызвана неумением педагога найти индивидуальный подход к учащемуся, проявлением у учащегося самостоятельного критического мышления, неприятием привычных трафаретных решений и т.д.
Итак, в зависимости от природы, характера и степени дезадаптации можно выделить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию детей и подростков.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых — серьезные органические повреждения. Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15 — 20% детей школьного возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи (В.Е. Каган). В общей сложности, по данным исследований А.И. Захарова, до 42% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи врачей-педиатров, психоневрологов и психотерапевтов. Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации, к закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений.