Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:43, реферат
Широко распространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятным образом влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения со сверстниками или взрослыми, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и др. А у родителей - повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.
Причины и методы предупреждения школьная дезадаптация. Предупреждение педагогам школьной дезадаптации.
Введение
Широко распространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятным образом влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения со сверстниками или взрослыми, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и др. А у родителей - повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.
К причинам школьной дезадаптации можно отнести:
- характерное для
современной России социальное
расслоение (часто внутри одного
класса дети из столь
- увеличение количества
детей с задержкой
- увеличение количества
детей, имеющих невротические
и серьезные соматические
Психологи отмечают,
что трудности общения с
Но, какие же факторы приводят к дезадаптации? В группе учащихся младших классов психологами были выявлены некоторые предпосылки школьной дезадаптации:
- низкий социальный
статус ребенка; проблемы
- низкая готовность прийти на помощь другу;
- плохие отношения со сверстниками;
- низкие познавательные способности;
- неадекватная самооценка.
Целью нашего реферата является рассмотрение определения понятия школьной дезадаптации (ШД), выявление причин и проявлений школьной дезадаптации, изучение проблем профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся с легкими патологиями ЦНС.
1. Определение понятия школьной дезадаптации (ШД).
Для большей части детей начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.
Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.
Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую "группу риска" возникновения школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация
- это социально-психологический
процесс отклонений в развитии способностей
ребенка к успешному овладению
знаниями и умениями, навыками активного
общения и взаимодействия в продуктивной
коллективной учебной деятельности,
т.е. это нарушение системы
В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы.
Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.
Очень сложно разделить
генетические и социальные факторы
риска, но изначально в основе возникновения
дезадаптации в любых ее проявлениях
лежит биологическая
Поэтому медики, физиологи и валеологи открыто заявляют о том, что здоровье детей ухудшается (есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы ухудшается чуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с моментом поступления в колу).
2. Причины и проявления школьной дезадаптации.
Наиболее распространенной причиной дезадаптации являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием.
При этом необходимо
иметь в виду то, что высшие психические
функции, как сложные системы, не
могут быть локализованы в узких
зонах мозговой коры или в изолированных
клеточных группах, а должны охватывать
сложные системы совместно
При ММД наблюдается
задержка в темпах развития тех или
иных функциональных систем мозга, обеспечивающих
такие сложные интегративные
функции, как поведение, речь, внимание,
память, восприятие и другие виды высшей
психической деятельности. По общему
интеллектуальному развитию дети с
ММД находятся на уровне нормы
или в отдельных случаях
Вследствие дефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулия проявляются в изолированном, "чистом" виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи.
Среди детей с ММД выделяются учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Этот синдром характеризуется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Вместе с тем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые часто обозначаются как минимальная статико-локомоторная недостаточность.
Второй по распространенности
причиной школьной дезадаптации являются
неврозы и невротические
Важным предрасполагающим
фактором к формированию неврозов и
невротических реакций могут
служить личностные особенности
детей, в частности тревожно-
1.Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей.
2.Фиксируется недостаточный
уровень социальной и
3.Наблюдается
Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации (ШД):
1) неуспешность в
обучении по программам, выражающаяся
в хронической неуспеваемости, а
также в недостаточности и
отрывочности
2) постоянные
нарушения эмоционально-
3) систематически
повторяющиеся нарушения
У большинства детей, имеющих ШД, довольно часто могут быть прослежены все 3 приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений ШД того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапа личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе формирования ШД.
3. Проблема профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся с легкими патологиями ЦНС.
Школьная дезадаптация
это некоторая совокупность признаков,
свидетельствующих о
К числу первичных, внешних признаков школьной дезадаптации относят затруднения в учебе и нарушения поведения. Одной из причин, вызывающих названные проявления, является наличие легких форм патологий ЦНС. К таким патологиям относятся патология шейного отдела позвоночника и минимальные мозговые дисфункции.
Актуальность изучения особенностей школьной адаптации учащихся с ПШОП и ММД определяется возрастающим количеством таких детей. По ряду исследований оно составляет до 70- среди учащихся. По данным исследований, проведенных в московских общеобразовательных школах, среди учащихся со школьной дезадаптацией ММД были выявлены более чем у половины учащихся (52,2%). При этом частота ММД среди мальчиков оказалась в 2,3 раза выше, а синдром двигательной гиперактивности в 4,5 раза выше, чем у девочек.
К особенностям детей с такими патологиями относятся быстрая утомляемость, сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, замедленная скорость переключения внимания), двигательная гиперактивность, сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности, снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления. Обычно эти особенности проявляются еще в дошкольном возрасте, но в силу ряда причин, не становятся предметом внимания педагогов и психологов. Как правило, родители и педагоги обращают внимание на проблемы ребенка только с началом школьного обучения.
Школа, с ежедневной,
интенсивной интеллектуальной нагрузкой,
требует от ребенка реализации всех
тех функций, которые у него нарушены.
Первой большой проблемой для
ребенка с ПШОП, ММД является продолжительность
урока. Максимальная продолжительность
работоспособности у такого ребенка
- 1 5 минут. Затем ребенок не в состоянии
контролировать свою умственную активность.
Мозг ребенка нуждается в отдыхе,
поэтому ребенок непроизвольно
отключается от интеллектуальной деятельности.
Пропуски учебной информации, суммируясь
за все периоды во время урока,
приводят к тому, что ребенок усваивает
материал не полностью или со значительными
искажениями, иногда вовсе теряет суть,
а в отдельных случаях
В дальнейшем ребенок пользуется ошибочными сведениями, что приводит к сложностям в усвоении последующего материала. У ребенка образуются существенные пробелы в знаниях. Поскольку внимание детей с ПШОП, ММД крайне неустойчиво, а отвлекаемость высока, работа в классе, где находятся еще 20, а то и 30 детей уже сама по себе представляет для ребенка большую сложность. Их отвлекают любые движения, звуки.
Такие дети выполняют проверочные или контрольные работы лучше, если учитель проводит их один на один с ребенком. Родители отмечают, что дома ребенок справляется с такими заданиями, которые не смог выполнить в классе. Объясняется это тем, что дома ребенку создают более комфортные условия: тишина, не ограничено время на выполнение заданий, в привычной обстановке ребенок чувствует себя спокойнее и увереннее. Родители оказывают ребенку помощь, направляют работу ребенка.
Успешность учебной
деятельности ребенка во многом зависит
и от умения строить бесконфликтные
отношения со сверстниками, контролировать
свое поведение. Многие современные
педагогические технологии предполагают
работу детей на уроках в парах, четверках,
требующую умения организовывать взаимодействие
со сверстниками. Здесь ребенок с
ММД может встретиться с