Причины и методы предупреждения школьная дезадаптация. Предупреждение педагогам школьной дезадаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:43, реферат

Описание работы

Широко распространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятным образом влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения со сверстниками или взрослыми, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и др. А у родителей - повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word ().docx

— 40.29 Кб (Скачать)

Причины и методы предупреждения школьная дезадаптация. Предупреждение педагогам школьной дезадаптации.

Введение

Широко распространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятным образом  влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения  со сверстниками или взрослыми, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и др. А у родителей - повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание  семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.

К причинам школьной дезадаптации можно отнести:

- характерное для  современной России социальное  расслоение (часто внутри одного  класса дети из столь различных  семей с трудом находят общий  язык,  плохо понимают друг  друга и не умеют общаться);

- увеличение количества  детей с задержкой психического  развития (ЗПР);

- увеличение количества  детей, имеющих невротические  и серьезные соматические расстройства.

Психологи отмечают, что трудности общения с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками) - весьма существенный компонент дезадаптации школьников.

Но, какие же факторы  приводят к дезадаптации? В группе учащихся младших классов психологами  были выявлены некоторые предпосылки  школьной дезадаптации:

- низкий социальный  статус ребенка; проблемы взаимоотношений  в семье;

- низкая готовность  прийти на помощь другу;

- плохие отношения  со сверстниками;

- низкие познавательные  способности;

- неадекватная самооценка.

Целью нашего реферата является рассмотрение определения  понятия школьной дезадаптации (ШД), выявление причин и проявлений школьной дезадаптации, изучение проблем профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся с легкими патологиями  ЦНС.

1. Определение понятия школьной дезадаптации (ШД).

Для большей части  детей начало обучения в школе  во многих отношениях представляет собой  стрессовую ситуацию, так как ведет  к кардинальным изменениям в жизни  ребенка. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической  деятельности: необходимость длительно  концентрировать внимание, способность  к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.

Переход от условий  воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных  и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.

Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую "группу риска" возникновения  школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это социально-психологический  процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению  знаниями и умениями, навыками активного  общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений  ребенка с собой, с другими  и с миром.

В формировании и  развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические  и медицинские факторы.

Изначальную причину  дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии  ЦНС, нейробиологических закономерностях  формирования мозговых систем. Это  надо делать не только когда ребенок  приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.

Очень сложно разделить  генетические и социальные факторы  риска, но изначально в основе возникновения  дезадаптации в любых ее проявлениях  лежит биологическая предопределенность, которая проявляется в особенностях онтогенетического развития ребенка. Но это практически не учитывается  ни в программах дошкольного образования, ни в программах школьного обучения.

Поэтому медики, физиологи  и валеологи открыто заявляют о том, что здоровье детей ухудшается (есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы ухудшается чуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с  моментом поступления в колу).

2. Причины и проявления школьной дезадаптации.

Наиболее распространенной причиной дезадаптации являются минимальные  мозговые дисфункции (ММД). В настоящее  время ММД рассматриваются как  особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся  возрастной незрелостью отдельных  высших психических функций и  их дисгармоничным развитием.

При этом необходимо иметь в виду то, что высшие психические  функции, как сложные системы, не могут быть локализованы в узких  зонах мозговой коры или в изолированных  клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных  психических процессов и которые  могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих  друг от друга участках мозга.

При ММД наблюдается  задержка в темпах развития тех или  иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные  функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с  ММД находятся на уровне нормы  или в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении.

Вследствие дефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виде нарушений  формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулия проявляются  в изолированном, "чистом" виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи.

Среди детей с  ММД выделяются учащиеся с синдромом  дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Этот синдром характеризуется  несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами  концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими  и трудностями в обучении. Вместе с тем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые  часто обозначаются как минимальная  статико-локомоторная недостаточность.

Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации являются неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических  страхов, различных форм навязчивостей, сомато-вегетативных нарушений, истеро-невротических  состояний являются острые или хронические  психотравмирующие ситуации, неблагоприятная  обстановка в семье, неправильные подходы  к воспитанию ребенка, а также  трудности во взаимоотношениях с  педагогом и одноклассниками.

Важным предрасполагающим  фактором к формированию неврозов и  невротических реакций могут  служить личностные особенности  детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению. В категорию школьников - "дезадаптантов" попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом  развитии, которое характеризуется  следующими признаками:

1.Отмечаются отклонения  в соматическом здоровье детей.

2.Фиксируется недостаточный  уровень социальной и психолого-педагогической  готовности учащихся к учебному  процессу в школе.

3.Наблюдается несформированность  психологических и психофизиологических  предпосылок к направленной учебной  деятельности учащихся.

Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации (ШД):

1) неуспешность в  обучении по программам, выражающаяся  в хронической неуспеваемости, а  также в недостаточности и  отрывочности общеобразовательных  сведений без системных знаний  и учебных навыков (когнитивный  компонент ШД);

2)  постоянные  нарушения эмоционально-личностного  отношения к отдельным предметам,  обучению в целом, педагогам,  а также к перспективам, связанным  с учебой (эмоционально-оценочный,  личностный компонент ШД);

3)  систематически  повторяющиеся нарушения поведения  в процессе обучения и в  школьной среде (поведенческий  компонент ШД).

У большинства детей, имеющих ШД, довольно часто могут  быть прослежены все 3 приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений ШД того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и  этапа личностного развития, а  с другой - от причин, лежащих в  основе формирования ШД.

3. Проблема профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся с легкими патологиями ЦНС.

Школьная дезадаптация это некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо - и психофизиологического  статуса ребенка требованиям  ситуации школьного обучения, овладение  которой по ряду причин становится затруднительным, а в крайних  случаях невозможным  и др. Фактически, школьная дезадаптация это термин, определяющий любые затруднения, возникающие  в процессе обучения.

К числу первичных, внешних признаков школьной дезадаптации относят затруднения в учебе  и нарушения поведения. Одной  из причин, вызывающих названные проявления, является наличие легких форм патологий  ЦНС. К таким патологиям относятся  патология шейного отдела позвоночника и минимальные мозговые дисфункции.

Актуальность изучения особенностей школьной адаптации учащихся с ПШОП и ММД определяется возрастающим количеством таких детей. По ряду исследований оно составляет до 70- среди  учащихся. По данным исследований, проведенных  в московских общеобразовательных  школах, среди учащихся со школьной дезадаптацией ММД были выявлены более чем у половины учащихся (52,2%). При этом частота ММД среди  мальчиков оказалась в 2,3 раза выше, а синдром двигательной гиперактивности  в 4,5 раза выше, чем у девочек.

К особенностям детей  с такими патологиями относятся  быстрая утомляемость, сложности  в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности  концентрации, замедленная скорость переключения внимания), двигательная гиперактивность, сниженные возможности  самоуправления и произвольности в  любых видах деятельности, снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления. Обычно эти особенности  проявляются еще в дошкольном возрасте, но в силу ряда причин, не становятся предметом внимания педагогов  и психологов. Как правило, родители и педагоги обращают внимание на проблемы ребенка только с началом школьного  обучения.

Школа, с ежедневной, интенсивной интеллектуальной нагрузкой, требует от ребенка реализации всех тех функций, которые у него нарушены. Первой большой проблемой для  ребенка с ПШОП, ММД является продолжительность  урока. Максимальная продолжительность  работоспособности у такого ребенка - 1 5 минут. Затем ребенок не в состоянии  контролировать свою умственную активность. Мозг ребенка нуждается в отдыхе, поэтому ребенок непроизвольно  отключается от интеллектуальной деятельности. Пропуски учебной информации, суммируясь за все периоды во время урока, приводят к тому, что ребенок усваивает  материал не полностью или со значительными  искажениями, иногда вовсе теряет суть, а в отдельных случаях усвоенная  ребенком информация приобретает неузнаваемый вид.

В дальнейшем ребенок  пользуется ошибочными сведениями, что  приводит к сложностям в усвоении последующего материала. У ребенка  образуются существенные пробелы в  знаниях. Поскольку внимание детей  с ПШОП, ММД крайне неустойчиво, а  отвлекаемость высока, работа в классе, где находятся еще 20, а то и 30 детей  уже сама по себе представляет для  ребенка большую сложность. Их отвлекают  любые движения, звуки.

Такие дети выполняют  проверочные или контрольные  работы лучше, если учитель проводит их один на один с ребенком. Родители отмечают, что дома ребенок справляется  с такими заданиями, которые не смог выполнить в классе. Объясняется  это тем, что дома ребенку создают  более комфортные условия: тишина, не ограничено время на выполнение заданий, в привычной обстановке ребенок  чувствует себя спокойнее и увереннее. Родители оказывают ребенку помощь, направляют работу ребенка.

Успешность учебной  деятельности ребенка во многом зависит  и от умения строить бесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать свое поведение. Многие современные  педагогические технологии предполагают работу детей на уроках в парах, четверках, требующую умения организовывать взаимодействие со сверстниками. Здесь ребенок с  ММД может встретиться с трудностями, так как он легко отвлекается  от поставленной учебной задачи, поддается  влиянию других детей.

Информация о работе Причины и методы предупреждения школьная дезадаптация. Предупреждение педагогам школьной дезадаптации