Схема системной детерминации развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

С этой точки зрения проблема личности образует но-вое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных от свойств и состояний человека; это -- исследование его места, позиции в системе, кото-рая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это -- исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретен-ное им (даже черты своего темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление).

Работа содержит 1 файл

Схема системной детерминации развития личности.docx

— 73.54 Кб (Скачать)

Социальная группа -- это более или менее устойчивая конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Общим для всех этих групп является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы. 

С одной стороны, внутренняя структура социальной группы является отражением общих условий  социальной среды. Любая социальная группа прямо или косвенно связана  с воспроизводством тех или иных элементов материальной и духовной культуры общества, зависит от его  социально-классовой и этнической структуры, господствующих политических идеалов и нравственных ценностей. 

С другой стороны, ей свойственна автономность, поскольку  общие социальные условия существуют здесь в форме особенных условий  личностного бытия, преломляются в  конкретной идейной и нравственной атмосфере группы. 

Решающая роль в  детерминации человеческого поведения  в рамках микросреды принадлежит  рабочей группе. Именно здесь происходит разрешение противоречия между индивидуальными  и общественными интересами, устанавливаются  реальные границы и условия социальной деятельности, формируется вполне определенный тип личности. Высокая социальная мобильность, широкие возможности  в обогащении социального опыта -- существенная особенность самореализации личности в рамках современного общества, которой не следует пренебрегать. Как справедливо заметил известный специалист в области социальной психологии Б.Д. Парыгин, «то, что сегодня для того или иного индивида является макросредой, то есть средой, выходящей за рамки повседневного существования, общения, завтра может превратиться в важнейший фактор его жизненной эволюции...» 

Не менее устойчивой тенденцией современного, исключительно  динамичного общества является неуклонный рост непосредственных контактов между  личностью и макросредой. На фоне некоторого снижения общеобразовательного и культурного уровня значительной части населения стремительно возрастает роль электронных средств распространения  информации. Российские пресса, радио  и телевидение -- эффективное орудие распространения массовой, потребительской культуры, популяризации наиболее современных методов личного обогащения и проявления частной инициативы. Воспринимаемая информация существенно дополняет сведения, получаемые в процессе делового общения с окружающими людьми. В ряде случаев подобное "замещение" приводит к тому, что некоторые социальные группы например семья, утрачивают информативные функции в отношении своих членов. Подобная тенденция приводит к нивелировке личности, постепенному вытеснению "местных", т. е. профессиональных и групповых черт из социально-типических черт личности. По мере внедрения рыночных отношений микросреда личности все чаще становится причиной уже не социальных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает скорее форму проявления социально-типического, а не его содержание. 
 

Информация о работе Схема системной детерминации развития личности