Схема системной детерминации развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

С этой точки зрения проблема личности образует но-вое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных от свойств и состояний человека; это -- исследование его места, позиции в системе, кото-рая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это -- исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретен-ное им (даже черты своего темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление).

Работа содержит 1 файл

Схема системной детерминации развития личности.docx

— 73.54 Кб (Скачать)

Иными словами, в  окружающем человека мире объек-тивно существует особое социальное измерение, создавае-мое совокупной деятельностью человечества, -- поле значений. Это поле значений отдельный индивид нахо-дит как вне-его-существующее -- им воспринимаемое, усваиваемое, поэтому так же, как то, что входит в его образ мира (А.Н.Леонтьев). Организуя деятельность в со-ответствии с полем значений, люди тем самым непрерывно подтверждают реальность его существования. Со-циальное пространство кажется столь естественным, из-начально приросшим к натуральным свойствам объектов природы, что его замечают чаще всего тогда, когда ока-зываются в рамках совершенно другой культуры, другого образа жизни. Тогда-то и открывается различие в образе мира человека разных культур, например, различия в эт-ническом самосознании, ценностных ориентациях и т.д. 

Социально-исторический образ жизни личности -- источник развития личности, который в ходе жизни личности превраща-ется в ее результат. В реальности личность никогда не скова-на рамками заданных социальных ролей. Она, -- не пассивный слепок культуры, не «ролевой робот», как это порой явно или неявно утверждается в ролевых концепциях личности. 

Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному  социальному «сценарию», выбирая  различные социальные позиции в  ходе жизненного пути, личность все  резче заявляет о себе как об индивидуальности, кото-рая своими «личностными действиями» (Д.Б.Эльконин), поступками и деяниями вмешивается в культуру, порой отстаивая себя в культуре, а порой теряя себя в ней. 

Проявления активности личности возникают не в ре-зультате какого-либо первотолчка, вызываемого теми или иными потребностями. Поиск «двигателя», дающего на-чало активности личности, необходимо искать в тех рождающихся в процессе потока деятельностей противо-речиях, которые и являются движущей силой развития личности. Кульминационным пунктом в ходе анализа личности является рассмотрение продуктивных (творче-ство, воображение, целеобразование и т.п.) и инструмен-тально-стилевых (способности, интеллект, характер) проявлений индивидуальности личности. 

При переходе деятельности личности от режима по-требления, усвоения культуры в режим созидания и творче-ства биологическое и историческое время все более превращается в психологическое время жизни личности, строящей свои планы и воплощающей свою жизненную программу в социальном образе жизни данного общества. По словам Л.Сэва, «время жизни» человека превращается в его «время жить». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

етерминация поведения личности в деловом общении - реферат

Категория: Рефераты

Рубрика: Психология

Размер файла: 30.12 Kb

Количество загрузок: 60

Количество просмотров: 2694

Средняя оценка:  

Текущая оценка: (5) Очень  хорошо / Количество оценивших: 2

Описание работы: реферат на тему Детерминация поведения личности в деловом общении

        Смотреть

 Скачать 
 

разов а -- в -- с. Так, например, близкого нам человека мы узнаем на большом расстоянии только по одному признаку -- его походке. 
 

Частным видом значений являются социальные стереотипы. Социальные стереотипы -- это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы. 

Основной набор  поведенческих стереотипов формируется  в процессе социализации личности под  воздействием макро- и микросреды, коллективного  и индивидуального опыта, обычаев  и традиций. Причем решающая роль здесь  принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего "Я". 

Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих  особенностей. 

1) Они как бы  предопределяют восприятие конкретной  жизненной ситуации, поскольку мы  постигаем окружающую нас социальную  действительность не напрямую, а  опосредованно, Через призму сложившихся  в нашем сознании или усвоенных  извне социальных стереотипов.  Показательным в этом отношении  является эксперимент, проведенный  известным психологом А.А. Бодалевым. В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип -- характеристика изображенных на ней людей. Например, говорили "Сейчас вы увидите портрет преступника" или "... портрет героя" и т.д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не испытывали ее заметного влияния -- 54%, активно сопротивлялись предлагаемому стереотипу -- 10,7%. Полярность суждений об одном и том же человеке объясняется тем, что фотография сама по себе малоинформативна и участники эксперимента вынуждены воспроизводить признаки предложенного стереотипа. 

2) Социальный стереотип  "экономит мышление" за счет  обезличивания и формализации  общения. Идентификация с уже  известным образцом предопределяет  стандартную реакцию, позволяет  использовать уже знакомую модель  ролевого поведения, действовать  как бы автоматически. Именно  по этой причине официальное  общение с незнакомыми и малознакомыми  людьми происходит больше по  стереотипу.  

3) Каждый социальный  стереотип включает в себя  описание, предписание и оценку  ситуации, хотя и в разной пропорции,  ЧТО вполне соответствует компонентам  человеческого "Я". 

4) Стереотипы очень  стойки и зачастую передаются  по наследству, от поколения к  поколению, даже если далеки  от реальности. Сюда можно отнести,  например, свойственную многим веру  в доброго царя (президента), который  разом решит все проблемы и  сделает нашу жизнь лучше. 

И, наконец, чем дальше мы от социального объекта, тем в  большей степени попадаем по влияние  коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип.  

Ограниченность личного  опыта, недоступность для большинства  людей эмпирической проверки поступающей  к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность  манипулирования социальными стереотипами. Рассматриваемые ниже приемы активно  используются средствами массовой информации для формирования общественного  мнения и, вместе с тем, не безынтересны с точки зрения практики делового общения. 

- Навешивание ярлыков:  человека "подгоняют" под стереотип  типа "демагог", "популист", "бабник", "пьяница" и т.д. Успешно используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни излюбленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует акцентировать внимание на недопустимости подмены реальных фактов субъективными оценками. 

- "Блистательная  неопределенность", использование  стереотипов, смысл которых не  вполне ясен и однозначен, но  вызывающих положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует  над описанием. Сюда относятся  такие расхожие понятия, как "демократия", "права человека", "общечеловеческие ценности", "в интересах закона" и т.д. Вариант для общения с руководством: "Ваше решение недемократично (нарушает права человека, социальную справедливость)!" 

- Апелляция к большинству  как средство укрепления своей  позиции. Преобладает волевой  аспект. Сюда относятся суждения  типа "по многочисленным просьбам  трудящихся"..., "все россияне  единодушно поддерживают..." и  т.д. Для делового общения подходят  аргументы типа "в коллективе  есть мнение...", "коллектив считает,  что…" 

- Перенос: использование  старых символов, уже имеющих  определенную ценность. В деловом  общении ссылка на авторитетную  личность возможна в нескольких  вариантах: 

а) персонифицированном -- ссылка на конкретное руководящее лицо;

б) обезличенном -- "Там  знают!"; "Сам в курсе"; "И  тогда я позвонил, вы понимаете, кому..."; "Обсуждаем проблему и тут зашел  сам..." и т.д.;

в) использование  цитат - "Еще Сократ говорил, что...". Простонародность, или "свой парень". Имеет в основе идентификацию  с народом, подчиненными.  

Деперсонификация общения, возникающая благодаря стереотипам в ряде случаев не облегчает, а напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «встречают по одежке..." означает, что "встречают по стереотипу а провожают - по уму!". Особенно актуальна эта проблема в системе отношений "руководитель - подчиненный". 

Ролевое поведение. 

Любой акт делового общения, детерминированный рассмот-ренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение. "Роль" - это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных - базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится "играть" не-сколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха яв-ляется не только всесторонний и глубокий анализ деловой си-туации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего "Я". Большинство проживает всю жизнь, так и не использовав возможность полного контроля над собст-венными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это един-ственное, что подвластно нашей воле. 

Следовательно, необходимо постоянно развивать позитив-ное мышление. Позитивное восприятие действительности оз-начает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их су-ществования. Победитель "вгрызается" в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: проблемы, кото-рые мы в состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим - лучше радоваться их продвижению и просить у них советов, как нам добиться успе-ха в своей деятельности. 

Базовые психологические  установки нашего "Я" формиру-ются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают в себя как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепен-ному накоплению и усилению положительного самовосприятия. 

Возможны четыре вида установок по отношению к  окру-жающим: 

"Я хороший - ты хороший". Это самая нравственная  и про-дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам Причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей Нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся И сотрудничают конструктивно. Это "победители", они "выигрывают". 

"Я хороший - ты плохой". Эта установка характерна  для тех, кто не способен  к созидательному самоутверждению.  Они спи-хивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или под-чиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что амо-рально и малопродуктивно. 

"Я плохой - ты  хороший". Такая установка типична  для лю-дей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессиль-ными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как парази-ты, к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в со-стоянии депрессии. 

"Я плохой - ты  плохой". Эта установка ведет  к саморазложе-нию личности, порождает чувство безнадежности и потерю ин-тереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят. 

Редко кто придерживается исключительно одной из этих че-тырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. По-этому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства "все в по-рядке", преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе. 

Макро- и микросреда личности в контексте делового общения 

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения  не может быть успешным без учета  общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности. 

Информация о работе Схема системной детерминации развития личности