Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:20, реферат
С этой точки зрения проблема личности образует но-вое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных от свойств и состояний человека; это -- исследование его места, позиции в системе, кото-рая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это -- исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретен-ное им (даже черты своего темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление).
Иными словами, в
окружающем человека мире объек-тивно
существует особое социальное измерение,
создавае-мое совокупной деятельностью
человечества, -- поле значений. Это поле
значений отдельный индивид нахо-дит как
вне-его-существующее -- им воспринимаемое,
усваиваемое, поэтому так же, как то, что
входит в его образ мира (А.Н.Леонтьев).
Организуя деятельность в со-ответствии
с полем значений, люди тем самым непрерывно
подтверждают реальность его существования.
Со-циальное пространство кажется столь
естественным, из-начально приросшим к
натуральным свойствам объектов природы,
что его замечают чаще всего тогда, когда
ока-зываются в рамках совершенно другой
культуры, другого образа жизни. Тогда-то
и открывается различие в образе мира
человека разных культур, например, различия
в эт-ническом самосознании, ценностных
ориентациях и т.д.
Социально-исторический
образ жизни личности -- источник
развития личности, который в ходе
жизни личности превраща-ется в ее результат.
В реальности личность никогда не скова-на
рамками заданных социальных ролей. Она,
-- не пассивный слепок культуры, не «ролевой
робот», как это порой явно или неявно
утверждается в ролевых концепциях личности.
Преобразуя деятельность,
развертывающуюся по тому или иному
социальному «сценарию», выбирая
различные социальные позиции в
ходе жизненного пути, личность все
резче заявляет о себе как об индивидуальности,
кото-рая своими «личностными действиями»
(Д.Б.Эльконин), поступками и деяниями вмешивается
в культуру, порой отстаивая себя в культуре,
а порой теряя себя в ней.
Проявления активности
личности возникают не в ре-зультате
какого-либо первотолчка, вызываемого
теми или иными потребностями. Поиск «двигателя»,
дающего на-чало активности личности,
необходимо искать в тех рождающихся в
процессе потока деятельностей противо-речиях,
которые и являются движущей силой развития
личности. Кульминационным пунктом в ходе
анализа личности является рассмотрение
продуктивных (творче-ство, воображение,
целеобразование и т.п.) и инструмен-тально-стилевых
(способности, интеллект, характер) проявлений
индивидуальности личности.
При переходе деятельности
личности от режима по-требления, усвоения
культуры в режим созидания и творче-ства
биологическое и историческое время все
более превращается в психологическое
время жизни личности, строящей свои планы
и воплощающей свою жизненную программу
в социальном образе жизни данного общества.
По словам Л.Сэва, «время жизни» человека
превращается в его «время жить».
етерминация поведения личности в деловом общении - реферат
Категория: Рефераты
Рубрика: Психология
Размер файла: 30.12 Kb
Количество загрузок: 60
Количество просмотров: 2694
Средняя оценка:
Текущая оценка: (5) Очень хорошо / Количество оценивших: 2
Описание работы: реферат на тему Детерминация поведения личности в деловом общении
Смотреть
Скачать
разов а -- в -- с. Так,
например, близкого нам человека мы узнаем
на большом расстоянии только по одному
признаку -- его походке.
Частным видом значений
являются социальные стереотипы. Социальные
стереотипы -- это матрицы, образцы восприятия
и поведения для наиболее часто повторяющихся
ситуаций. Социальные стереотипы поддаются
классификации. Так, например, можно выделить
этнические и религиозные, профессиональные,
идеологические, возрастные и другие стереотипы.
Основной набор
поведенческих стереотипов
Социальные стереотипы
играют огромную роль в повседневном
общении благодаря целому ряду своих
особенностей.
1) Они как бы
предопределяют восприятие
2) Социальный стереотип
"экономит мышление" за счет
обезличивания и формализации
общения. Идентификация с уже
известным образцом
3) Каждый социальный
стереотип включает в себя
описание, предписание и оценку
ситуации, хотя и в разной пропорции,
ЧТО вполне соответствует
4) Стереотипы очень
стойки и зачастую передаются
по наследству, от поколения к
поколению, даже если далеки
от реальности. Сюда можно отнести,
например, свойственную многим веру
в доброго царя (президента), который
разом решит все проблемы и
сделает нашу жизнь лучше.
И, наконец, чем дальше
мы от социального объекта, тем в
большей степени попадаем по влияние
коллективного опыта и, следовательно,
тем резче и грубее социальный
стереотип.
Ограниченность личного
опыта, недоступность для большинства
людей эмпирической проверки поступающей
к ним информации о целом ряде
социальных явлений создают возможность
манипулирования социальными
- Навешивание ярлыков:
человека "подгоняют" под стереотип
типа "демагог", "популист", "бабник",
"пьяница" и т.д. Успешно используется
для устранения конкурентов в политической
и деловой жизни излюбленное средство
специалистов в области интриг. В качестве
контраргумента следует акцентировать
внимание на недопустимости подмены реальных
фактов субъективными оценками.
- "Блистательная
неопределенность", использование
стереотипов, смысл которых не
вполне ясен и однозначен, но
вызывающих положительные
- Апелляция к большинству
как средство укрепления своей
позиции. Преобладает волевой
аспект. Сюда относятся суждения
типа "по многочисленным просьбам
трудящихся"..., "все россияне
единодушно поддерживают..." и
т.д. Для делового общения
- Перенос: использование
старых символов, уже имеющих
определенную ценность. В деловом
общении ссылка на
а) персонифицированном -- ссылка на конкретное руководящее лицо;
б) обезличенном -- "Там знают!"; "Сам в курсе"; "И тогда я позвонил, вы понимаете, кому..."; "Обсуждаем проблему и тут зашел сам..." и т.д.;
в) использование
цитат - "Еще Сократ говорил, что...".
Простонародность, или "свой парень".
Имеет в основе идентификацию
с народом, подчиненными.
Деперсонификация общения,
возникающая благодаря стереотипам в
ряде случаев не облегчает, а напротив,
затрудняет деловое общение, мешает установлению
неформальных отношений. В переводе на
язык социальной психологии известная
метафора «встречают по одежке..." означает,
что "встречают по стереотипу а провожают
- по уму!". Особенно актуальна эта проблема
в системе отношений "руководитель
- подчиненный".
Ролевое поведение.
Любой акт делового
общения, детерминированный рассмот-
Следовательно, необходимо
постоянно развивать позитив-
Базовые психологические
установки нашего "Я" формиру-ются
в результате закрепления наиболее часто
повторяющихся реакций, положительных
или отрицательных, на окружающих нас
людей. Они включают в себя как самооценку,
так и оценку нами тех, с кем мы общаемся.
Люди, негативно относящиеся к самим себе,
имеют тенденцию в течение жизни накапливать
отрицательные впечатления о собственной
личности. Те, кто относится к себе позитивно,
проявляют тенденцию к постепен-ному накоплению
и усилению положительного самовосприятия.
Возможны четыре
вида установок по отношению к
окру-жающим:
"Я хороший -
ты хороший". Это самая нравственная
и про-дуктивная установка, поскольку
в большинстве случаев нам Причиняют зло
не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей
Нравственной незрелости. Люди с этой
установкой знают себе цену и ожидают,
что другие воздадут им должное. Они трудятся
И сотрудничают конструктивно. Это "победители",
они "выигрывают".
"Я хороший -
ты плохой". Эта установка характерна
для тех, кто не способен
к созидательному
"Я плохой - ты
хороший". Такая установка типична
для лю-дей с комплексом неполноценности,
чувствующих себя бессиль-ными по сравнению
с другими. Они часто стремятся избегать
тесных контактов с окружающими либо прилипают,
как парази-ты, к сильным личностям. Часто
такие люди пребывают в со-стоянии депрессии.
"Я плохой - ты
плохой". Эта установка ведет
к саморазложе-нию личности, порождает
чувство безнадежности и потерю ин-тереса
к жизни. Люди с такой установкой легко
раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям
и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому
кругу и никуда не приходят.
Редко кто придерживается
исключительно одной из этих че-тырех
установок, но одна из них, как правило,
доминирует. По-этому особенно важно, постоянно
работая над собой, осознанно и целенаправленно
стремиться к укреплению чувства "все
в по-рядке", преодолевать негативное
отношение к окружающим и самому себе.
Макро- и микросреда
личности в контексте делового общения
Изучение особенностей
группового и индивидуального поведения
не может быть успешным без учета
общего культурно-исторического фона,
именуемого макросредой личности.
Информация о работе Схема системной детерминации развития личности