Схема системной детерминации развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

С этой точки зрения проблема личности образует но-вое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных от свойств и состояний человека; это -- исследование его места, позиции в системе, кото-рая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это -- исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретен-ное им (даже черты своего темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление).

Работа содержит 1 файл

Схема системной детерминации развития личности.docx

— 73.54 Кб (Скачать)

Базовые психологические  установки нашего "Я" формиру-ются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают в себя как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепен-ному накоплению и усилению положительного самовосприятия. 

Возможны четыре вида установок по отношению к  окру-жающим: 

"Я хороший - ты хороший". Это самая нравственная  и про-дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам Причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей Нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся И сотрудничают конструктивно. Это "победители", они "выигрывают". 

"Я хороший - ты плохой". Эта установка характерна  для тех, кто не способен  к созидательному самоутверждению.  Они спи-хивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или под-чиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что амо-рально и малопродуктивно. 

"Я плохой - ты  хороший". Такая установка типична  для лю-дей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессиль-ными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как парази-ты, к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в со-стоянии депрессии. 

"Я плохой - ты  плохой". Эта установка ведет  к саморазложе-нию личности, порождает чувство безнадежности и потерю ин-тереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят. 

Редко кто придерживается исключительно одной из этих че-тырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. По-этому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства "все в по-рядке", преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе. 

Макро- и микросреда личности в контексте делового общения 

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения  не может быть успешным без учета  общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности. 

Изучение макросреды личности предполагает выявление и  анализ объективных факторов, в той  или иной мере обусловливающих поведение  индивида. Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер.  

Один из возможных  подходов к проблеме культурно-исторического  фона человеческого поведения предполагает его изучение на двух уровнях: глобальном и региональном. 

Переход мирового сообщества на постиндустриальную стадию качественно  изменил состояние макросреды личности. В частности, вместо традиционной конфронтации между Востоком и Западом все  чаще говорят о противостоянии между  богатым Севером и бедным Югом. Научно-техническая революция набирает силу сразу в ряде макрорегионов  планеты. Существенные изменения наблюдаются  в политической сфере: если раньше экономическое  господство в мире находилось в прямой зависимости от накопленного страной  капитала, материальных богатств, то в  наши дни символом власти является контроль над энергоносителями и  мировыми информационными сетями. 

Глобальной тенденцией развития современной макросреды следует  считать переход средств массовых коммуникаций на принципиально новый  уровень манипулирования сознанием  масс. Благодаря телесериалам, рекламным  роликам, развлекательным программам, компьютерным играм и т.д. современный  обыватель одновременно живет как  бы в двух мирах: реальном и вымышленном, виртуальном. 

Массированный поток  специально отобранной информации, в  первую очередь политической и торговой рекламы, приводит к утрате индивидуальности отдельной личностью, ее одномерности, стандартизации материальных и духовных потребностей. Современный маркетинг  не ограничивается изучением спроса, но активно формирует его в  интересах производителя. 

На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды: 

-демографический -- плотность населения, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы и т.д.; 

-природно-экологический,  в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки  и т.д.; 

-научно-технический  фактор -- этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т. Д 

;-экономический,  включая уровень и структуру  доходов, темпы инфляции, безработицу  и т. д; 

-политико-правовой, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека и т.д.; 

-социокультурный -- обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология. 

Не менее существенную роль в детерминации человеческого  доведения в деловом общении  играет микросреда личности -- та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно выделить два момента: а) личность испытывает воздействие в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой; б) существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением. 

Иными словами, микросреда -- это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации. 

"Неформальные", межличностные отношения не следует  рассматривать как самостоятельный  вид отношений, поскольку они  представляют собой своеобразную  психологическую форму проявления  реально существующих экономических,  политических, правовых и других  отношений между людьми.  

Социальная группа -- важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы. 

Социальная группа -- это более или менее устойчивая конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Общим для всех этих групп является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы. 

С одной стороны, внутренняя структура социальной группы является отражением общих условий  социальной среды. Любая социальная группа прямо или косвенно связана  с воспроизводством тех или иных элементов материальной и духовной культуры общества, зависит от его  социально-классовой и этнической структуры, господствующих политических идеалов и нравственных ценностей. 

С другой стороны, ей свойственна автономность, поскольку  общие социальные условия существуют здесь в форме особенных условий  личностного бытия, преломляются в  конкретной идейной и нравственной атмосфере группы. 

Решающая роль в  детерминации человеческого поведения  в рамках микросреды принадлежит  рабочей группе. Именно здесь происходит разрешение противоречия между индивидуальными  и общественными интересами, устанавливаются  реальные границы и условия социальной деятельности, формируется вполне определенный тип личности. Высокая социальная мобильность, широкие возможности  в обогащении социального опыта -- существенная особенность самореализации личности в рамках современного общества, которой не следует пренебрегать. Как справедливо заметил известный специалист в области социальной психологии Б.Д. Парыгин, «то, что сегодня для того или иного индивида является макросредой, то есть средой, выходящей за рамки повседневного существования, общения, завтра может превратиться в важнейший фактор его жизненной эволюции...» 

Не менее устойчивой тенденцией современного, исключительно  динамичного общества является неуклонный рост непосредственных контактов между  личностью и макросредой. На фоне некоторого снижения общеобразовательного и культурного уровня значительной части населения стремительно возрастает роль электронных средств распространения  информации. Российские пресса, радио  и телевидение -- эффективное орудие распространения массовой, потребительской культуры, популяризации наиболее современных методов личного обогащения и проявления частной инициативы. Воспринимаемая информация существенно дополняет сведения, получаемые в процессе делового общения с окружающими людьми. В ряде случаев подобное "замещение" приводит к тому, что некоторые социальные группы например семья, утрачивают информативные функции в отношении своих членов. Подобная тенденция приводит к нивелировке личности, постепенному вытеснению "местных", т. е. профессиональных и групповых черт из социально-типических черт личности. По мере внедрения рыночных отношений микросреда личности все чаще становится причиной уже не социальных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает скорее форму проявления социально-типического, а не его содержание.

........... 

, продолжительность  жизни, миграционные процессы  и т.д.; 
 

-природно-экологический,  в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки  и т.д.; 

-научно-технический  фактор -- этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т. Д 

;-экономический,  включая уровень и структуру  доходов, темпы инфляции, безработицу  и т. д; 

-политико-правовой, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека и т.д.; 

-социокультурный -- обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология. 

Не менее существенную роль в детерминации человеческого  доведения в деловом общении  играет микросреда личности -- та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно выделить два момента: а) личность испытывает воздействие в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой; б) существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением. 

Иными словами, микросреда -- это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации. 

"Неформальные", межличностные отношения не следует  рассматривать как самостоятельный  вид отношений, поскольку они  представляют собой своеобразную  психологическую форму проявления  реально существующих экономических,  политических, правовых и других  отношений между людьми.  

Социальная группа -- важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы. 

Информация о работе Схема системной детерминации развития личности