Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:20, реферат
С этой точки зрения проблема личности образует но-вое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных от свойств и состояний человека; это -- исследование его места, позиции в системе, кото-рая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это -- исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретен-ное им (даже черты своего темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление).
Базовые психологические
установки нашего "Я" формиру-ются
в результате закрепления наиболее часто
повторяющихся реакций, положительных
или отрицательных, на окружающих нас
людей. Они включают в себя как самооценку,
так и оценку нами тех, с кем мы общаемся.
Люди, негативно относящиеся к самим себе,
имеют тенденцию в течение жизни накапливать
отрицательные впечатления о собственной
личности. Те, кто относится к себе позитивно,
проявляют тенденцию к постепен-ному накоплению
и усилению положительного самовосприятия.
Возможны четыре
вида установок по отношению к
окру-жающим:
"Я хороший -
ты хороший". Это самая нравственная
и про-дуктивная установка, поскольку
в большинстве случаев нам Причиняют зло
не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей
Нравственной незрелости. Люди с этой
установкой знают себе цену и ожидают,
что другие воздадут им должное. Они трудятся
И сотрудничают конструктивно. Это "победители",
они "выигрывают".
"Я хороший -
ты плохой". Эта установка характерна
для тех, кто не способен
к созидательному
"Я плохой - ты
хороший". Такая установка типична
для лю-дей с комплексом неполноценности,
чувствующих себя бессиль-ными по сравнению
с другими. Они часто стремятся избегать
тесных контактов с окружающими либо прилипают,
как парази-ты, к сильным личностям. Часто
такие люди пребывают в со-стоянии депрессии.
"Я плохой - ты
плохой". Эта установка ведет
к саморазложе-нию личности, порождает
чувство безнадежности и потерю ин-тереса
к жизни. Люди с такой установкой легко
раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям
и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому
кругу и никуда не приходят.
Редко кто придерживается
исключительно одной из этих че-тырех
установок, но одна из них, как правило,
доминирует. По-этому особенно важно, постоянно
работая над собой, осознанно и целенаправленно
стремиться к укреплению чувства "все
в по-рядке", преодолевать негативное
отношение к окружающим и самому себе.
Макро- и микросреда
личности в контексте делового общения
Изучение особенностей
группового и индивидуального поведения
не может быть успешным без учета
общего культурно-исторического фона,
именуемого макросредой личности.
Изучение макросреды
личности предполагает выявление и
анализ объективных факторов, в той
или иной мере обусловливающих поведение
индивида. Важно отметить, что детерминация
может носить как непосредственный,
так и опосредованный характер.
Один из возможных
подходов к проблеме культурно-исторического
фона человеческого поведения
Переход мирового сообщества
на постиндустриальную стадию качественно
изменил состояние макросреды личности.
В частности, вместо традиционной конфронтации
между Востоком и Западом все
чаще говорят о противостоянии между
богатым Севером и бедным Югом.
Научно-техническая революция
Глобальной тенденцией
развития современной макросреды следует
считать переход средств
Массированный поток
специально отобранной информации, в
первую очередь политической и торговой
рекламы, приводит к утрате индивидуальности
отдельной личностью, ее одномерности,
стандартизации материальных и духовных
потребностей. Современный маркетинг
не ограничивается изучением спроса,
но активно формирует его в
интересах производителя.
На региональном
уровне, наряду с уже рассмотренными
средствами массовой информации, на человеческое
поведение наиболее активно влияют
следующие факторы макросреды:
-демографический --
плотность населения, динамика рождаемости
и смертности, продолжительность жизни,
миграционные процессы и т.д.;
-природно-экологический,
в том числе размеры
-научно-технический
фактор -- этап в развитии научно-технического
прогресса, используемые технологии, уровень
компьютеризации и т. Д
;-экономический,
включая уровень и структуру
доходов, темпы инфляции, безработицу
и т. д;
-политико-правовой,
предполагающий рассмотрение господствующего
политического режима, официальной идеологии,
принятой системы законов и степени их
соблюдения, положения в области соблюдения
прав человека и т.д.;
-социокультурный --
обычаи, традиции, господствующая форма
религии, национальная психология.
Не менее существенную
роль в детерминации человеческого
доведения в деловом общении
играет микросреда личности -- та часть
социальной среды, с которой непосредственно
взаимодействует личность в процессе
социальной деятельности. Здесь важно
выделить два момента: а) личность испытывает
воздействие в непосредственной или опосредованной
форме всех без исключения элементов социальной
среды, но главным образом взаимодействует
именно с микросредой; б) существенным
отличием микросреды является наличие
не только прямых, но и обратных связей
между личностью и ее окружением.
Иными словами, микросреда
-- это прежде всего поле активной социальной
деятельности личности, объективная совокупность
материальных и идеологических факторов,
с которыми личность непосредственно
взаимодействует в процессе общения с
другими людьми. Социальные по своей природе
отношения в условиях микросреды выступают
в форме межличностного взаимодействия,
строящегося на основе либо кооперации,
сотрудничества, либо соревнования и конфронтации.
"Неформальные",
межличностные отношения не
Социальная группа
-- важный элемент микросреды, опосредующий
детерминирующее воздействие общества
на личность. Следовательно, макросреда
воздействует на личность как непосредственно,
так и в опосредованной форме, через ее
влияние на те социальные группы, в жизни
которых индивид непосредственно участвует.
Взаимодействие между личностью и обществом
в рамках микросреды выступает в качестве
взаимодействия индивида и социальной
группы.
Социальная группа
-- это более или менее устойчивая
конкретно- историческая общность людей,
в которой личность реализует свою предметно-деятельную
сущность. Участие личности во многих
видах социальной деятельности определяет
ее принадлежность к самым различным социальным
группам. Ее ближайшее социальное окружение
составляет семья, учебная группа, трудовой
коллектив, соседи, группы по интересам
и т.д. Общим для всех этих групп является
совместная деятельность людей, направленная
на достижение общих целей, предполагающая
определенную согласованность действий
на основе обмена информацией и существования
специальных средств контроля над выполнением
отдельных функций. Обусловленность объективно
существующей структурой общественных
отношений и относительная самостоятельность
составляют отличительные черты социальной
группы.
С одной стороны,
внутренняя структура социальной группы
является отражением общих условий
социальной среды. Любая социальная
группа прямо или косвенно связана
с воспроизводством тех или иных
элементов материальной и духовной
культуры общества, зависит от его
социально-классовой и
С другой стороны, ей
свойственна автономность, поскольку
общие социальные условия существуют
здесь в форме особенных
Решающая роль в
детерминации человеческого поведения
в рамках микросреды принадлежит
рабочей группе. Именно здесь происходит
разрешение противоречия между индивидуальными
и общественными интересами, устанавливаются
реальные границы и условия социальной
деятельности, формируется вполне определенный
тип личности. Высокая социальная
мобильность, широкие возможности
в обогащении социального опыта
-- существенная особенность самореализации
личности в рамках современного общества,
которой не следует пренебрегать. Как
справедливо заметил известный специалист
в области социальной психологии Б.Д. Парыгин,
«то, что сегодня для того или иного индивида
является макросредой, то есть средой,
выходящей за рамки повседневного существования,
общения, завтра может превратиться в
важнейший фактор его жизненной эволюции...»
Не менее устойчивой
тенденцией современного, исключительно
динамичного общества является неуклонный
рост непосредственных контактов между
личностью и макросредой. На фоне
некоторого снижения общеобразовательного
и культурного уровня значительной
части населения стремительно возрастает
роль электронных средств
...........
, продолжительность
жизни, миграционные процессы
и т.д.;
-природно-экологический,
в том числе размеры
-научно-технический
фактор -- этап в развитии научно-технического
прогресса, используемые технологии, уровень
компьютеризации и т. Д
;-экономический,
включая уровень и структуру
доходов, темпы инфляции, безработицу
и т. д;
-политико-правовой,
предполагающий рассмотрение господствующего
политического режима, официальной идеологии,
принятой системы законов и степени их
соблюдения, положения в области соблюдения
прав человека и т.д.;
-социокультурный --
обычаи, традиции, господствующая форма
религии, национальная психология.
Не менее существенную
роль в детерминации человеческого
доведения в деловом общении
играет микросреда личности -- та часть
социальной среды, с которой непосредственно
взаимодействует личность в процессе
социальной деятельности. Здесь важно
выделить два момента: а) личность испытывает
воздействие в непосредственной или опосредованной
форме всех без исключения элементов социальной
среды, но главным образом взаимодействует
именно с микросредой; б) существенным
отличием микросреды является наличие
не только прямых, но и обратных связей
между личностью и ее окружением.
Иными словами, микросреда
-- это прежде всего поле активной социальной
деятельности личности, объективная совокупность
материальных и идеологических факторов,
с которыми личность непосредственно
взаимодействует в процессе общения с
другими людьми. Социальные по своей природе
отношения в условиях микросреды выступают
в форме межличностного взаимодействия,
строящегося на основе либо кооперации,
сотрудничества, либо соревнования и конфронтации.
"Неформальные",
межличностные отношения не
Социальная группа
-- важный элемент микросреды, опосредующий
детерминирующее воздействие общества
на личность. Следовательно, макросреда
воздействует на личность как непосредственно,
так и в опосредованной форме, через ее
влияние на те социальные группы, в жизни
которых индивид непосредственно участвует.
Взаимодействие между личностью и обществом
в рамках микросреды выступает в качестве
взаимодействия индивида и социальной
группы.
Информация о работе Схема системной детерминации развития личности