Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:20, реферат
С этой точки зрения проблема личности образует но-вое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных от свойств и состояний человека; это -- исследование его места, позиции в системе, кото-рая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это -- исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретен-ное им (даже черты своего темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление).
Схема системной
детерминации развития личности.
В качестве отправной
точки при анализе проблемы природной
и социальной детерминациичеловека,
а также связанных с ней вопросов о роли
социальной среды в развитии личности,
движущих сил развития личности, ее жизненного
пути, структуры личности, твор-ества,
личностного выбора и, наконец, характера
и спо-собностей личности может быть дана
следующая методологическая характеристика
психологии личности: «Личность это не
индивид; это особое качество, которое
приоб-ретается индивидом в обществе,
в целокупности отноше-ний, общественных
по своей природе, в которые индивид вовлекается»
(А.Н. Леонтьев, 1983).Иначе говоря, личность
есть системное и поэтому «сверхчувственное»
качество, хотя носителем этого качества
яв-ляется вполне чувственный, телесный
индивид со всеми его врожденными и приобретенными
свойствами. Они, эти свойства, составляют
лишь условия (предпосылки) формирования
и функционирования личности, как и вне-шние
условия и обстоятельства жизни, выпадающие
на долю индивида (А.Н. Леонтьев).
С этой точки зрения
проблема личности образует но-вое психологическое
измерение: иное, чем измерение, в котором
ведутся исследования тех или иных психических
процессов, отдельных от свойств и состояний
человека; это -- исследование его места,
позиции в системе, кото-рая есть система
общественных связей, общений, которые
открываются ему; это -- исследование того,
что, ради чего и как использует человек
врожденное ему и приобретен-ное им (даже
черты своего темперамента и уж, конечно,
приобретенные знания, умения, навыки...
мышление). То же относится и к внешним
условиям, к объективным воз-можностям
удовлетворения потребностей человека»
(А.Н. Леонтьев).
Данная А.Н.Леонтьевым
характеристика психологии личности представляет
собой конкретную страте-гию психологии
личности как самостоятельного направ-ления
психологической науки, которой присущи,
во-первых, определенные ориентиры, задающие
общую логику изуче-ния развития личности:
разведение понятий «индивид» и «личность»,
«личность» и «психические процессы»,
а также выделение новой схемы детерминации
развития личнос-ти. Во-вторых, конкретные
области психологии личности, высвечиваемые
этими ориентирами. Основная особенность
данной характеристики психологии личности
состоит в том, что она является выражением
полисис-темного видения личности.
Первый ориентир
-- это разведение понятий «индивид»
и «личность», а также выявление
различных качеств «инди-вида» и
«личности», отражающих специфику их развития
в природе и обществе.
При выделении понятия
«индивид» в психологии лич-ности
отвечают, прежде всего, на вопрос, в чем
данный че-ловек подобен всем другим людям,
то есть указывают, что объединяет данного
человека с человеческим видом. По-нятие
«индивид» не следует смешивать с противополож-ным
по значению понятием «индивидуальность»,
с помощью которого дается ответ на вопрос,
чем данный человек отличается от всех
других людей. «Индивид» обо-значает нечто
целостное, неделимое. Этимологическим
истоком этого значения понятия «индивид»
является ла-тинский термин индивидуум.
Характеризуя личность, также имеют в
виду «целостность», но такую «целостность»,
которая рождается в обществе. «Индивид»
выступает как преимущественно генотипическое
образо-вание, а его онтогенез характеризуется
как реализация определенной филогенетической
программы вида, дос-траиваемой в процессе
созревания организма. В основе созревания
индивида лежат в основном адаптивные
при-способительные процессы, в то время
как развитие лич-ности не может быть понято
исключительно из приспособительных форм
поведения. Индивидом рождают-ся, а личностью
становятся (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).
В обыденном сознании
«индивид» и «личность» неред-ко
отождествляются между собой. Истоки отождествления
этих понятий восходят еще к мифологической
антропо-логии Древнего Египта, откуда
идея телесно инкапсули-рованной личности
перекочевала в христианскую мифологию,
а затем проявилась в таких психологических
течениях, как психоанализ, персонология
и гуманисти-ческая психология. Это понимание
«телесности» личности нашло, в частности,
выражение в том, что некоторые персонологи,
прослеживая этимологию термина «лич-ность»,
указывают не только на греческую или
латинс-кую этимологию этого термина «персона»
-- маска, а затем «роль артиста», но и на
удобное для разведения различ-ных психологических
течений разграничение в немецком языке
терминов «Personlichkeit» и «Регsonalitat». Первый
немецкий термин близок по значению к
латинскому «персона» и отражает то социальное
публичное впечатле-ние, которое данный
человек производит на других лю-дей. Термин
«личность» в этом смысле сводит понятие
«личность» к внешним публичным проявлениям
человека. В данном значении термин «личность»
используется пре-имущественно в ролевых
подходах к пониманию социаль-ного поведения
человека.
Термин «личность»
в значении второго немецкого
термина отражает ядро, сердцевину,
неповторимую глубинную природу
человеческого существа, которая
может быть врожденной, приобретенной,
но, главное, телесно инкапсулированной.
С помощью этого термина
Если различие реальностей,
обозначаемых понятиями «индивид»
и «личность», упускается из виду, сущность
личности размещается в пространстве
«индивида», а ис-следователи опираются
на схему двухфакторной детерминации
развития личности и многочисленные био-логические
типологии личности, опирающиеся при построении
этих типологий на те или иные свойства
индиви-да, например, на особенности его
внешнего или внут-реннего телосложения
(Э.Кречмер, У.Шелдон, Г.Айзенк и др.). Игнорирование
несовпадения реальностей, обозначаемых
понятиями «индивид» и «личность», влечет
за собой две крайности: либо развитие
личности подменяется разви-тием индивида,
вследствие чего появление различных
психических новообразований механически
приурочива-ется к тому или иному возрасту
по чисто хронологическим и биологическим
критериям; либо процессы созревания индивида
не учитываются вообще в социологизированных
подходах к изучению личности.
Разграничение понятий
«индивид» и «личность» имеет
не только методологические, но и эмпирические
основа-ния. Если представить шкалу с противоположными
точ-ками «индивид» и «личность», то на
одном ее конце окажется «личность без
телесного индивида», вроде различных
ми-фических личностей, а на другом -- «индивид
без личности», вроде детей, выращенных
животными (фено-мен Маугли).
Трагическую картину
процесса превращения личности в
индивида, возникающего при выпадении
личности из системы социальных связей,
приходится иногда наблю-дать в домах-интернатах
для престарелых (В.Ф.Болтенко). В.В.Давыдов,
приводя пример из известной повести Л.Н.Толстого
«Смерть Ивана Ильича», проводит грань
между биологической смертью «индивида»
и порой опе-режающей ее смертью самосознания
личности. Иван Иль-ич знал, что умирает,
но никак не мог принять этого. «Возможно,
это и покажется парадоксальным, но люди
порой "умирают" задолго до биологической
смерти. Умирают, ибо все ими сделано и
исчерпана до конца та воз-можность выразить
себя в мире, которая дается каждому лишь
раз. И у "роковой черты" остается
только одно -- сказать себе правду о своей
жизни. Остается только испо-ведь как форма
самораскрытия изнутри. И эта правда, ко-торую
должен сказать себе человек, является
последним, что ему остается сделать в
жизни. Иван Ильич сказал себе эту правду,
и ему было легко умирать, так как он уже
фактически похоронил свою душу -- эту,
по меткому вы-ражению М.М.Бахтина, последнюю
смысловую позицию личности» (Давыдов
В.В., 1979). Самосознание личности оставляет
человека, а жизнь индивида в системе социальных
отношений еще продолжается, что ставит
перед медиками порой немало трудноразрешимых
этических проблем.
При разграничении
понятий «индивид» и «личность»
и эмпирическом плане самого пристального
внимания заслуживает обнаруженный
психогенетиками феномен «мы-самость»
-- существование одной личности у однояйцевых
близнецов, не могущих существовать друг
без друга ни во времени, ни в пространстве.
Одна личность тем самым как бы обслуживается
двумя индивидами.
Наряду с разграничением
понятий «индивид» и «лич-
И.С. Конвыделил несколько
ориентаций изучения личности. Биогенетическая
ориентация исследования развития человека
в онтогенезе приводит исследователей
к изучению, прежде всего фенотипических
особенностей созре-вания организма. Социогенетическая
ориентация побуждает исследователей
к разработке представлений о закономер-ностях
развития «социального индивида» или
«личности» в понимании Б.Г.Ананьева. Персоногенетическая
ориента-ция приводит к анализу преимущественно
формирования са-мосознания личности,
проявлений ее «индивидуальнос-ти». Выделяя
эти ориентации изучения личности, И.С.Кон
отмечает: «Поскольку каждая из этих моделей
(реализа-ция биологически заданной программы,
социализация и сознательное самоосуществление)
отражает реальные сто-роны развития личности,
спор по принципу «или--или» не имеет смысла.
«Развести» эти модели по разным «носи-телям»
(организм, социальный индивид, личность)
так-же невозможно, ибо это означало бы
жесткое однозначное разграничение органических,
социальны^ и психических свойств индивида,
против которого выступает вся совре-менная
наука».
При анализе соотношений
«индивида», «личности» и «индивидуальности»
как «элементов»
Появление человеческого
индивида в «мире человека»
Беспомощность человеческого
индивида при рождении -- яркое свидетельство
того, что закономерно-сти биологической
эволюции потеснились, преобразова-лись,
а на первый и крупный план вышли закономерности
историко-эволюционного процесса развития
ребенка. За-коны биологической эволюции
давно перестали быть дви-жущим фактором
прогрессивного развития человечества.
«Но такие явления, как спонтанные аборты
(15% от всех беременностей), мертворождения
(1% от всех родов), оп-ределенное количество
бесплодных браков, повышенная смертность
мальчиков в первый год жизни, -- все они...
должны рассматриваться как элементы
естественного от-бора против определенных
генотипов» (Бочков Н.П.).
Образ жизни человечества,
как это вытекает из тео-рии А.Н. Северцова,
приводит к конкретной перестройке за-кономерностей
историко-эволюционного процесса, но именнок
перестройке этого процесса, а не к его
полной отмене. Закономерности эволюции
не просто отмирают, а ради-кальным образом
преобразуются, в корне меняется логи-ка
причин и движущих сил эволюционного процесса.
Индивидные свойства человека выражают,
прежде всего, тенденцию человека как
«элемента» в развивающейся си-стеме общества
к сохранению, обеспечивая широкую адап-тивность
человеческих популяций, особенно когда
речь идет о филогенетически наиболее
древних уровнях орга-низации индивида.
Однако биология онтогенеза -- инди-видного
развития человека, несмотря на большое
количество фактов, по мнению классика
современной биологии Б.Л.Астаурова, в
сущности, еще отсутствует. И главные ее
трудности как раз в том и заключаются,
что индивидное развитие чело-века осуществляется
в контексте социального образа жиз-ни,
который не просто накладывается на природный
«субстрат» человека, а и в антропогенезе,
и в социогенезе, и в жизненном пути личности
приводит к преобразо-ванию этого природного
«субстрата». В связи с этим на индивидное
развитие человека в онтогенезе не могут
быть перенесены закономерности биологической
эволюции, разработанные на материале
филогенеза в биологии. Воп-рос о природе
и характере этих закономерностей, в том
числе и о влиянии жизненного пути личности
на онтоге-нетическое развитие индивида,
еще не разрешен. В методологическом плане,
с какого бы уровня мето-дологии вопрос
о соотношении биологического и соци-ального
в человеке не рассматривался, его решение
расходится не только с фактами социо-логии
и психологии, но и биологии. Индивид по
способу жизни в среде коренным образом
отличается от любых других биологических
видов. «Никто не возражал бы иметь глаз
орла, желудок кашалота, сердце ворона
и т.д., то есть обладать звериным здоровьем
и "зверской" физичес-кой работоспособностью.
Но человеческое общество не могло бы
сложиться, если бы у людей сохранились
животные отношения к вещам и друг другу;
звериные отно-шения к миру разрушили
бы и общество, и человеческое в нас самих.
У человека нет "биологического"
в простом и основном значении этого термина
-- животно-биологи-ческого. Биологические
особенности человека состоят именно
в том, что у него нет унаследованных от
живот-ных инстинктивных форм деятельности
и поведения»(П.Я. Гальперин, 1976).
Информация о работе Схема системной детерминации развития личности