Схема системной детерминации развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

С этой точки зрения проблема личности образует но-вое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных от свойств и состояний человека; это -- исследование его места, позиции в системе, кото-рая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это -- исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретен-ное им (даже черты своего темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление).

Работа содержит 1 файл

Схема системной детерминации развития личности.docx

— 73.54 Кб (Скачать)

Изучение макросреды личности предполагает выявление и  анализ объективных факторов, в той  или иной мере обусловливающих поведение  индивида. Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер.  

Один из возможных  подходов к проблеме культурно-исторического  фона человеческого поведения предполагает его изучение на двух уровнях: глобальном и региональном. 

Переход мирового сообщества на постиндустриальную стадию качественно  изменил состояние макросреды личности. В частности, вместо традиционной конфронтации между Востоком и Западом все  чаще говорят о противостоянии между  богатым Севером и бедным Югом. Научно-техническая революция набирает силу сразу в ряде макрорегионов  планеты. Существенные изменения наблюдаются  в политической сфере: если раньше экономическое  господство в мире находилось в прямой зависимости от накопленного страной  капитала, материальных богатств, то в  наши дни символом власти является контроль над энергоносителями и  мировыми информационными сетями. 

Глобальной тенденцией развития современной макросреды следует  считать переход средств массовых коммуникаций на принципиально новый  уровень манипулирования сознанием  масс. Благодаря телесериалам, рекламным  роликам, развлекательным программам, компьютерным играм и т.д. современный  обыватель одновременно живет как  бы в двух мирах: реальном и вымышленном, виртуальном. 

Массированный поток  специально отобранной информации, в  первую очередь политической и торговой рекламы, приводит к утрате индивидуальности отдельной личностью, ее одномерности, стандартизации материальных и духовных потребностей. Современный маркетинг  не ограничивается изучением спроса, но активно формирует его в  интересах производителя. 

На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды: 

-демографический -- плотность населения, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы и т.д.; 

-природно-экологический,  в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки  и т.д.; 

-научно-технический  фактор -- этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т. Д 

;-экономический,  включая уровень и структуру  доходов, темпы инфляции, безработицу  и т. д; 

-политико-правовой, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека и т.д.; 

-социокультурный -- обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология. 

Не менее существенную роль в детерминации человеческого  доведения в деловом общении  играет микросреда личности -- та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно выделить два момента: а) личность испытывает воздействие в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой; б) существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением. 

Иными словами, микросреда -- это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации. 

"Неформальные", межличностные отношения не следует  рассматривать как самостоятельный  вид отношений, поскольку они  представляют собой своеобразную  психологическую форму проявления  реально существующих экономических,  политических, правовых и других  отношений между людьми.  

Социальная группа -- важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы. 

Социальная группа -- это более или менее устойчивая конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Общим для всех этих групп является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы. 

С одной стороны, внутренняя структура социальной группы является отражением общих условий  социальной среды. Любая социальная группа прямо или косвенно связана  с воспроизводством тех или иных элементов материальной и духовной культуры общества, зависит от его  социально-классовой и этнической структуры, господствующих политических идеалов и нравственных ценностей. 

С другой стороны, ей свойственна автономность, поскольку  общие социальные условия существуют здесь в форме особенных условий  личностного бытия, преломляются в  конкретной идейной и нравственной атмосфере группы. 

Решающая роль в  детерминации человеческого поведения  в рамках микросреды принадлежит  рабочей группе. Именно здесь происходит разрешение противоречия между индивидуальными  и общественными интересами, устанавливаются  реальные границы и условия социальной деятельности, формируется вполне определенный тип личности. Высокая социальная мобильность, широкие возможности  в обогащении социального опыта -- существенная особенность самореализации личности в рамках современного общества, которой не следует пренебрегать. Как справедливо заметил известный специалист в области социальной психологии Б.Д. Парыгин, «то, что сегодня для того или иного индивида является макросредой, то есть средой, выходящей за рамки повседневного существования, общения, завтра может превратиться в важнейший фактор его жизненной эволюции...» 

Не менее устойчивой тенденцией современного, исключительно  динамичного общества является неуклонный рост непосредственных контактов между  личностью и макросредой. На фоне некоторого снижения общеобразовательного и культурного уровня значительной части населения стремительно возрастает роль электронных средств распространения  информации. Российские пресса, радио  и телевидение -- эффективное орудие распространения массовой, потребительской культуры, популяризации наиболее современных методов личного обогащения и проявления частной инициативы. Воспринимаемая информация существенно дополняет сведения, получаемые в процессе делового общения с окружающими людьми. В ряде случаев подобное "замещение" приводит к тому, что некоторые социальные группы например семья, утрачивают информативные функции в отношении своих членов. Подобная тенденция приводит к нивелировке личности, постепенному вытеснению "местных", т. е. профессиональных и групповых черт из социально-типических черт личности. По мере внедрения рыночных отношений микросреда личности все чаще становится причиной уже не социальных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает скорее форму проявления социально-типического, а не его содержание 
 

, систематического  насилия страх жертвы может  трансформироваться в искреннюю  любовь к тирану, которому добровольно  передается ответственность за  индивидуальную судьбу, -- Гитлеру, Сталин, Мао. 
 

Во-вторых, данный феномен  в равной степени характерен как  для больших масс людей, так и  для отдельных взрослых индивидов: систематически избиваемая мужем женщина  вполне искренне может объяснять  свое терпение любовью к нему, тогда  как на самом деле она его просто боится, ей некуда уйти и т.д. 

Рассмотренный выше механизм самоутверждения личности в высшей степени характерен для  верующих людей. Люди, потерпевшие житейское  поражение в этом мире, немощные из-за болезней или преклонного возраста, чаще других обращаются к Богу, передоверяя  Ему ответственность за свою дальнейшую судьбу. При этом Бог как бы выполняет  функции отца по отношению к маленькому ребенку, а постоянные молитвы служат средством общения с ним. 

Наряду с вопросом об источниках формирования индивидуального  самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких  формах наше "Я" проявляет себя в повседневной действительности. Здесь  можно выделить, по крайней мере, два аспекта проблемы. 

1) Каждый акт нашего  сомосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие трех компонентов: 

Разум позволяет  дать описание ситуации, чувства - ее оценку, воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать - то, в общем, совсем не хочется. 

2) Не следует забывать, что эти три компонента проецируемы соотносимы не только с внешним миром, но самим "Я" как таковым. В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три "Я": 

Я-образ -- это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения. 

Реальное "Я" -- это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее чем осознанная оценка, "Я"- образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной власти -- Наполеон, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству -- Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни. 

Если в реальном "Я" волевой компонент выступает  неосознаваемой причиной жизненных  устремлений, то в рамках "Я"- образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению и  самосовершенствованию, а идеализированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант ~ буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.). 

Термин "имидж" придумали политики, понимая под  этим умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Есть даже специальная  профессия "имиджмейкеры", т. е. создатели  имиджа, услугами представителей которой  наряду с политиками широко пользуются артисты. В отличие от других сторон нашего "Я", это как бы "Я" -- внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Актерство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недостаточно, поскольку имидж "считывается" за считанные секунды и происходит это бессознательно, прежде всего по внешнему облику другого человека- Женщины лучше мужчин управляют своим имиджем, поскольку привыкли следить за своей внешностью. 

Итак каждый человек как бы формирует свой внешний образ он "считывается" другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Из чего же складывается имидж человека при первом знакомстве? Прежде всего, это одежда и обувь а также прическа. Они первыми "сигнализируют о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Огромное значение имеет также манера держаться. Сюда можно отнести осанку, позу, доброжелательное выражение лица, взгляд и т д. Особенно важное значение имеет походка. И наконец, нельзя не учитывать роль такого фактора, как запах. Его роль в сознании настроения настолько велика, что на Западе существуют специальные маркетинговые фирмы, подбирающие соответствующие запахи, например для банков и супермаркетов. 

Учет перечисленных  выше внешних индикаторов позволяет  выглядеть сильным и привлекательным, позволяет при первом знакомстве сформировать положительный имидж, заложить основу для успешного делового общения в будущем. 

Динамика человеческого  поведения 

Анализ причинно-следственных связей, детерминации человеческого  поведения в деловом общении  предполагает выявление социально-психологических  механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности. Процесс отражения  конкретных социальных явлений связан с формированием в сознании индивида субъективных, чувственных образов  объективной реальности. Казалось бы, здесь все достаточно просто: вижу объект А - формируется образ a; вижу объект В -- формируется образ в, вижу объект С -- формируется образ с и так далее. В действительности же процесс отражения социальных объектов проходит несколько иначе. Поскольку в повседневном общении личность постоянно сталкивается с повторяющимися ситуациями, совокупностями взаимосвязанных социальных явлений, достаточно нам увидеть объект А, как в сознании автоматически выстраивается вся цепочка образов а -- в -- с. Так, например, близкого нам человека мы узнаем на большом расстоянии только по одному признаку -- его походке. 

Информация о работе Схема системной детерминации развития личности