Самосознание личности и её жизненный путь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры – жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость – являются теми основами, на которых строится работа. На практике работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к слушателям, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.
Цель исследования – выявить проблемы изучения сознания.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………..3

1. Самосознание и образ мира…………………………………………………....5
2. Механизмы самосознания……………………………………………………11
3. Развитие самосознания …………………........................................................16
4. Самосознание и самооценка личности………………………………………23
5. Самоконтроль………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………..………...……......26
Список использованной литературы.…..……………...................................27

Работа содержит 1 файл

реферат самосознание).doc

— 122.50 Кб (Скачать)

«Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по - настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудрость».

 

 

Механизмы самосознания

 

Становление самосознание включено в процесс становления  личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов  личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

О механизмах самосознания

Первый из них –  это способность к осознанию психических явлений.

Уже в течение первого  года жизни у ребенка формируется  способность отделить себя от своих  зрительных образов, т.е. осознать то, что  мир существует независимо от него, но воспринимается посредством образов. Эта способность, формирующаяся в течение первого года жизни и развивающаяся впоследствии, составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств.

По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимается это вижу»), то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»). Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т. е. выделить свое феноменальное «Я».

Однако выделив себя из окружающей среды, ребенок взаимодействуя с самой средой и людьми, каким-то образом проявляет себя, иными словами, егодействующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я»-концепции.

Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т.е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:

1) принятие точки зрения  другого на себя (прямое усвоение  или опосредованное, другой точки  зрения);

2) прямое и косвенное  внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т.д.;

3) трансляция ребенку  со стороны родителей конкретных  оценок, стандартов, что формирует  у ребенка уровень ожиданий  и уровень притязаний;

4) система контроля  за ребенком;

5) система межкомплиментарных  отношений (система трансакций  по Э. Берну);

6) семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные  взаимоотношения в семье;

7) механизм идентификации.

Действие названных  механизмов помогают ответить на вопрос: как происходит процесс наполнения «Я»-концепции, т.е. посредством чего усваивается и присваиваются представления о самом себе. Дадим краткий комментарий к действиям этих механизмов.

1) Принятие точки зрения другого на себя.

"Самосознание человека – это преобразованная и перенесенная во внутрь точка зрения других по поводу субъекта", – таково мнение Дж. Мид – автора теории символического интеракционизма.

Действительно, в процессе межличностного взаимодействия ребенок  усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует самосознание. В процессе принятия точки зрения других важно и оценить себя, опираясь на отношение других людей. Что же усваивается ребенком?

Это:

а) ценности, параметры  оценок и самооценок, нормы;

б) образ самого себя, как носителя определенных способностей и качеств;

в) отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством  эмоциональных и когнитивных  оценок;

г) самооценки самих родителей, т. е. самооценка родителей или одного из них может стать самооценкой ребенка;

д) способ регуляции поведения ребенка  родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.

2) Прямое и косвенное внушение.

Что хотят внушить и внушают  своему ребенку? Перечислить все  невозможно, назовем лишь некоторые феномены: волевые и моральные качества, дисциплинированность, интересы, способности, оценочные характеристики.

3) Трансляция ребенку оценок, стандартов.

Родители всегда вооружают ребенка  его конкретными оценками, целями поведения, идеалами, планами, стандартами исполнения действий. Если все они реалистичны, т. е. соответствуют возможностям ребенка, то достигая их, он повышает и свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я»-концепцию.

4) Система контроля.

Речь идет о влиянии системы контроля за ребенком, стиля воспитания, избираемого родителями на Я-концепцию ребенка. Контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. Кроме того, сам контроль может осуществляться двумя способами: либо поддержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда. Наконец, контроль может быть абсолютно последовательным, либо случайным и непредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важно отдавать себе отчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у самого ребенка.

Например, жесткая дисциплина преобразуется  в самодисциплину, а контроль с  помощью страха превращается в самоконтроль с постоянной оглядкой на мнение других и избегания негативных о себе мнений. Предсказуемый либо непредсказуемый характер родительского контроля может трансформироваться в такое личностное качество как интернальность-экстернальность поведения.

5) Система комплиментарных отношений.

Речь идет о характере отношений, складывающихся между родителями и  ребенком, которые могут предполагать:

а) равенство общающихся;

б) функциональное неравенство, т.е. неравенство, задаваемое ситуацией, статусами общающихся и т.п.;

в) систему трансакций – действий субъекта, направленных на другого  с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояние и поведение (трансакции по Э. Берну).

Очевидно, что чаще всего отношения  между родителями предполагают функциональное неравенство, но с возрастом они могут меняться на равноправные.

6) Вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.

Речь идет о роли семьи  в формировании самосознания ребенка. В первую очередь следует охарактеризовать так называемую семейную идентичность, т.е. совокупность представлений, планов, взаимообязанностей, намерений и  проч., которые создают семейное «МЫ». Именно оно, это семейное «МЫ» входит в содержание индивидуального «Я» ребенка. Кроме того, самосознание ребенка будет определяться и психологической структурой семьи, т.е. той невидимой сетью требований, предъявляемых членами семьи друг к другу. В этой связи семьи различаются на:

Семьи с жесткими непроходимыми  границами между ее членами. Родители чаще всего ничего не знают о жизни  ребенка, и только какое-то драматическое  событие может активизировать внутрисемейное общение. Такая структура – барьер на пути формирования у ребенка семейной идентичности. Ребенок как бы исключается из семьи;

Семьи с диффузными, спутанными границами (псевдовзаимные семьи). В  них поощряется выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение  и другие негативные чувства всячески скрываются и подавляются. Такая недифференцированная семейная структура создает у ребенка трудности в самоопределении, в формировании его «Я», развитии самостоятельности.

Представленные характеристики разные семей – это два противоположных полюса, а в центре между ними нормально функционирующая семья.

7) Идентификация.

Одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, т.е. уподобление Себя в форме  переживаний и действий другому  лицу. Идентификация – это и механизм формирования установок личности, и механизм психологической защиты.

 

 

Развитие самосознания

 

Самосознание не изначальная  данность, присущая человеку, а продукт  развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок. В работах В.С. Мухиной выявлено, каким образом в процессе психического развития ребёнка им присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, позволяющая воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью. Структура самосознания личности обеспечивает её целостность, предполагающую сохранение основных смыслов и значений для человека ценности его существования. Структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев – представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений. Все названные звенья структуры самосознания начинают постепенно оформляться с момента рождения человека, но полноты своего раскрытия достигают к завершению возраста детства. В этой связи для возрастной психологии личности существенное значение имеет процесс развития структурных звеньев самосознания или их генезис.

Представление о своём имени

«Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего  при рождении; знак, позволяющий  причислить человека к определённому  социальному слою, этносу, месту  в общественных отношениях, полу». Имя позволяет идентифицировать человека с его телесным выражением, с его духовной сущностью. Появление человека на свет всегда связано с наречением ему имени. Растущий человек узнает новые образы своего имени, осознавая сопряженность имени и своего состояния – взрослости, ответственности. Ситуации изменения имени также связываются с обстоятельствами изменения самосознания – изменение фамилии (как расширения своего имени) при замужестве, осознанное изменение имени (псевдоним), насильственная смена имени (что имело место в ряде тоталитарных обществ), изменение имени в монашестве.

Психика растущего ребенка  гибко реагирует на восприятие собственного имени. «Благодаря имени и местоимению  «Я» ребёнок научается выделять себя как персону. Идентификация с именем происходит с первых лет – ребёнку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребёнок получает возможность представить себя как обособленного от других исключительного индивида. Депривация ребёнка посредством отношения к его имени (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижая чувство доверия к взрослому». Изменение восприятия своего имени с возрастом весьма заметно – сначала ребёнок воспринимает свое имя извне, затем он начинает осознавать себя в соответствии со своим именем. В школьные годы ребёнок знакомится с ситуацией изменения имени, когда его называют именем, отличным от того, каким называют в семье, либо по фамилии. В раннем подростничестве возникают ситуации называния ребёнка сверстниками «эрзацами» имени – кличками. В юношеском возрасте может возникнуть ситуация самонаречения, когда воображение юноши или девушки рождает новое для себя имя. Генезис представлений о своем имени в период взросления показывает изменения в структуре самосознания растущего ребенка.

Представления о своем теле

«Тело – не только организм человека в его внешних физических формах и проявлениях; оно – индивидуальный образ, отражение культуры и духовности человека». Тело отражает физические, психические и духовные свойства и особенности человека. Отношение к собственному телу ребёнок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём традиции.

Информация о работе Самосознание личности и её жизненный путь