Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:56, контрольная работа
Личность – это человек, взятый в единстве своих социальных характеристик. Стать личностью – значит успешно интегрировать в себе все свои социальные роли, стать самостоятельным, уникальным представителем социальной целостности. Каждый из нас – зеркало, в котором отражена вся общественная жизнь, но зеркало, отражающее социальную реальность исключительно со своих индивидуальных позиций.
Введение ………………………………….................................
2
Детство ..………………………………………………………….
4
Юность .……………………………………………………………
6
Зрелость …………………………………………………………..
10
Старость ………………………………………………………….
12
Смерть и бессмертие …………………………………………
15
Резюме ……………………………………………………………..
16
Литература ……………………………………………………...
Содержание
Введение …………………………………................. | 2 |
Детство ..…………………………………………………………. | 4 |
Юность .…………………………………………………………… | 6 |
Зрелость ………………………………………………………….. | 10 |
Старость …………………………………………………………. | 12 |
Смерть и бессмертие ………………………………………… | 15 |
Резюме …………………………………………………………….. | 16 |
Литература ……………………………………………………... | 18 |
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о том, в чем состоит сущность человека, издревле беспокоил философов. Конечно, в обычной жизни, как правило, никто не путает людей с обезьянами, а тем более кошками, собаками и прочими земными тварями. По внешнему облику и способу поведения мы безошибочно распознаем отличия себе подобных от других живых существ, и главными очевидными отличиями, помимо внешности, выступают человеческая речь и осмысленность поступков. Вне всяких сомнений, человек есть существо разумное, обладающее сознанием. Он отделяет себя от всего остального мира, устойчиво удерживает это отличие, формирует свое «я», способность самосознания. Все это дает ему возможность ясно и отчетливо видеть мир, искать в нем закономерности, а не просто поддаваться зову инстинктов и эмоций.
Человеческая личность формируется и существует в сообществе, в коллективе других людей, других личностей. Сознание развивается только при совместной деятельности, когда надбиологические потребности заставляют индивидов активно взаимодействовать, решая небанальные, нетривиальные задачи, выходящие далеко за рамки биологических нужд. Поэтому личность вне общества не возможна.
Личность – это человек, взятый в единстве своих социальных характеристик. Стать личностью – значит успешно интегрировать в себе все свои социальные роли, стать самостоятельным, уникальным представителем социальной целостности. Каждый из нас – зеркало, в котором отражена вся общественная жизнь, но зеркало, отражающее социальную реальность исключительно со своих индивидуальных позиций.
У каждого из нас среди других возможностей есть возможность быть культурной личностью.
Культурная личность – человек, умеющий владеть собой, подниматься над непосредственными биологическими импульсами, обладающий навыками самоконтроля. Культурный человек не может быть безнравственным. Он ориентирован на добро, гуманизм, благорасположение и справедливость по отношению ко всем людям без исключения. Это человек честный, обязательный, верный своему слову, уважающий других и соблюдающий весь положенный этикет.
Существует четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость.
Детство
Рождение
Человек родился. Издал первый крик – басовитый или тоненький, но всегда немножко недовольный. Он прибыл в новую для себя обстановку, непривычную, пока не уютную, и должен ко всему привыкнуть и приноровиться. Начинается его земная жизнь с бесконечным спектром возможностей, открытых путей, событий, крутых поворотов. Это – начало, первый шаг. Таково обычное представление о роли рождения.
Очень важным периодом в жизни человека является его самое раннее детство. Здесь огромную роль играет продолжение контакта с матерью, которой связан не столько с питанием, сколько с ощущением тепла и защищенности.
Когда маленький человек окружен теплом и заботой, он растет и развивается очень быстро. Первый год жизни он должен пройти огромный путь изменений, активно приспособиться к новым условиям, развернуть свои способности.
Детство: социо-культурный портрет
Философы называют детство периодом «первичной социализации». Ребенок поначалу – сплошная возможность, открытость, потенциальность, его «прекрасную пустоту» нужно терпеливо и старательно наполнять собственно-человеческим содержанием, приобщать к нормам и правилам культуры, учить всему, начиная от слов и кончая самым сложным этикетом, тонкими умениями и хитрыми науками. Вот этот процесс приобщения и научения, развития способностей, усвоения азов культуры и называется «первичной социализацией»
Главным занятием становящегося человека являются игра и учеба. Играя, дитя фантазирует, подражает взрослым и копирует их. По отношению к игрушкам ребенок выступает как властелин, творец, хозяин. Занимаясь ими, он одновременно учится управляться с разными предметами. В совместных детских играх тренируются навыки общения, умения выбирать, выдерживать атаку, кооперировать действия. Играя, ребенок многому учится. Но, кроме того, уже лет с пяти его начинают потихоньку обучать грамоте, счету, а затем он идет в школу.
Родители формируют в растущем ребенке и умение общаться. Если в семье все открыто и искренне относятся друг к другу, то вырастает человек, столь же открытый и доброжелательный.
Вообще, проблема развития способностей в коммуникации – очень важна в детстве. Ребенок не только потребитель материальных и духовных благ, он не только учится рисовать, петь, мастерить, овладевает танцами или плаванием. Он, прежде всего, обучается контактировать и ладить с другими людьми, жить среди себе подобных.
Детский взгляд на мир
Детство, особенно младшее, воспринимает мир совершенно иначе, чем делает это взрослость. Цвета, вкусы, запахи здесь гораздо острее, ярче, выразительней. Можно сказать, что маленький ребенок поглощен и увлечен внешним миром. Он активно осваивает его, учится ориентироваться в пространстве и времени, выясняет свойства предметов, повадки животных, черты людей. До 11-12 лет дети мало интересуются своим собственным «я», яркость внешней действительности манит и увлекает их за собой.
Эта захваченность внешней реальностью причудливо сочетается у малыша с наивным эгоцентризмом. Нас всех в детстве упорно учат тому, что мы – не «пуп земли», потому что ребенок, в самом деле, воспринимает себя как центр, вокруг которого строится мир. Его кормят, одевают, ведут гулять, лечат и учат – трудно не почувствовать себя «самым главным». Он смотрит на жизнь глазами бессмертного существа, с наивностью вечности, которой нипочем человеческая суета вокруг земных приходов и уходов.
Чувство таинственности – это то, что долго не покидает растущего человека и словно эстафетная палочка передается от детства к юности.
Юность
Открытие внутреннего мира
Если детство поглощено пестротой и красочностью внешнего бытия, увлечено и очаровано его богатством и разнообразием, то отрочество и юность впервые обращают свой взор внутрь: душу юного человека. Этот поворот происходит под влиянием многих причин и прежде всего в результате тех изменений, которые претерпевает подросток, покидая уютную лагуну детства и выплывая в бурное море взрослой жизни. Права, обязанности, реальные возможности – все, чем гордится и чем пользуется каждый день «взрослый мир» становится доступным, и это ставит вопросы: «какой я? Что я могу?»
Прежде всего, юноша обнаруживает, что он уникален. Чувство собственной неповторимости, ни с кем не сравнимости – радостное и прекрасное.
Юность пора сильных желаний, ярких фантазий, неудержимых порывов, наполеоновских планов и ослепительных надежд. Но несовпадение внутреннего и внешнего, стремлений и реальных, уже существующих возможностей еще больше усиливает чувство одиночества. Это, прежде всего, одиночество межличностное. Изменяется контакт с родителями. Родители – это и те, кто остро нужен, без чьего тепла и поддержки не обойтись, и те, кто представляется сдерживающим, сковывающим началом, мешающим полной самостоятельности.
Подростковый и ранний юношеский возраст характеризуется быстрым и сильным изменением внешности. Ребенок желает нравиться, порой кокетничает, старается обратить на себя внимание, но у него это происходит почти неосознанно. Юноша, девушка, впервые влюбляясь, уже осознают особенность, ценность, неординарность своего состояния, осознают то, что внутренний мир другого – не открытая книга, которую можно запросто прочитать и понять, что нередко двери в него закрыты, и нужны немалые душевные усилия, чтобы вызвать к себе симпатию, доверие, расположение. Чужая личность – это тайна. Открытие загадочности, таинственности другого «я» происходит именно в юности вместе с открытием собственного внутреннего мира.
Отрочество и юность – тот возраст, когда человек в полной мере начинает чувствовать и осознавать свой пол. В юности девочки и мальчики, прежде составлявшие шумную, компанию довольно-таки одинаковых существ, становятся существами совершенно разными: с разной формой тела, различной психологией, физиологическими функциями.
Открывая себя как существо индивидуальное, противоречивое, обладающее полом, способное на личностные отношения, юноша начинает сознательно рассматривать временную перспективу, которая простирается перед ним. Юность также начинает понимать личную смерть, которая, будучи осмысленной и прочувствованной, вызывает бурный протест и браваду, презрение к смерти, пренебрежение к ней.
Индивидуальность и любовь, чужое "я" и собственная смерть, самоутверждение и взаимопонимание – все это вопросы, над которыми серьезно задумывается вступающий во взрослую жизнь человек. Оттого юность без скидок можно назвать «философским возрастом».
В поисках призвания
У юности впереди огромная и уже понятная ею перспектива, потому она страстно стремится обнаружить свои главные задачи, правильно сформулировать основные цели, призванные сделать жизненный путь действительно осмысленным.
Юный человек ищет свое призвание. Выбор осуществляется, прежде всего, в сфере профессии. Перед юным выбирающим взглядом открывается широкое поле возможностей, где можно искать, пробовать себя то в том, то в другом.
Но «призвание» может реализоваться и через внепрофессиональные увлечения (хобби). Личность человека не однолинейна и требует для самовыражения различных сфер.
Есть люди, реализующие себя и находящие свое призвание в путешествиях, испытаниях собственной выносливости. Бывают и те, кто находит максимум наслаждения и восторга в восприятии того, что сделано другими, в созерцании.
Очевидно, что сфера призвания может быть далеко расширена за рамки «работы». Признание и предназначение никогда не упираются во что-то одно, и наше «я» способно вырабатывать новые смыслы, новые цели, новые задачи.
В поисках «Я»
Осознавая свою индивидуальность и неповторимость, юный человек в той или иной форме задается вопросом «а что значит быть собой?».
Формируя собственный облик, юные всегда стремятся соответствовать некоему идеалу, образцу или образцам, так или иначе приходящим извне. Невозможно представить себе человека, который совсем не подвергался бы никаким внешним влияниям. Конкретный индивид – это всегда единство общего и единичного, того, что присуще группам людей и того, что присуще только ему.
В обществе всегда есть официально признанные и одобрительные образцы для подражания, выражающие идеологию и культуру данной конкретной страны или, скорее, социальное устройство. Массы людей и прежде всего молодежь, вполне искренне привержена этим образцам, тянутся к ним и сличают свое «я» с героями – реальными или вымышленными – олицетворяющими социо-культурные и нравственные ценности. Но есть и явление «контркультуры», когда достаточно широкие круги граждан, в том числе молодых, предпочитают иные ценности и тайно либо открыто подражают социальным «антигероям», осуждаемым официальным общественным мнением. Никакие ориентиры даже на самые лучшие образцы не создают индивидуальности. Они дают лишь ценностную основу для ее появления и формирования, нравственную канву, на которой каждая конкретная жизнь вышивает собственный узор.
Человек обретает свое «я» в единстве спонтанности и рефлексии, увлеченности миром и самообращенности, и процесс этот не ограничивается юностью. Он продолжается всю жизнь.
Зрелость
Юность незаметно переходит в зрелость, которая является самой длинной фазой человеческой жизни, потому что простирается от совсем молодого до пожилого возраста.