Самосознание и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Человек есть не только сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность.
Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознанием и несознательным.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 35.90 Кб (Скачать)

     Введение 

     Человек есть не только сам в себе, но есть и для себя, что проявляется  в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что  делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального  развития человек первоначально  осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах  и действиях. Он осознает себя как  личность.

     Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознанием и  несознательным. В субъективной реальности человека имеет место и такая  подструктура, как самосознание. Она  ориентирована на анализ, осознание, целостную оценку человеком собственных  знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов  поведения, действий, моральных свойств  и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение  к самой себе, осуществляет собственную  самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее  существо, которое без этого характеристического  действия не смогла бы определить себя и найти место в жизни.

     Обращение философов к самосознанию как  особой сферы субъективного мира начинается еще из Сократа, из его  максимы: "Познай самого себя". Со становлением философии как специфического знания о миру и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный  характер души, критичность ума относительно самого себя. За Платоном, деятельность души - это внутренняя работа, которая  имеет характер беседы с самым  собой. Размышляя, душа постоянно разговаривает  с собой, спрашивает себя, отвечает, утверждает и возражает.

     Человек осознает себя не только посредством  других людей, но и через созданную  им материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам сияют  наши сущности: ребенок, говорит Г. Гегель, «бросает камни в реку и восхищается  расходящимися на воде кругами как  неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное  творение» Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1956. Т. III. С. 76..

     Познавая  себя, человек, как отметил Т. Манн, «никогда не остается вполне таким  же, каким он был прежде» Манн Т. Из дневников. Перевод, предисловие  и комментарии И. Эбаноидзе //Новый  мир, №1, 1996. С. 148.. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала  для праздного самолюбования  человека. Оно появилось в ответ  на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали  от каждого человека умения оценивать  свои поступки, слова и мысли с  позиции определенных социальных норм. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий  человек берет на себя полную ответственность  за них.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Я - как основа целостности  личности
 

     Под личностью подразумевают кристаллизованные  в духовном мире человека его социальные, нравственно-психологические и эстетические качества и социальные роли, которые  приходится выполнять человеку в  обществе. Однако личность нельзя свести к этим функциям, пусть даже в  их интегральном единстве. Дело в том, что личное -- это то, что принадлежит  человеку, что является его собственностью. В известном смысле можно согласиться  с мнением У. Джемса, который считает, что трудно провести черту между  тем, что «человек называет самим  собой, и своим» Джемс У. Прагматизм // Хрестоматия по зарубежной философии  конца XIX - начала XX столетия. - М., 1995. .

     Личность  составляет и сумма всего того, что человек «может назвать своим»: не только его физические и душевные качества, но также его платье, его  дом, жена, дети, предки, друзья, его  репутация и труды. К этому  можно было бы добавить: и свое имя  и фамилию. Все это ого собственность  и все это кристаллизуется  в идею личности. Скажем, имя человека не есть только нечто внешнее для  него: оно как бы срослось с ним  и стало одним из конституирующих  элементов его Я.

     Таким образом, границы личности значительно  шире границ не только тела человека, но и его духовного мира. Границы  личности можно уподобить кругам, расходящимся на воде от какого-либо центра: ближайшие круги -- это плоды созидания, близкие люди, личная собственность, друзья (они ведь -- зеркало нашей  сущности). Уходящие вдаль круги  вливаются в море социума и  далее в бездну Космоса.

     Субъективно, для индивида, личность выступает  как образ его Я -- он-то и служит основой внутренней самооценки и  представляет собой то, каким индивид  видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким  мог бы быть, если бы хотел. При этом личность оценивает себя и непосредственно, и опосредованно -- через оценку других. Прислушайтесь, как человек оценивает  других, и вы узнаете его самооценку: оценка других -- это своего рода зеркало  самооценки. Процесс соотнесения  образа Я с реальными жизненными обстоятельствами, результирующийся в  мотивациях и направленности личности, служит базой для самовоспитания, т.е. для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности. Человек  как личность не есть некая законченная  данность. Он -- процесс, требующий неустанной душевной работы.

     Главным результирующим свойством личности, ее духовным стержнем выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? Зачем я явился в этот мир? В  чем смысл моей жизни, мое предназначение? Живу ли я согласно велениям бытия  или нет? Только выработав то или  иное мировоззрение, личность, самоопределяясь  в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение - это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир.

     Одновременно  с формированием мировоззрения  складывается и характер личности - психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность» Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1956. Т. III. С. 76..

     Слово «характер», употребленное в качестве синонима слова «личность», означает, как правило, меру личностной силы, т.е. силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действенную  энергию. Люди с сильной волей  обладают и сильным характером. Таких  людей обычно уважают и справедливо  воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно  обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Он стремится к осуществлению  не только объективно, но и субъективно  оправданных целей, а энергия  воли имеет достойное себя содержание. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого  индивида как личности. Особым компонентом  личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности «проверяется»  на многое. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. В такие моменты  он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности. Люди по-разному реагируют на испытания: одна личность может «сплющиться» под  ударами молота социального насилия, а другая -- закалиться. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не-личности», т.е. неспособности совершать то, что  диктует сокровенный смысл Я. Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного достоинства. Мера субъективной свободы  личности определяется ее нравственным императивом и является показателем  степени развитости самой личности.

     Таким образом, личность - это мера цельности человека: без внутренней цельности нет личности. Личность - это замкнутая в себе целостность, ее телесные и социальные проявления суть атрибуты личности, но не ее ингредиенты. С другой стороны, и биологическое, и социальное играют главенствующую роль в генезисе личности. Под личностью имеется в виду интегрирующее и цементирующее начало, объединяющее в единое целое и биологическое, социальное, и психологическое в человеке. Личность как бы венчает, замыкает, делает устойчивым все море бушующих в человеке социальных и биологических сил. Личность - конечный результат действия этих сил. Личностно в человеке то, что устойчиво. Необходимыми условиями становления личности являются телесная оформленность, самосознание и социальный образ жизни, главное проявление ставшей личности -- наличие у человека мировоззрения.

     Что составляет ту «внутреннюю душевную храмину, которая закрыта для  людей, но открыта для Бога?» Цит  по: Зеньковский В. В. История русской  философии. Т.2. Ч.2. - Л., 1991. - С. 198 - 226; Таким  вопросом задается С.Н. Булгаков. На нм можно ответить так: этой внутренней духовной стихией является прежде всего  мировоззрение, понимаемое в самом  широком смысле этого слова: чем  живет человек, что он считает  для себя самым святым и дорогим, как он живет, как служит своей  святыне. Узнать человека как личность -- значит узнать основные изгибы его  душевного состояния, «паутину»  его мыслей, чувств, желаний надежд, его ценностные ориентации, его веру и убеждения.

     Личность  формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее - есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального его облика и требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной коррекции своих действий, поведения, поступков. Это в свою очередь  вызывает необходимость развития способности  самооценкой, связанной с развитием  самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков уникальный «узор» личности, присущая только ей специфика.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Структура самосознания (убеждения,  самооценка, самоконтроль) 

     Важнейшей чертой личности выступает ее способность  к самосознанию. Имея представление  о мышлении и сознании, мы видим, что это не тождественные явления. Сознание отличается от мышления наличием интересов, убеждений, ценностной ориентации. В сознании человека умещается не только образ внешнего предмета, но и образ об этом образе. Такое  свойство сознания называется самосознанием. Самосознание выступает существенным моментом сознания постольку, поскольку  предметом сознания является не только внешний мир, но и сам человек. Самосознание можно определить как  осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Иными словами, в рамках самосознания человек способен дать целостную  оценку самому себе как деятелю, как  творцу, то есть самосознание выступает  мерилом развитая человека. Выше уже  говорилось, что самосознание тесно  связано с рефлексией.

     Проявление  самосознания отмечается на разных уровнях, поскольку оно свойственно не только индивиду. Человек осознает свое место в семье, отношение  к нему со стороны родных, близких, осознает он и то, как сам относится  к тем, с кем его связывают  родственные узы, дружеские привязанности. Очень важную роль самосознание играет при уточнении места человека в коллективе - в студенческой группе, в рабочей среде, в структуре  фирмы. В зависимости от того, насколько  верно оценивает себя личность по своему вкладу в общее дело коллектива, не переоценивает ли (или, напротив, недооценивает) свои способности и  возможности, зависит не только успешная карьера, но, что не менее важно, психическое  состояние, моральное и физическое здоровье индивида Кириленко Г.Г. Самосознание и мировоззрение личности. М., 1988. С. 78..

     Наивысшего  проявления самосознание достигает  на уровне больших социальных групп - локальных обществ, народов и  наций, государства, человечества в  целом.

     Самосознание - динамичное исторически развивающееся  образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности  в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот  или иной предмет как нечто  существующее объективно, в сам процесс  восприятия должен быть как бы "встроен" определенный механизм, учитывающий  место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие  от того, что совершается во внешнем  мире Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984..

     Иначе произошло бы спутывание, смешивание тех изменений образа предмета, которые  вызваны процессами, происходящими  в самой действительности, и тех, которые всецело обязаны субъекту (например, приближение или удаление человека от предмета, поворот его  головы и т.д.). Психологи говорят  о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс "схему  мира". Но последняя, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную "схему  тела".Следующий, более высокий  уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к  тому или иному человеческому  сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый  высокий уровень развития этого  процесса - возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального  и неповторимого, могущего совершать  свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Информация о работе Самосознание и личность