Самосознание личности и её жизненный путь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры – жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость – являются теми основами, на которых строится работа. На практике работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к слушателям, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.
Цель исследования – выявить проблемы изучения сознания.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………..3

1. Самосознание и образ мира…………………………………………………....5
2. Механизмы самосознания……………………………………………………11
3. Развитие самосознания …………………........................................................16
4. Самосознание и самооценка личности………………………………………23
5. Самоконтроль………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………..………...……......26
Список использованной литературы.…..……………...................................27

Работа содержит 1 файл

реферат самосознание).doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Притязание  на признание

Потребность в признании  является сущностной характеристикой  человека. Взрослый человек реализует  эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного окружения.

Пристрастное отношение  взрослого к проявлениям в  поведении ребёнка – основа для  формирования последним ощущения себя признанным взрослым. С раннего детства  ребенок учится различать свое поведение в системе координат «хорошее» и «плохое», «дозволенное» и «недозволенное». Эмоциональное поощрение взрослым определённых поступков ребёнка рождает у него стремление быть хорошим, развивает активность в освоении признаваемых взрослым манер поведения. В ситуациях дефицита положительного признания ребенка взрослым, ребенок может начать вызывать «отрицательное» признание взрослого. В этих случаях негативные поступки ребёнка адресованы взрослому с тем, чтобы, пусть в отрицательном плане, но все-таки заполучить признание со стороны взрослого.

Нормальная ситуация развития ребёнка в семье характеризуется  отношениями его принятия всеми  членами семьи, выражением любви  к нему.

Депривация притязаний на признание, связанная с неодобрением, порицанием, отчужденностью со стороны в первую очередь близких людей, приводит к нарушению процесса нормального развития ребёнка. Негативное эмоциональное напряжение и фрустрация в этих обстоятельствах развития порождают такие отрицательные образования личности как ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность.

Половая идентификация

«Половая идентификация  – единство самосознания, мотивов  поведения, поступков в обыденной  жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль». Половая идентификация человека связана как с генотипическими предпосылками – морфологическими и физиологическими признаками мужского или женского организма, так и с социальными условиями развития и бытия человека. Полоролевая идентичность ребёнка устанавливается в среднем к трем годам, к завершению возраста раннего детства. Однако формирование половой идентификации продолжается не только все детство, но также и всю последующую жизнь человека. Становление половой принадлежности в детстве связано с присвоением поведенческих форм, интересов, ценностей своего пола. Стереотипы мужского и женского поведения формируются в самосознании ребёнка посредством подражания представителям своего пола. Отдельная проблема – нарушение половой идентификации человека в детстве или во взрослости. В.С. Мухина пишет о сексуальных перверсиях, как следствии рассогласованности генетических, морфологических, физиологических и психологических особенностей человека с нарушенной половой идентфикацией. «В сексуальных переверзиях определенное место занимают наследственно-конституциональные факторы. Однако врожденные извращения полового влечения встречаются сравнительно редко. Чаще всего переверзии возникают в онтогенезе из-за провоцирующей роли микросоциальной среды. Чтобы предупредить отклонения в половой идентификации у ребёнка и подростка, следует уделять специальное внимание их отношению к своему телу, контролировать игры и общение со сверстниками, для того, чтобы правильно ориентировать на ценности половых ролей, с которым им предстоит отождествить себя по факту своего рождения».

Психологическое время личности

Индивидуальное переживание человеком своего физического и духовного состояния в прошлом, настоящем и будущем есть важное звено самосознания личности – её психологическое время. Психологическое время личности позволяет человеку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени и стремиться к объективным самооценке и притязаниям в разных сферах своей жизни.

Сознание ребёнком своего прошлого, настоящего и будущего начинает развиваться с раннего возраста, что связано с формированием памяти и воображения. Построение жизненной перспективы ребёнка в раннем детстве возможно только при участии взрослого. При благоприятных условиях развития самосознания ребёнка, чем старше становится ребёнок, тем отчетливее оформляется у него ответственность за себя в настоящем и будущем. Несформированность психологического времени личности ребёнка может быть обусловлена такими негативными факторами, как отрицательные воспоминания о прошлом, отсутствие четкого образа себя в настоящем, синкретичность восприятия будущего. Дети, лишенные родительского попечения, имеют типичную коррозию восприятия своего психологического времени – у них практически отсутствует ответственное отношение к собственному времени жизни, наряду с эмоционально-негативным отношением к своему прошлому и настоящему. «В практику развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства, в настоящее время вводится метод позитивных проективных мифов об индивидуальном прошлом ребёнка, что позволяет компенсировать потери в развитии психологического времени личности».

Самосознание личности к взрослому возрасту предполагает формирование восприятия человеком  себя в контексте истории своей семьи, своего народа, своей страны и в целом – всего человечества.

Социальное  пространство личности

Условия, в которых  человек живет и развивается, в которых у человека формируется  сфера прав и обязанностей и в  целом личностная социальная позиция  создают важное звено структуры самосознания человека – социальное пространство его личности. В.С.Мухина рассматривает это звено самосознания в контексте культуры, сформированной в истории этноса. Характеристика места, где протекает жизнь человека; формы, стиль, содержание общения и деятельности в русле культуры, к которой принадлежит человек; внутренняя позиция самого человека по отношению к истории и культуре своего этноса и всего человечества – это основные условия формирования социального пространства личности. К завершению подросткового возраста оформляется основа социального пространства личности. К этому сроку обычно рефлексирующий подросток прилагает усилия к личностному развитию и становлению. «В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях: 1) стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики); 2)стремление к рефлексии на свой внутренний интимный мир через самоуглубление и потребность осознать свое место в контексте культуры и истории своей страны и всего человечества». Социальное пространство личности, являясь завершающим звеном структуры самосознания, интегрирует в себе все характеристики других звеньев – представлений об имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации и психологического времени личности.

Учитывая, что наиболее емким определением личностного  самоопределения является процесс  формирования единой смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире, мы связываем успешность личностного самоопределения с показателями осмысленности жизни личности. Основа для теоретической и эмпирической типологии смыслов жизни была заложена В.Франклом, который рассматривал стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Основной тезис его учения о стремлении к смыслу можно сформулировать так : человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным (иными словами,  если есть «зачем», человек перенест любое «как»).

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

 

Самосознание и самооценка личности

 

Самосознание принадлежит  целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.

Самосознание в психической  деятельности человека выступает как  сложный процесс опосредованного  познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я.

Образование отношений  формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению  с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.

Самопознание – сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.

С самопознанием тесно  связана способность к рефлексии. То есть способность осознавать не только "что я мыслю, ощущаю, вспоминаю", но и "что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю", Я условно разделяется на Я-действующее и Я-рефлексирующее.

Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту  Бернсу Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов:

- "Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд, К.Левин);

- "Я-материальное" и  "Я-социальное"; образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценка; - "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное" ...

Степень рассогласованности отдельных компонентов обуславливает  психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано с процессами саморегуляции.

Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут:

1. мотивировать определенную  деятельность (что может корениться  в представлении об "идеальном  Я", может быть результатом  расхождения "Я настоящего" и "Я будущего");

2. участвовать в целеобразовании; 

3. воспрещать те или  иные действия;

4. детерминировать отношение  к окружающим;

5. влиять на развитие  тех или иных черт личности.

 

Самоконтроль

 

Эксперимент с зеркалом: 2 группы испытуемых: обычная и группа, которая помещается перед зеркалом; и тем, и другим испытуемым дают одинаковые задания; оказывается, что наиболее старательными и последовательными проявляют себя те, которые видели свое отражение в зеркале.

Человек не часто прибегает  к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.

 

Заключение

 

Самосознание – культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции "объективного самосознания оно рассматривается как сличение совершаемого поведения или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом себе. Способность к самоконтролю сопряжена с волевым усилием над собой.

Т.о. 1. самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения

2. Процесс самосознания бесконечен, так как человек постоянно изменяется

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бербешкина, З.А. Этика социального работника. // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е.И. - М.: РГСИ. - 2007. – С.147

2. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во МГУ, 2006. – С.149

3. Капто, А.С. Профессиональная этика. В 2-х ч. Учебное пособие. - М.: РИЦ ИСПИРАН. - 2001. – С.322

4. Константинов, Ф.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567

5. Социальная работа. Введение в  профессиональную деятельность. Учебное  пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – М.: КНОРУС. – 2005. – С.368

6. Социальная работа: теория и  организация. Пособие для студентов  вузов / Отв. ред. проф. С.В. Лапина. – 2-е изд. – М.: 2007. – С.288

7. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 2006. Т. 1-2. – С.167

8. Фирсов, М.В. Теория социальной  работы. Учебное пособие для вузов.  Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический  Проект, 2005. – С.612

9. Данакин, Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал соц. работы, 2005г., №1. – С.47-54

 


Информация о работе Самосознание личности и её жизненный путь