Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 09:26, курсовая работа
Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры – жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость – являются теми основами, на которых строится работа. На практике работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к слушателям, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.
Цель исследования – выявить проблемы изучения сознания.
Введение……………………………………………………………..…………..3
1. Самосознание и образ мира…………………………………………………....5
2. Механизмы самосознания……………………………………………………11
3. Развитие самосознания …………………........................................................16
4. Самосознание и самооценка личности………………………………………23
5. Самоконтроль………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………..………...……......26
Список использованной литературы.…..……………...................................27
Притязание на признание
Потребность в признании
является сущностной характеристикой
человека. Взрослый человек реализует
эту потребность в своей
Пристрастное отношение взрослого к проявлениям в поведении ребёнка – основа для формирования последним ощущения себя признанным взрослым. С раннего детства ребенок учится различать свое поведение в системе координат «хорошее» и «плохое», «дозволенное» и «недозволенное». Эмоциональное поощрение взрослым определённых поступков ребёнка рождает у него стремление быть хорошим, развивает активность в освоении признаваемых взрослым манер поведения. В ситуациях дефицита положительного признания ребенка взрослым, ребенок может начать вызывать «отрицательное» признание взрослого. В этих случаях негативные поступки ребёнка адресованы взрослому с тем, чтобы, пусть в отрицательном плане, но все-таки заполучить признание со стороны взрослого.
Нормальная ситуация
развития ребёнка в семье
Депривация притязаний на признание, связанная с неодобрением, порицанием, отчужденностью со стороны в первую очередь близких людей, приводит к нарушению процесса нормального развития ребёнка. Негативное эмоциональное напряжение и фрустрация в этих обстоятельствах развития порождают такие отрицательные образования личности как ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность.
Половая идентификация
«Половая идентификация
– единство самосознания, мотивов
поведения, поступков в обыденной
жизни человека, причисляющего себя
к определенному полу и принимающего
на себя предписанную традициями соответствующую половую
роль». Половая идентификация человека
связана как с генотипическими предпосылками
– морфологическими и физиологическими
признаками мужского или женского организма,
так и с социальными условиями развития
и бытия человека. Полоролевая идентичность
ребёнка устанавливается в среднем к трем
годам, к завершению возраста раннего
детства. Однако формирование половой
идентификации продолжается не только
все детство, но также и всю последующую
жизнь человека. Становление половой принадлежности
в детстве связано с присвоением поведенческих
форм, интересов, ценностей своего пола.
Стереотипы мужского и женского поведения
формируются в самосознании ребёнка посредством
подражания представителям своего пола.
Отдельная проблема – нарушение половой
идентификации человека в детстве или
во взрослости. В.С. Мухина пишет о сексуальных
перверсиях, как следствии рассогласованности
генетических, морфологических, физиологических
и психологических особенностей человека
с нарушенной половой идентфикацией. «В
сексуальных переверзиях определенное
место занимают наследственно-
Психологическое время личности
Индивидуальное переживание человеком своего физического и духовного состояния в прошлом, настоящем и будущем есть важное звено самосознания личности – её психологическое время. Психологическое время личности позволяет человеку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени и стремиться к объективным самооценке и притязаниям в разных сферах своей жизни.
Сознание ребёнком своего прошлого, настоящего и будущего начинает развиваться с раннего возраста, что связано с формированием памяти и воображения. Построение жизненной перспективы ребёнка в раннем детстве возможно только при участии взрослого. При благоприятных условиях развития самосознания ребёнка, чем старше становится ребёнок, тем отчетливее оформляется у него ответственность за себя в настоящем и будущем. Несформированность психологического времени личности ребёнка может быть обусловлена такими негативными факторами, как отрицательные воспоминания о прошлом, отсутствие четкого образа себя в настоящем, синкретичность восприятия будущего. Дети, лишенные родительского попечения, имеют типичную коррозию восприятия своего психологического времени – у них практически отсутствует ответственное отношение к собственному времени жизни, наряду с эмоционально-негативным отношением к своему прошлому и настоящему. «В практику развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства, в настоящее время вводится метод позитивных проективных мифов об индивидуальном прошлом ребёнка, что позволяет компенсировать потери в развитии психологического времени личности».
Самосознание личности
к взрослому возрасту предполагает
формирование восприятия человеком
себя в контексте истории своей семь
Социальное пространство личности
Условия, в которых человек живет и развивается, в которых у человека формируется сфера прав и обязанностей и в целом личностная социальная позиция создают важное звено структуры самосознания человека – социальное пространство его личности. В.С.Мухина рассматривает это звено самосознания в контексте культуры, сформированной в истории этноса. Характеристика места, где протекает жизнь человека; формы, стиль, содержание общения и деятельности в русле культуры, к которой принадлежит человек; внутренняя позиция самого человека по отношению к истории и культуре своего этноса и всего человечества – это основные условия формирования социального пространства личности. К завершению подросткового возраста оформляется основа социального пространства личности. К этому сроку обычно рефлексирующий подросток прилагает усилия к личностному развитию и становлению. «В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях: 1) стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики); 2)стремление к рефлексии на свой внутренний интимный мир через самоуглубление и потребность осознать свое место в контексте культуры и истории своей страны и всего человечества». Социальное пространство личности, являясь завершающим звеном структуры самосознания, интегрирует в себе все характеристики других звеньев – представлений об имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации и психологического времени личности.
Учитывая, что наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования единой смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире, мы связываем успешность личностного самоопределения с показателями осмысленности жизни личности. Основа для теоретической и эмпирической типологии смыслов жизни была заложена В.Франклом, который рассматривал стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Основной тезис его учения о стремлении к смыслу можно сформулировать так : человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным (иными словами, если есть «зачем», человек перенест любое «как»).
На формирование самосознания влияют:
Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.
Самосознание в психической
деятельности человека выступает как
сложный процесс
Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.
Самопознание – сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.
С самопознанием тесно
связана способность к
Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов:
- "Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд, К.Левин);
- "Я-материальное" и "Я-социальное"; образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценка; - "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное" ...
Степень рассогласованности
отдельных компонентов
Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут:
1. мотивировать определенную деятельность (что может корениться в представлении об "идеальном Я", может быть результатом расхождения "Я настоящего" и "Я будущего");
2. участвовать в целеобразовании;
3. воспрещать те или иные действия;
4. детерминировать отношение к окружающим;
5. влиять на развитие тех или иных черт личности.
Самоконтроль
Эксперимент с зеркалом: 2 группы испытуемых: обычная и группа, которая помещается перед зеркалом; и тем, и другим испытуемым дают одинаковые задания; оказывается, что наиболее старательными и последовательными проявляют себя те, которые видели свое отражение в зеркале.
Человек не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.
Заключение
Самосознание – культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции "объективного самосознания оно рассматривается как сличение совершаемого поведения или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом себе. Способность к самоконтролю сопряжена с волевым усилием над собой.
Т.о. 1. самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения
2. Процесс самосознания бесконечен, так как человек постоянно изменяется
Список использованной литературы
1. Бербешкина, З.А. Этика социального работника. // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е.И. - М.: РГСИ. - 2007. – С.147
2. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во МГУ, 2006. – С.149
3. Капто, А.С. Профессиональная этика. В 2-х ч. Учебное пособие. - М.: РИЦ ИСПИРАН. - 2001. – С.322
4. Константинов, Ф.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567
5. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – М.: КНОРУС. – 2005. – С.368
6. Социальная работа: теория и
организация. Пособие для
7. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 2006. Т. 1-2. – С.167
8. Фирсов, М.В. Теория социальной работы. Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический Проект, 2005. – С.612
9. Данакин, Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал соц. работы, 2005г., №1. – С.47-54
Информация о работе Самосознание личности и её жизненный путь