Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:00, реферат
Эта тема мне показалась интересной и очень актуальной на сегодняшний день. К тому же раскрытие этой темы в данном реферате помогло бы мне осознать и может даже найти наиболее интересную, привлекающую меня профессию, которой я бы могла посвятить свою жизнь.
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых.
I .ВВЕДЕНИЕ.
II. «ЧЕЛОВЕК И ВЫБОР ЖИЗНЕННГО ПУТИ».
1.Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
2.Подходы к проблеме выбора профессии.
3. Личностные характеристики как фактор выбора профессии.
4.Самооценка как ведущий фактор выбора профессии.
5.Ошибки, которые люди чаще всего совершают при выборе жизненного пути.
6.Рекомендации для выбирающих профессию.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. Москвы
ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384
Человек и выбор жизненного пути
I .ВВЕДЕНИЕ.
II. «ЧЕЛОВЕК И ВЫБОР ЖИЗНЕННГО ПУТИ».
1.Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
2.Подходы к проблеме выбора профессии.
3. Личностные характеристики как фактор выбора профессии.
4.Самооценка как ведущий фактор выбора профессии.
5.Ошибки, которые люди чаще всего совершают при выборе жизненного пути.
6.Рекомендации для выбирающих профессию.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
I. Введение.
Эта тема мне показалась интересной и очень актуальной на сегодняшний день. К тому же раскрытие этой темы в данном реферате помогло бы мне осознать и может даже найти наиболее интересную, привлекающую меня профессию, которой я бы могла посвятить свою жизнь.
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.
Отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают сказываться уже в период обучения в профессиональных учебных заведениях. По данным ВНИИ профессионального технического образования около 40% учащихся 1-го курса ПТУ не удовлетворены выбранной профессией, 10-12% хотели бы вернуться в школу, 40-60% старшекурсников ВУЗов не хотят работать по выбранной специальности. Исследования показывают, что только 10% старшеклассников адекватно оценивают свои возможности. В большинстве случаев мотивами выбора профессии являются:
25% учащихся выбирают профессию по совету друзей;
17% по совету родителей;
9% руководствуются случайными факторами (например, территориальной близостью учебного заведения);
10% учащихся выбирают профессию под влиянием СМИ;
остальные руководствуются интересом к содержанию труда.
По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности.
Объектом моего исследования будет являться процесс выбора профессии.
Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, общительность и другие. Именно личностные характеристики и будут являться предметом изучения нашей работы.
Анализируя теоретический материал, я предположила, что самооценка, как
личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии. Для достижения цели работы и проверки выдвинутой гипотезы мною сформулирован ряд конкретных задач:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучить влияние личностных характеристик на выбор профессии;
2. экспериментально изучить самооценку учащихся, как личностную характеристику, которая влияет на выбор профессии;
3. проанализировать влияние самооценки на выбор профессии;
4. разработать рекомендации для выбирающих профессию.
II. «ЧЕЛОВЕК И ВЫБОР ЖИЗНЕННГО ПУТИ».
1.Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Решение сложных социально-экономических задач во многом определяется отношением к труду каждого человека и многими другими причинами, объединяемыми общим понятием "человеческий фактор". Отношение к труду в значительной мере определяется успешностью выбора профессии, соответствием возможностей человека требованиям труда. Оно тесно связано с развитием внутренней позиции ученика, которая определяет его собственную активность и, в конечном счете, должна отражать единство яичных и общественных мотивов выбора профессии.
Согласование личных и общественных интересов при выборе профессии и сферы труда, а также подготовленность к трудовой деятельности являются главными условиями профессионального самоопределения молодежи. Недостаточная согласованность личных и общественных интересов при выборе профессии объясняется как объективными, так и субъективными причинами: многие учащиеся ориентируются на профессии, требующие высшего или, по крайней мере, среднего специального образования, что может вступать в противоречие с потребностями народного хозяйства и рынка труда; некоторые школьники недостаточно верно оценивают свои способности, состояние здоровья, психические качества, степень их соответствия требованиям профессии; иногда, под влиянием родителей или других лиц, у юношей и девушек складывается искаженное представление о социальной ценности труда работников массовых профессий.
Понимание необходимости сочетания личных и общественных мотивов при выборе профессии часто не становится достоянием сознания, и ориентация на профессию у подрастающего поколения, как правило, складывается стихийно, при мало координированном влиянии школы, родителей, общественности и средств массовой информации. В связи с наличием множества профессий, отличающихся друг от друга по степени важности и нужности для общества, необходимы специальные усилия для правильной ориентации старшеклассников в мире профессий, для формирования у них уважения к рядовым, мало престижным профессиям, для повышения социального престижа ряда необходимых государству профессий.
Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии предполагает исследование различных сторон вхождения в жизнь молодого поколения. Многоаспектный характер профессионального самоопределения отражает влияние многих факторов на выбор профессии молодежью. В конечном счете, эти разнообразные влияния сказываются на выборе профессии подрастающей личностью, на ее самоопределении в мире профессий.
Традиционно изучение профессионального самоопределения психологи начинают с исследования мотивации человека. При анализе активности действительно важнейшим моментом исследования представляется изучение мотивации этой активности, ее побудительных сил. Понятие мотивации используется в психологии двояким образом: как для обозначения системы факторов, детерминирующих поведение (к ним относятся потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления), так и для характеристики процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне,
Новизна настоящего исследования состоит в том, что в рамках рассматриваемой проблемы профессионального самоопределения - определения подготовленности учащихся старших классов к выбору профессии - мы сочли целесообразным провести анализ мотивации выбора профессии в двух направлениях:
1) как процесс обнаружения учащимися своих интересов и умений с последующим превращением их в мотивы (склонности);
2) как
осуществляемый процесс
Степень включенности мотивации в профессиональное самоопределение является показателем социальной зрелости личности, выбирающей профессию. Взаимосвязь профессиональных интересов с мировоззренческими позициями личности, с осознанием себя в качестве субъекта профессиональной деятельности определяют единство гражданского и профессионального становления личности. Мы считаем ограниченной точку зрения, согласно которой выбор профессии определяется желаниями и интересами учащихся. Наше мнение подтверждается тем, что наличие у школьников интереса к той или ИНОЕ профессии и даже умение не всегда ведёт к выбору именно этой профессии: он может выбрать любую другую, поступая в соответствующее учебное заведение; нередки случаи, когда человек овладевает профессией, к которой у него обнаружены противопоказания.
Мы
исходим из того, что сами по себе
желания, умения и интересы, связанные
с той или иной профессией, не
объясняют причин выбора профессии.
С нашей точки зрения, необходим,
в первую очередь, углубленный анализ
" внутренних причин", определяющих действия учащихся,
связанные с профессиональным самоопределением,
и в первую очередь анализ субъектного
опыта (А.О.Осницкий,1989),
Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить – не поле перейти», - говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность и трудность задачи выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий. В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьникам (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Всё это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности
самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал
профессию (а не так, что «меня заставили»).
Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет
наибольшее значение. Существует много психологических исследований,
посвященных ситуации выбора профессии:
1) Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:
- выбор профессии как осуществление в плане решения достаточно сформированных способностей и интересов;
- выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более профессиональный выбор.
2) Аналогичный подход реализован в исследованиях В.Джайде. он выделяет
следующие типы профессионального выбора:
- характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни,
неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом –
пассивностью;
- при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало
дифференцированные склонности;
- подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы достаточно выраженным склонностям и способностям.
3) Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы:
- низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении
профессионально значимые качества;
- заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении
профессионального плана;
- заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении
профессионального плана, высокая требовательность к себе;
- завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении
профессионального плана, ориентация на материальный статус;
- завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностью ею овладеть.
Практически все теории профессионального развития имеют своей целью
предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов и др. Рассмотрим некоторые направления.
1) Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским
психотерапевтом Э.Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.