Самооценка детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и её взаимоотношения с окружающими людьми.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ самооценки детей младшего школьного возраста 6
1.1.Понятие самооценки 6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 9
1.3.Самооценка в младшем школьном возрасте 14
Выводы 20
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки в младшем школьном возрасте 22
2.1.Программа исследования 22
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 27
Заключение 33
Библиография 34
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

Я главная.docx

— 104.24 Кб (Скачать)

    4. Случайные успехи или неуспехи — то, что называется везением и невезением. Хотя именно в силу случайности обстоятельств, их кратковременности этот фактор нужно признать менее значимым.

    Все перечисленные факторы носят  объективный характер, хотя и проявляются  при определенных условиях. К субъективным факторам формирования неадекватной самооценки следует отнести, во-первых, отсутствие склонности и умения анализировать  результаты и последствия своих  действий и поступков, когда противоречия между притязаниями и действительными  результатами своих действий осознаются в сглаженном виде и не вызывают внутреннего конфликта. Весьма вероятно, что потребность в самосознании еще не проявила себя. Во-вторых, к  субъективному фактору могут  быть отнесены уже сформировавшиеся, чересчур заниженные или, напротив, завышенные критерии самооценки.

    Условия формирования высокой самооценки. Начиная с момента рождения и на протяжении последующих лет жизни родители принимают ребенка таким, какой он есть, независимо от его индивидуальных особенностей. При этом доминирует благожелательное, но отнюдь не снисходительное и попустительское отношение ребенку. Требования, предъявляемые ребенку, разумны и ясны. Семью отличают сплоченность и солидарность, в ней царит атмосфера взаимного доверия. Родители постоянно подчеркивают необходимость стремления ребенка стать более совершенным. Поэтому ребенок легко следует задаваемым образцам поведения, он менее подвержен стрессу и тревожности, реалистично и доброжелательно воспринимает окружающий его мир, настойчиво и успешно решает поставленные перед ним задачи [9, с.166].

    Наблюдения  показали, что даже первоклассники ищут ответ на вопрос: «Кто я?», но представления о себе вытекают у них из ролевой половой принадлежности (я – мальчик, дочь, первоклассник), из самоиндефикации по роду национальности или гороскопу (я – Саша Иванов, русский, Овен), из оценочных суждений близких людей (я – забияка, хороший). Реже дети оценивают свой внешний вид (я – маленький, полненький). В оценке учащихся II – III классов появляются прилагательные, характеризующие ученика на той же самой основе (я – хороший ученик, любимый сын, ловкий спортсмен). В самооценке появляется осознание интеллектуальных, нравственных и физических особенностей, интересов (я люблю читать, я надежный друг). Особую значимость приобретает одобряющая оценка «Я», данная взрослыми. К концу младшего школьного возраста немного дополняется представление о самом себе. Вне поле зрения оценивающего себя ученика остаются поведенческие действия, поступки и характеристики себя как индивидуальность. Вопросы: «Чем я отличаюсь от других? Что у меня не получается? Почему я испытываю эти трудности? Какое у меня эмоциональное состояние? Чем я могу быть полезен другим людям?» не вызывают у младшего школьника серьезных раздумий [8, с.28].

      Выводы

 

    Изучая  научную литературу мы выяснили, что самооценка является неотъемлемой частью  «Я - концепции». Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является «Я - концепция». Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность - это возрастная норма для данного периода развития личности. Основными факторами влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

 

       Глава II. Экспериментальное исследование самооценки в младшем школьном возрасте

      2.1.Программа исследования

 

     Для изучения особенностей самооценки в  младшем школьном возрасте было проведено  экспериментальное исследование в  2а классе Гимназии №45 г. Владикавказ. В экспериментальной работе принимали участие 26 человек: 13 мальчиков и 13 девочек.

     Этапы исследования:

  1. отобрать группу испытуемых из числа младших школьников – 2 класс;
  2. подобрать методики для измерения самооценки;
  3. провести констатирующий эксперимент с помощью выбранных методик;
  4. обобщить полученные результаты.

     Для исследования младших школьников использовались следующие методики:

        1. Методика «Лесенка» Т.Д. Марцинковская (Приложение 1);
        2. Методика «Три оценки», А.И. Липкиной (Приложение 2);
        3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

     Методика  психологического исследования – совокупность приемов, способов организации и  регуляции психологического исследования, порядок их применения и интерпретация  полученных результатов при достижении определенной научной цели.

     Констатирующий  эксперимент – дает возможность  установить наличное состояние знаний (умений и навыков).

     «Лесенка» Т.Д. Марцинковская.

     Ребенку дается листок с нарисованной на ней  лестницей, состоящей из семи ступенек. Объясняется значение ступенек. На рисунке располагают фигурку  ребенка. «Посмотри на эту лестницу. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей. Чем лучше дети, тем их ставят выше. А на самой верхней ступеньки – самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? На какую ступеньку тебя поставит мама? А папа? А воспитательница (учительница)?» Важно, чтобы ребенок понял объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

     Оценка  ответов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам  себя поставил. Считается нормой, если дети 5-7 лет ставят себя на ступеньки  «очень хорошие дети» и «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у ребенка. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, с отвержением их или с суровым, авторитарным воспитанием. Ребенок считает, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно, они начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Как крайнее пренебрежение ребенком, так и постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Я не самый хороший, иногда балуюсь. Но мама меня любит, поэтому поставила сюда». Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным. Все это необходимо для нормального развития детей 5-7 лет. Признаком неблагополучия в отношениях с родителями и в структуре личности ребенка являются ответы, в которых родные ставят его на нижние ступеньки. Если при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница (учительница)? « ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально. Ребенок себя адекватно оценивает, особенно в том случае, если он действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы (учительницы). 

     

     «Три оценки» А.И. Липкиной. 

     Методика  «Три оценки», А.И. Липкиной.

     Ученикам  предлагается выполнить любое учебное  задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

     1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

     2. Твоя работа заслуживает оценки  «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

     3. Какие оценки тебя радуют, какие  огорчают?

     Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

-совпадение  или несовпадение самооценки  с адекватной оценкой учителя;

-характер  аргументации самооценки:

     а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

     б) любая другая аргументация.

     -устойчивость  или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени  совпадения выставленной самому  себе отметки и ответов на  поставленные вопросы. 

     Исследование  самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.

     Данная  методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

     Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:

     -Здоровье;

     -Ум, способности;

     -Характер;

     -Авторитет  у сверстников;

     -Умение  многое делать своими руками;

     -Внешность;

     -Уверенность  в себе.

     Под каждой линией написано, что она  означает. На каждой линии, чертой (-), отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

     Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

     -По  каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние  в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».

     -Определяется  средняя величина показателей  самооценки и уровня притязаний  по всем шести шкалам. Средние  величины показателей сравниваются  с таблицей:

     Низкий  средний высокий

     Уровень притязаний до 60 60-74 75-100

     Уровень самооценки до 45 45-59 60-100

     Уровень притязаний. Норму притязаний, по мнению автора, составляют величины в диапазоне от 60 до 89 баллов, а оптимальный их уровень для личностного развития — от 75 до 89 баллов. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

     Уровень самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку.

     Количество  баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует  о завышенной самооценке и указывает  на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может  подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может  указывать на существенные искажения  в формировании личности — «закрытое для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Информация о работе Самооценка детей младшего школьного возраста