Самооценка детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и её взаимоотношения с окружающими людьми.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ самооценки детей младшего школьного возраста 6
1.1.Понятие самооценки 6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 9
1.3.Самооценка в младшем школьном возрасте 14
Выводы 20
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки в младшем школьном возрасте 22
2.1.Программа исследования 22
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 27
Заключение 33
Библиография 34
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

Я главная.docx

— 104.24 Кб (Скачать)

     Таким образом, цель нашего исследования, изучить  самооценку младших школьников. В  нашем исследовании мы использовали следующие методики: «Три оценки» А.И. Липкиной, исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна, «Лесенка» Т.Д. Марцинковская.

      2.2 Характеристика  выборки и анализ результатов  исследования

 

     Исследование  проводилось на базе 2а классе Гимназии №45. В исследовании принимали участие учащиеся (8-10 лет) – в количестве 26 человек: 13 мальчиков и 13 девочек. В классе учатся 28 учеников: 15 девочек и 13 мальчиков; 24 человека – 2002 года рождения, 2 девочки – 2003 года рождения, 3 мальчика – 2001 года рождения. По состоянию физического развития; только 4 человека здоровы, остальные имеют различные отклонения в здоровье. Социально-психологические параметры семьи и особенности семейного воспитания: в полных семьях живут 17 человек; многодетных семей в классе нет; 11 человек воспитываются в не полной семье. Отношения во многих семьях между детьми и родителями демократические; родители проявляют заинтересованность, беспокойство, принимают участие в школьной жизни, состоят в родительском комитете. Особенности внутри коллективных взаимоотношений учеников: между учениками уже прослеживаются признаки взаимопомощи, сплоченности; в классе выделен один лидер; психологический климат класса можно охарактеризовать, как положительный. В целом ученики вместе с родителями относятся к учебе ответственно, развитое чувство долга (к дежурству, общественно – полезному труду). Творческий потенциал: дети в классе очень активные, принимают участие во внеурочной и внеклассной работе. Традиционные мероприятия для класса: День именинника, походы в лес с родителями, поездки за пределы города Характеристика младших школьников по успеваемости: дети учатся выше среднего. Есть один отличник, 16 ударников, в остальных по одному.

     Анализ  результатов исследования методики «Три оценки» А.И. Липкиной (Приложение 1).

     Самооценка  младших школьников представлена в  таблице (Приложение 3).

     По  результатам, приведенным в таблице, смотреть рис.1, можно сделать вывод, что самооценка младших школьников завышена.

     

     Завышенная  самооценка младших школьников: у 42% (11) учащихся;

     Адекватная  самооценка младших школьников: у 39% (10) учащихся.

     Заниженная  самооценка младших школьников: у 19% (5) учащихся.

     Таким образом, по результатам проведенной  методики «Три оценки» у большинства младших школьников завышенная самооценка – 42%.

     Анализ  исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.

     Учащимся  необходимо было оценит себя по шкалам: I Здоровье; II Ум, способности; III Характер; IV Авторитет у сверстников; V Умение многое делать своими руками; VI Внешность; VII Уверенность в себе. I шкала не учитывается. Самооценка младших школьников представлена в таблице (Приложение 4)

     По  результатам, приведенным в таблице, смотреть рис.2, можно сделать вывод, что самооценка младших школьников адекватная.

     Завышенная  самооценка младших школьников: у 38% (10) учащихся;

     Адекватная  самооценка младших школьников: у 54% (14) учащихся.

     Заниженная  самооценка младших школьников: у 8% (2) учащихся. 

       

     Таким образом, по результатам исследования самооценки младших школьников по методике Дембо-Рубинштейн у большинства учащихся адекватная самооценка – 54%.

     Анализ  результатов исследования методики «Лесенка» Т.Д. Марцинковская.

     Самооценка  младших школьников представлена в  таблице. (Приложение 5)

     По  результатам, приведенным в таблице, смотреть рис.3, можно сделать вывод, что самооценка младших школьников адекватная.

     

     Завышенная  самооценка младших школьников: у 31% (8) учащихся;

     Адекватная  самооценка младших школьников: у 61% (16) учащихся.

     Заниженная  самооценка младших школьников: у 8% (2) учащихся.

     Таким образом, по результатам проведенной  методики «Лесенка» у большинства учащихся адекватная самооценка – 61%.

     Проведем  обобщение по всем методикам. На рис.4 видно, что у учащихся преобладает  адекватная самооценка – 51%.

     

     Завышенная  самооценка младших школьников: у 37% (10) учащихся;

     Адекватная  самооценка младших школьников: у 51% (13) учащихся.

     Заниженная  самооценка младших школьников: у 12% (3) учащихся.

     Таким образом, анализируя все наше исследование, можно выделить следующие ключевые моменты:

  1. у младших школьников преобладает адекватная самооценка;
  2. также стоит обратить внимание на детей с завышенной самооценкой, хоть это и является нормой для младшего школьного возраста, но эти дети нуждаются в коррекции самооценки.
  3. есть дети, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, родителей и психолога – это дети с заниженной самооценкой;

     Таким образом, целью нашего исследования было изучить самооценку младших  школьников. Исследование проводилось  в 2а классе Гимназии №45 г. Владикавказ. В исследовании принимали участие учащиеся 2а класса – в количестве 26 человек: 13 девочек и 13 мальчиков. Проведя, исследование мы выявили, что в целом у младших школьников преобладает адекватная самооценка. Также есть дети, у которых самооценка завышена, и дети у которых самооценка занижена. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов, родителей и психолога.

     Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотезы:

     -Существуют различия в успеваемости у детей с различным уровнем самооценки. Самооценка является значительным фактором, влияющим на успеваемость ребенка младшего школьного возраста. Если у ученика неадекватная и неоправданная самооценка, это может нанести непоправимый урон ребенку и в данный момент, и в будущем.

     -У детей из благополучных семей уровень самооценки выше, чем у детей из неблагополучных семей. Представления о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребенка, а так же в процессе его общения в семье. Самооценка ребенка зависит от стиля воспитания, что и подтверждают гипотезу данную гипотезу.

     -Существует связь между оценкой учебного потенциала младших школьников педагогом и их самооценкой. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя и их отношение к учебной деятельности. Данная гипотеза также доказана.

 

       Заключение

 
 

     Следует отметить, что центральной характеристикой  любой личности является «Я-концепция». Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.

     У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения  или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к  устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.

     Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного  возраста, являются оценочные воздействия  учителя, родителей и их отношение  к учебной деятельности.

     В опытно-практической работе проведено  диагностическое исследование во 2а классе Гимназии №45 с использованием следующих методик:

  1. Методика «Лесенка» Т.Д. Марцинковская;
  2. Методика «Три оценки», А.И. Липкиной;
  3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

     Результаты  показали, что из 26 учащихся данного  класса: у 10 завышенная самооценка, у 13 адекватная самооценка и у 3 заниженная самооценка.

     Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного  возраста.

     Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать  индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе. 
Библиография 
 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. - (Мастера психологии).
  2. Зайцев С. В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопр. психол.- 2009ю- № 5.- с. 54-63.
  3. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. – С. 90-99.
  4. Г.М. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике - М, 2004. – 455 с.
  5. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М., 1971. – 236 с.
  6. Липкина А. И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. – 1981. - №3. – С. 79.
  7. Люблинская А.А. Учителю психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1997. – 145 с.
  8. Маслова Н. А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников // Нач. школа.- 2008.- № 3.- с. 27-30.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 1997. – 456 с.
  10. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001. – 512 с. – (Детская психология и психотерапия).
  11. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника //Начальная школа. – 1998. - №1. - С. 25-30.
  12. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – 2-е изд. доп. и переработ. (Учебно-методическое пособие). -  М.: МПСИ, 2002. – 144 с.

 

      

      Приложения

     Приложение 1 

     Стимульный материал к методике «Лесенка» Т.Д, Марцинковская 
 

     

 

     Приложение 2 

     Задание для методики «Три оценки» А.И. Липкиной.

1. Ирина Николаевна  — моя тетя. Она живет в Москве  в Кузьминках.

2. Моя бабушка  Анастасия Павловна живет в  Оренбурге. 

3. Наша соседка  Клавдия Васильевна Андреева  работает почтальоном. 

4. Виктор Александрович  Ковалев — лесничий. У него  есть конь Кочубей, собака Дина  и кот Ромка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Приложение 3

     Результаты  методики «Три оценки» А.И. Липкиной

Код оценка  учителем оценка  учеником самооценка
1 АЛ 4 3 Заниженная
2 АЕ 4 5 Завышенная
3 ЕЕ 5 5 Адекватная
4 БА 3 4 Завышенная
5 БЕ 4 5 Завышенная
6 ЖЕ 5 5 Адекватная
7 ЗВ 4 5 Завышенная
8 КО 3 4 Завышенная
9 КМ 4 5 Завышенная
10 КД 4 5 Завышенная
11 КЛ 4 5 Завышенная
12 ЛА 5 4 Заниженная
13 МР 4 5 Завышенная
14 НН 4 4 Адекватная
15 СК 5 5 Адекватная
16 СЕ 4 5 Завышенная
17 СА 3 3 Адекватная
18 СД 3 4 Завышенная
19 ССе 3 3 Адекватная
20 Сан 4 4 Адекватная
21 СС 4 3 Заниженная
22 ТА 4 4 Адекватная
23 ТЕ 4 4 Адекватная
24 ЧД 4 3 Заниженная
25 ЯД 4 4 Адекватная
26 ЯС 5 4 Заниженная

Информация о работе Самооценка детей младшего школьного возраста