Самооценка детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и её взаимоотношения с окружающими людьми.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ самооценки детей младшего школьного возраста 6
1.1.Понятие самооценки 6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 9
1.3.Самооценка в младшем школьном возрасте 14
Выводы 20
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки в младшем школьном возрасте 22
2.1.Программа исследования 22
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 27
Заключение 33
Библиография 34
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

Я главная.docx

— 104.24 Кб (Скачать)

     По  мнению Л.И. Божович, возрастные особенности психики детей зависят, следовательно, прежде всего от того, в каких конкретно-исторических условиях протекает развитие детей, какое воспитание они получают. На разных ступенях развития человеческого общества, а в условиях классового общества и у детей, принадлежащих разным классам, в одном и том же возрасте наблюдаются различные психологические черты [1, с. 22].

     Умственное  развитие не является синонимом мышления, это более широкое понятие, включающее в себя прогрессивные изменения: целостной динамической системы  связанных между собой сенсорных, мнемических, мыслительных, речевых и других компонентов. С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.

     Поступление в школу - это такое событие  в жизни ребенка, в котором  обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.

     Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений  окружающих его людей. Осознание  критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми  людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие  отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых. Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. По мнению В.С. Мухиной, ребенок относится к взрослым и более старшим детям как к образцу, благодаря чему он выполняет нормативы поведения [9, с. 298]. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Как отмечает А. И. Захаров, если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми [3, с. 96].

     В большинстве случаев ребенок  приспосабливает себя к новой  жизненной ситуации, и в этом ему  помогают разнообразные формы защитного  поведения. В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. При этом, добиваясь успеха или терпя поражение, он может, по образному выражению В. С. Мухиной, попасть «в капкан сопутствующих негативных образований», испытывая чувство превосходства над другими или зависть [9, с. 149]. В то же время развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить принятые позитивные формы общения.

       В этот возрастной период довольно часто  встречаются психологические трудности, эмоциональные проблемы, нарушения  поведения. Среди причин такого рода проявлений процесса развития обычно называются трудности, связанные со сменой социальной позиции и социальной ситуации развития (режим дня, отношения  со взрослыми и сверстниками), и трудности овладения собственно учебной деятельностью [11, с. 29.].

       Получается, что у детей младшего возраста возникает много проблем и  трудностей, которые необходимо своевременно решать с помощью специалистов и  пытаться предотвратить такие ситуации.

     Таким образом, поступление в школу  ведет не только к формированию потребности  в познании и признании, но и к  развитию чувства личности. Ребенок  начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный  человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

      1.3.Самооценка в  младшем школьном возрасте

 

    Младший школьный возраст сензитивен для становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От того, как окружающие относятся к ребенку, зависит и его отношение к самому себе. На самооценку детей большое влияние оказывают оценки, которые дают им взрослые. Основанием самооценки выступают и прямые обращения человека к внешним оценка. Развитие самооценки связано с интеллектуализацией отношения ребенка к себе, с преодолением прямого, линейного отражения в самооценке ребенка отношения взрослых [2, с.62].

    От  уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной  деятельности. Но оценку этих результатов  всегда дают окружающие взрослые - учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных  классов. Способность реагировать  на себя с точки зрения других развивается  в общении со взрослыми и сверстниками и в коллективной деятельности [11, с.30].

    Самооценка  не остается стабильной, в зависимости  от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться.

    Об  уровне учебной самооценки учеников в своем классе учитель может  судить по тому:

    1) какие задания (субъективно оцениваемые  учеником как легкие или трудные)  он преимущественно выбирает;

    2) какую форму работы (индивидуальную  или коллективную) над трудным  заданием ученик предпочитает;

    3) какие задания (субъективно оцениваемые  учеником как легкие или трудные)  он преимущественно упоминает  при ответе на вопрос: «Как ты выбирал(а) задания?» [2, с.63].

    Основными факторами, от которых зависит становление  самооценки младших школьников, являются школьная оценка, особенности общения  учителя с учащимися, стиль домашнего  воспитания.

    Большое влияние на развитие самооценки оказывает  школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают  себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Поэтому следует  помнить, что необходимо различать  оценку деятельности и оценку личности. Недопустимо переносить оценку отдельных  результатов деятельности на личность в целом. Младшие школьники еще  слабо дифференцируют эти понятия. Поэтому негативный отзыв о своей  работе они воспринимают как оценку: ты - плохой человек.

    Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует  себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания [9, с.100].

    Исследования  последних лет доказывают, что  отрицательная динамика познавательных интересов, интересов к себе, рост числа детей группы риска и  подростков, склонных к девиациям, обусловлены слабой сформированностью у них адекватной самооценки, неспособностью к самоконтролю в начальной школе. К концу младшего школьного возраста число школьников с заниженной самооценкой существенно возрастает [8,с.27].

    У младших школьников наблюдаются  все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения  или занижения. Причем от класса к  классу возрастает умение правильно  оценивать себя, свои возможности  и в то же время снижается тенденция  переоценивать себя. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что  самооценка младшего школьника динамична  и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом  поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

    Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом  и самостоятельно ищут ошибки в своих  работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. После успеха решения задач выбирают такую  же или более трудную, после неудачи  проверяют себя или берут менее  трудную. Их прогнозы на свое будущее  к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными  и менее категоричными.

    Дети  с высокой адекватной самооценкой  отличаются активностью, стремлением  к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены  в том, что собственными усилиями можно добиться успеха, по натуре это  оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность  в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и  способностей.

    Неадекватная  заниженная самооценка у младших  школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу и найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются ее проверять, мотивируя это тем, что все равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи, как в жизни, так и в экстремальных ситуациях. Они словно берегут свой успех и, боясь его потерять, боятся самой деятельности. Деятельность других они переоценивают. Неуверенность в себе у таких детей ярко проявляется в их планах на будущее.

    Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них  свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой  мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих  начинаниях и делах они ждут только неудачи. Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми. И все же эти дети чувствительны  к одобрению, ко всему тому, что  повысило бы их самооценку.

    Дети  с завышенной самооценкой переоценивают  свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются  на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они необязательно расхваливают себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность - эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

Высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребенок склонен  сохранять ее, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает у себя наличие слабости, неумения, несостоятельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет  место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех [7, с.34 ].

    Учитывая  вышеизложенное, логично предположить, что причинами неадекватности самооценки младших школьников будут определенные упущения в тех сферах, которые  способствуют развитию самосознания и  самооценки, - учебной деятельности и общении.

    На  формирование неадекватной самооценки у младших школьников влияет несколько  факторов:

    1. Ограниченный круг общения и деятельности. Некоторые младшие школьники ограничивают сферу своей деятельности только учением, не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, студии, спортивные секции, не ведут общественную работу, не заняты работой по дому. У них может быть и ограничение контактов со сверстниками, как деловых (отношений «ответственной зависимости»), так и межличностных. Тем самым сужаются сферы, где дети могут проявить себя, а затем и оценить.

    Следствием  этого становится отсутствие представлений  и знаний о тех ситуациях, в  которых требуется проявить определенное качество, выполнить определенное действие или совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также служит причиной неадекватности самооценки.

    Однако  ограниченность сферы деятельности и общения не всегда приводит к  занижению или завышению самооценки, если этот - пусть узкий - круг общения  и деятельности удовлетворяет потребность  в самопознании и способствует формированию объективных критериев самооценки.

    2. Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно сильно действуют на тех детей, которые отличаются конформностью и повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценку других. Эти дети верят в то, что мнение другого человека более объективно и беспристрастно, чем собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе.

    3. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе, отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников. Нетребовательность коллектива может вызывать не только завышенную, но и заниженную самооценку, поскольку не формирует правильность критериев оценки и самооценки.

Информация о работе Самооценка детей младшего школьного возраста