Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: провести исследование коррекции самооценки у детей с задержкой психического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

1.1.Самооценка как психологический феномен

1.2.Особенности самооценки младшего школьника с ЗПР

1.3.Психолого-педагогические условия коррекции самооценки младшего школьника с ЗПР

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

2.1.Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного возраста с ЗПР

2.2. Педагогический проект по коррекции самооценки у младшего школьника с ЗПР

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

ЗПР.doc

— 217.00 Кб (Скачать)


 

 

Курсовая работа

Тема:

«Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (ЗПР)». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

1.1.Самооценка как психологический феномен

1.2.Особенности самооценки младшего школьника с ЗПР

1.3.Психолого-педагогические условия коррекции самооценки младшего школьника с ЗПР

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

2.1.Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного возраста с ЗПР

2.2. Педагогический проект по коррекции самооценки у младшего школьника с ЗПР

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 


ВВЕДЕНИЕ

 

На данный момент времени в Российской Федерации около 2 млн детей с различными недостатками, носящими умственный или физический характер.  Среди основных видов патологии доминируют:

      психические заболевания (30%);

      неврологические заболевания (20%);

      поражения органов слуха и зрения (17% и 18%). [18, 170]

Одной из самых многочисленных категорий с отклонением от нормы в своем развитии являются дети с задержкой психического развития. На их долю приходится порядка 2,5% от общего количества детской популяции.

Главная задача в обучение и развитие детей с задержкой психического развития - это создание условий для развития их потенциальных познавательных возможностей, коррекции поведения, привития им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

 

Таким образом, возникает противоречие между пониманием педагогами образовательного учреждения значимости самооценки для гармоничного (или личностного) развития младших школьников с ЗПР и недостаточным знанием условий ее коррекции.

Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия привел нас к проблеме поиска психолого-педагогических условий коррекции самооценки у младших школьников с ЗПР.

Проблема и актуальность определили тему нашего исследования «Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у младших школьников с ЗПР».

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с детьми с задержкой психического развития.

Предмет исследования: коррекция самооценки у детей с задержкой психического развития.

Цель исследования: провести исследование коррекции самооценки у детей с задержкой психического развития.

Для достижения реализации цели необходимо решить ряд задач:

1.      Провести теоретический анализ по теме исследования.

2.      Провести диагностическое исследование уровня самооценки у младшего школьника с задержкой психического развития.

3.      Разработать проект по коррекции самооценки у младшего школьника с задержкой психического развития.

Методологической основой исследования является личностный, системный, аксиологический деятельностный подходы.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ личных дел учащихся, школьной документации, опытно-педагогическая работа.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный педагогический проект по коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР может использоваться педагогами-психологами в практике работы образовательных учреждений с целью повышения..


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР

1.1.Самооценка как психологический феномен

 

Определение «самооценка» формировалось в психологической науке постепенно.

Уильям Джеймс был одним из родоначальников изучения проблемы «самооценки» и проблемы «Я» и в психологии. Он считал, что самооценка – это эмоциональное образование, удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта самим собой, т.е. отношение к самому себе. [19]

К. Хорни полагала, что источники переживаний, как тревожность и страх, - это постоянная необходимость осуществления сравнение себя с другими индивидуумами, а также давать объективные оценки своим возможностям. Также К. Хорни анализировала самооценку, идеализированную с точки зрения невротического конфликта. Данная самооценка приводит к искажению собственного «образа Я», к не пониманию и не принятию самого себя. Причина данного поведения по-мнению К. Хорни кроется в неудачном развитии взаимоотношений в детском возрасте. [18]

К. Роджер полагал, что понимания и принятие человеком самого себя является главной проблемой в его жизни. К. Роджерс оказал большое влияние на развитие в изучение проблемы самооценки.

Ч. Кули первым выдвинул предположение о том, что получаемая нами обратная связь от других людей является главным источником получение информации человеком о собственном «Я» и формирование «Я-концепции»:

      «Я» - как я вижу себя сам;

      «Я» - как видят меня другие. [18]

К. Левин активно занимался изучение проблемы самооценки, он исследовал мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамические соотношения. К. Левин заложил начало появления клинических и диагностических исследований, которые был направлены на изучение самооценки личности человека и уровня его притязаний. [15]

Рассмотрением понятием самооценки занимались и российские психологи. Например, Рыбак рассматривал понятие самооценку  в контексте учебной деятельности. Сафин проводил исследование самооценки с точки зрения ее устойчивости и механизма сохранения. Ананьев рассматривал самооценку в контексте социально-психологической природы и основы нравственности, а также структуру самооценки и ее роль в психической жизни личности.

Отдельно стоит отметить, что в зарубежной и отечественной психологии часто под самооценкой понимают совершенно разные термины:

      self-respect или самоуважение;

      self-regard или самоотношение;

      self-acceptance или самовосприятие;

      self-attitude или самоотношение, установка на себя и т.д.

Часто под термином «самооценка» подразумевают различные психологические образования.

Личность человека формируется в результате его совместной деятельности при взаимодействии с другими людьми, которая дает ему ориентиры для выстраивания своего поведения. В детстве семья помогает ребенку учиться оценивать самого себя.

Самооценка во многом зависит от многих факторов:

      высокая компетентность значимого человека;

      статус значимых других людей;

      степень доверия к человеку, который делает оценку.

Самооценка – это проявление не только отношения к другим, но и выражение отношения к самому себе.

У каждого человека сформировано определенное мнение о своем интеллекте, о своей внешности, о своем здоровье и т.д. Например, Джон Пауэлл полагал, что у каждого человека есть свои комплексы неполноценности.

По структурно-динамической модели самооценки следует, что у нее две формы, как общая и частная. [12].

Общая форма самооценки – это иерархизированная система частных самооценок, которые находятся в динамическом взаимодействие между собой.

Частная форма самооценки – это оценка субъектом своих конкретных проявлений и качеств.

Самооценка – это одно из средств саморегуляции. Самооценка формируется в процессе деятельности и направлена на разные ее этапы.

К основным видам самооценки относят:

      самооценка на начальной этапе «ориентировка» ориентирована на будущее, выполняет функцию прогноза.

      самооценка на этапе деятельности направлена на процесс.

      самооценка на этапе завершения направлена на оценку конечных результатов своей деятельности.

Все виды самооценки взаимосвязаны между собой, они осуществляют взаимопроникновение друг в друга. [15]

По мнению Чесноковой самооценка является сложным образованием человеческой психики, которая в своей структуре содержит когнитивные аспекты, связанные с процессом оценки, сопоставления собственных качеств личности и ценностно-ориентированным результатом в ходе становления личности человека и его представлений о значимости качеств личности, их ценности с точки зрения достижения успеха их нравственной оценки социумом.  [15].

Зарубежная психология самооценку считает одним из важнейших психологическим ресурсом человека. Как следствие, человек должен сформировать высокий уровень самооценки к движению за самоуважение.

Отечественная психология рассматривает самооценку с точки зрения части самосознания. Данная точка зрения отражена в работах Рубинштена, Чеснокова, Захарова.

По самосознанием принято понимать отношение к самому себе, которое выражается в осуществление самооценки этого отношения и осуществлении регуляции на его основе действий и поведения.

Чеснокова пишет: «Исследователи психологии детского самосознания считают, что развитие психических функций – интеллектуальных, волевых, эмоциональных, к концу дошкольного возраста поднимает самопознание ребенка на такой уровень, при котором становится возможным появление собственной, достаточно устойчивой самооценки. Содержание самооценки ребенка в этот период составляет осознание практических умений, поступков, его моральных свойств, которые он обнаруживает в себе, соотнося свои поступки с требованиями взрослых. Все в большей степени самооценка включается в процесс регуляции поведения и деятельности ребенка» [15, c. 60].

Божович, Молчанова и другие психологи полагают, что оценивать себя начинают достаточно поздно, в подростковом возрасте.

Самосознание тесно связано с познавательными, волевыми и аффективными психическими процессами.

В отечественной психологии к функциям самосознания относят:

      усовершенствование себя;

      познание себя;

      поиск смысла жизни.

Самосознание - это главный фактор формирования личности [7].

Бороздина полагает, что в самосознание существуют образования и подструктуры, имеющие самостоятельную природу:

      «образ Я»;

      самооценка;

      отношение к себе.

Образ «Я» состоит из компонентов:

      познавательный (когнитивный) компонент — знание себя, самосознание;

      эмоционально-оценочный компонент - ценностное отношение к себе;

      поведенческий компонент — особенности регуляции поведения [12].

«Я – концепция» - это знания о самом себе, которые накапливаются в процессе самопознания.

Многие психологические исследования под «Я - концепцией» подразумевают совокупность всех представлений и оценки индивида о самое себе.

По мнению Я.Л. Коломинского «Я – концепция» - это относительная устойчивая в определенной степени осознанная и переживаемая неповторимая система представлений индивида о самом себе, которая является основой построения своего взаимодействия с другими людьми и отношением к самому себе. Самооценка же связана с тем, как человек оценивает сам себя.

Итак, «самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы ценностей». [14, с.232]

К основным параметрам самооценки относят:

      адекватность;

      высота;

      устойчивость.

Самооценка бывает:

      адекватная;

      неадекватная.

Адекватная самооценка – это признание на равных своих недостатков и достоинств. Адекватная самооценка базируется на опыте и знаниях.

Неадекватная самооценка говорит об необъективизме человеком самого себя.

Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной.

По мнению Захаровой функция завышенной оценки себя заключается в защите за счет образования барьеров эмоциональных, которые блокируют восприятие воздействий из вне или ведущих к искажению и игнорированию опыта.

Информация о работе Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития