Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа
Цель исследования: провести исследование коррекции самооценки у детей с задержкой психического развития.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР
1.1.Самооценка как психологический феномен
1.2.Особенности самооценки младшего школьника с ЗПР
1.3.Психолого-педагогические условия коррекции самооценки младшего школьника с ЗПР
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР
2.1.Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного возраста с ЗПР
2.2. Педагогический проект по коррекции самооценки у младшего школьника с ЗПР
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Курсовая работа
Тема:
«Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (ЗПР)».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР
1.1.Самооценка как психологический феномен
1.2.Особенности самооценки младшего школьника с ЗПР
1.3.Психолого-педагогические условия коррекции самооценки младшего школьника с ЗПР
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗПР
2.1.Психолого-педагогическое изучение самооценки у ребенка младшего школьного возраста с ЗПР
2.2. Педагогический проект по коррекции самооценки у младшего школьника с ЗПР
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
На данный момент времени в Российской Федерации около 2 млн детей с различными недостатками, носящими умственный или физический характер. Среди основных видов патологии доминируют:
психические заболевания (30%);
неврологические заболевания (20%);
поражения органов слуха и зрения (17% и 18%). [18, 170]
Одной из самых многочисленных категорий с отклонением от нормы в своем развитии являются дети с задержкой психического развития. На их долю приходится порядка 2,5% от общего количества детской популяции.
Главная задача в обучение и развитие детей с задержкой психического развития - это создание условий для развития их потенциальных познавательных возможностей, коррекции поведения, привития им трудовых и других социально значимых навыков и умений.
Таким образом, возникает противоречие между пониманием педагогами образовательного учреждения значимости самооценки для гармоничного (или личностного) развития младших школьников с ЗПР и недостаточным знанием условий ее коррекции.
Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия привел нас к проблеме поиска психолого-педагогических условий коррекции самооценки у младших школьников с ЗПР.
Проблема и актуальность определили тему нашего исследования «Психолого-педагогические условия коррекции самооценки у младших школьников с ЗПР».
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с детьми с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекция самооценки у детей с задержкой психического развития.
Цель исследования: провести исследование коррекции самооценки у детей с задержкой психического развития.
Для достижения реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести теоретический анализ по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование уровня самооценки у младшего школьника с задержкой психического развития.
3. Разработать проект по коррекции самооценки у младшего школьника с задержкой психического развития.
Методологической основой исследования является личностный, системный, аксиологический деятельностный подходы.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ личных дел учащихся, школьной документации, опытно-педагогическая работа.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный педагогический проект по коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР может использоваться педагогами-психологами в практике работы образовательных учреждений с целью повышения..
Определение «самооценка» формировалось в психологической науке постепенно.
Уильям Джеймс был одним из родоначальников изучения проблемы «самооценки» и проблемы «Я» и в психологии. Он считал, что самооценка – это эмоциональное образование, удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта самим собой, т.е. отношение к самому себе. [19]
К. Хорни полагала, что источники переживаний, как тревожность и страх, - это постоянная необходимость осуществления сравнение себя с другими индивидуумами, а также давать объективные оценки своим возможностям. Также К. Хорни анализировала самооценку, идеализированную с точки зрения невротического конфликта. Данная самооценка приводит к искажению собственного «образа Я», к не пониманию и не принятию самого себя. Причина данного поведения по-мнению К. Хорни кроется в неудачном развитии взаимоотношений в детском возрасте. [18]
К. Роджер полагал, что понимания и принятие человеком самого себя является главной проблемой в его жизни. К. Роджерс оказал большое влияние на развитие в изучение проблемы самооценки.
Ч. Кули первым выдвинул предположение о том, что получаемая нами обратная связь от других людей является главным источником получение информации человеком о собственном «Я» и формирование «Я-концепции»:
«Я» - как я вижу себя сам;
«Я» - как видят меня другие. [18]
К. Левин активно занимался изучение проблемы самооценки, он исследовал мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамические соотношения. К. Левин заложил начало появления клинических и диагностических исследований, которые был направлены на изучение самооценки личности человека и уровня его притязаний. [15]
Рассмотрением понятием самооценки занимались и российские психологи. Например, Рыбак рассматривал понятие самооценку в контексте учебной деятельности. Сафин проводил исследование самооценки с точки зрения ее устойчивости и механизма сохранения. Ананьев рассматривал самооценку в контексте социально-психологической природы и основы нравственности, а также структуру самооценки и ее роль в психической жизни личности.
Отдельно стоит отметить, что в зарубежной и отечественной психологии часто под самооценкой понимают совершенно разные термины:
self-respect или самоуважение;
self-regard или самоотношение;
self-acceptance или самовосприятие;
self-attitude или самоотношение, установка на себя и т.д.
Часто под термином «самооценка» подразумевают различные психологические образования.
Личность человека формируется в результате его совместной деятельности при взаимодействии с другими людьми, которая дает ему ориентиры для выстраивания своего поведения. В детстве семья помогает ребенку учиться оценивать самого себя.
Самооценка во многом зависит от многих факторов:
высокая компетентность значимого человека;
статус значимых других людей;
степень доверия к человеку, который делает оценку.
Самооценка – это проявление не только отношения к другим, но и выражение отношения к самому себе.
У каждого человека сформировано определенное мнение о своем интеллекте, о своей внешности, о своем здоровье и т.д. Например, Джон Пауэлл полагал, что у каждого человека есть свои комплексы неполноценности.
По структурно-динамической модели самооценки следует, что у нее две формы, как общая и частная. [12].
Общая форма самооценки – это иерархизированная система частных самооценок, которые находятся в динамическом взаимодействие между собой.
Частная форма самооценки – это оценка субъектом своих конкретных проявлений и качеств.
Самооценка – это одно из средств саморегуляции. Самооценка формируется в процессе деятельности и направлена на разные ее этапы.
К основным видам самооценки относят:
самооценка на начальной этапе «ориентировка» ориентирована на будущее, выполняет функцию прогноза.
самооценка на этапе деятельности направлена на процесс.
самооценка на этапе завершения направлена на оценку конечных результатов своей деятельности.
Все виды самооценки взаимосвязаны между собой, они осуществляют взаимопроникновение друг в друга. [15]
По мнению Чесноковой самооценка является сложным образованием человеческой психики, которая в своей структуре содержит когнитивные аспекты, связанные с процессом оценки, сопоставления собственных качеств личности и ценностно-ориентированным результатом в ходе становления личности человека и его представлений о значимости качеств личности, их ценности с точки зрения достижения успеха их нравственной оценки социумом. [15].
Зарубежная психология самооценку считает одним из важнейших психологическим ресурсом человека. Как следствие, человек должен сформировать высокий уровень самооценки к движению за самоуважение.
Отечественная психология рассматривает самооценку с точки зрения части самосознания. Данная точка зрения отражена в работах Рубинштена, Чеснокова, Захарова.
По самосознанием принято понимать отношение к самому себе, которое выражается в осуществление самооценки этого отношения и осуществлении регуляции на его основе действий и поведения.
Чеснокова пишет: «Исследователи психологии детского самосознания считают, что развитие психических функций – интеллектуальных, волевых, эмоциональных, к концу дошкольного возраста поднимает самопознание ребенка на такой уровень, при котором становится возможным появление собственной, достаточно устойчивой самооценки. Содержание самооценки ребенка в этот период составляет осознание практических умений, поступков, его моральных свойств, которые он обнаруживает в себе, соотнося свои поступки с требованиями взрослых. Все в большей степени самооценка включается в процесс регуляции поведения и деятельности ребенка» [15, c. 60].
Божович, Молчанова и другие психологи полагают, что оценивать себя начинают достаточно поздно, в подростковом возрасте.
Самосознание тесно связано с познавательными, волевыми и аффективными психическими процессами.
В отечественной психологии к функциям самосознания относят:
усовершенствование себя;
познание себя;
поиск смысла жизни.
Самосознание - это главный фактор формирования личности [7].
Бороздина полагает, что в самосознание существуют образования и подструктуры, имеющие самостоятельную природу:
«образ Я»;
самооценка;
отношение к себе.
Образ «Я» состоит из компонентов:
познавательный (когнитивный) компонент — знание себя, самосознание;
эмоционально-оценочный компонент - ценностное отношение к себе;
поведенческий компонент — особенности регуляции поведения [12].
«Я – концепция» - это знания о самом себе, которые накапливаются в процессе самопознания.
Многие психологические исследования под «Я - концепцией» подразумевают совокупность всех представлений и оценки индивида о самое себе.
По мнению Я.Л. Коломинского «Я – концепция» - это относительная устойчивая в определенной степени осознанная и переживаемая неповторимая система представлений индивида о самом себе, которая является основой построения своего взаимодействия с другими людьми и отношением к самому себе. Самооценка же связана с тем, как человек оценивает сам себя.
Итак, «самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы ценностей». [14, с.232]
К основным параметрам самооценки относят:
адекватность;
высота;
устойчивость.
Самооценка бывает:
адекватная;
неадекватная.
Адекватная самооценка – это признание на равных своих недостатков и достоинств. Адекватная самооценка базируется на опыте и знаниях.
Неадекватная самооценка говорит об необъективизме человеком самого себя.
Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной.
По мнению Захаровой функция завышенной оценки себя заключается в защите за счет образования барьеров эмоциональных, которые блокируют восприятие воздействий из вне или ведущих к искажению и игнорированию опыта.