Формирование адекватной самооценки у детей младше школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучить особенности формирования самооценки младших школьников с недостатками интеллекта.

Задачи исследования:

1) Теоретический обзор научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта;

2) Выявление особенностей развития самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта;

3) Разработка рекомендаций по формированию адекватной самооценки у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание

Введение

Глава1. Теоретическое обоснование проблемы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью

1.1. Определение значимости самооценки личностном становлении индивида

1.2. Личностное становление в онтогенезе

1.3. Специфические особенности самооценки

Выводы по первой главе

Глава2 Экспериментальное изучение самооценки младше школьников с интеллектуальной недостаточностью

2.1. Диагностические методы изучения самооценки младше школьников

2.2. Анализ результатов диагностического обследования младше школьников

2.3. Рекомендации по устранению нарушений самооценки младше школьников с интеллектуальной недостаточностью

Выводы

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 83.83 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Волгоградский Государственный Педагогический Университет» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: Формирование адекватной самооценки у детей младше школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. 
 
 

              Выполнила:                                   

              Научный руководитель:                         
               

Волгоград, 2010 год 

     Содержание:

     Введение

     Глава1. Теоретическое обоснование проблемы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью

     1.1. Определение значимости самооценки  личностном становлении индивида

     1.2. Личностное становление в онтогенезе

     1.3. Специфические особенности самооценки

     Выводы  по первой главе

     Глава2 Экспериментальное изучение самооценки младше школьников с интеллектуальной недостаточностью

     2.1. Диагностические методы изучения  самооценки младше школьников

     2.2. Анализ результатов диагностического  обследования младше школьников

     2.3. Рекомендации по устранению нарушений  самооценки младше школьников  с интеллектуальной недостаточностью

     Выводы

     Заключение

     Список  литературы

     Приложения 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Развитие личности ребенка в  младшем школьном возрасте является  важным фактором становления  всесторонне развитой личности  в будущем. Самооценка это одно  из психологических структур которые и определяют понятие личность.

        Актуальность проблемы формирования  самооценки у детей с недостатками  умственного развития определяется  важностью влияния самооценки  на всестороннее развитие человека. Самооценка является регулятором  поведения человека, она определяет  его отношение к себе и к  другим людям, развивает критичное  отношение к своим успехам  и неудачам.

        Исследования самооценки были  проведены еще в 30-х годах  XX века. К. Левин положил начало работам в области самооценки, исследованиями в данном направлении также занимались такие отечественные ученые как Абдрахманова Б.В., Захарова А.В., Славина Л.С. и многие другие. Много внимания вопросу самооценивания в младшем школьном возрасте уделял Божович Л.И. Так же необходимо отметить исследования Чесноковой П.П., в которых подтверждается, что самооценка является основным компонентом самосознания.

        Влияние самооценки на развитие  личности и особенно личности  аномального ребенка, приобретает  все большую значимость в современной  образовательной системе. Современному  образованию, специальной школе  важно не только передать ученикам  информацию, но и подготовить  их к самостоятельному совершенствованию  личности. А для этого необходимо  чтобы он мог всесторонне и  объективно оценивать свои личностные  особенности, иметь определенный  уровень самооценки.

        Исходя из вышесказанного представляется необходимым проведение исследования в области самооценки младших школьников с нарушением интеллекта, то есть актуальность темы курсовой работы определяется значением самооценки для психического развития человека.

       

     Цель  исследования изучить особенности  формирования самооценки младших школьников с недостатками интеллекта.

     Объектом  исследования выступает личностная сфера младших школьников с недостатками интеллектуального развития.

        Предмет исследования – особенности  формирования самооценки у младших  школьников с нарушением интеллекта, с учетом психического развития  в целом.

     Задачи  исследования:

       1) Теоретический обзор научной  психолого-педагогической литературы  по проблеме формирования самооценки  у младших школьников с нарушением  интеллекта;

       2) Выявление особенностей развития  самооценки у младших школьников  с нарушением интеллекта;

       3) Разработка рекомендаций по  формированию адекватной самооценки у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

     Методы  исследования:

  1. Теоретический анализ:

       " Анализ теоретических исследований  отечественных авторов; 

       " Беседа;

       " Наблюдение;

  1. Практический анализ:

      " Тестирование.

       " Эксперимент.

      

          
 
 
 
 

     Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью. 

     
    1. Определение значимости самооценки в личностном становлении  индивида.

     Выделение самооценки как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я - концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я - концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самоприятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение.

     За  данными различиями в словоупотреблении  чаше всего не стоит каких-либо более  или менее определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в  рамках конкретных исследований или теоретических построений. Так что прочной терминологической традиции в этой сфере пока не существует.

     Р. Бернс говорил, что понимание Я - концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано[1]. В соответствии с этим понимание, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Я - концепции конкретизируются следующим образом:

     1.  Образ «Я» - представление индивида  о самом себе.

     2.  Самооценка - аффективная оценка  этого представления, которая  может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа  «Я» могут вызывать более или  менее сильные эмоции, связанные  с их принятием или осуждением.

     3.  Потенциальная поведенческая реакция,  т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

     При этом самооценка как аффективная  составляющая установки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

     Предметом самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.  В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное пережившие, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании.

     Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [11].

     По  мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства  самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [10]. Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности .

     И. С. Кон пишет, что самооценка «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» [5].

     Но  если обобщенная самооценка есть производная  от отдельных (частных) самооценок, то возникает вопрос, как же индивид берет эту производную, какие особенности функционирования и строения эмоционально-оценочной системы делают возможной интеграцию частных самооценок в общее чувство положительности или отрицательности отношения индивида к собственной лихости. Различные попытки ответа на эти вопросы оказались тесно связанными с представлениями о строении системы самоотношения.

     Наиболее  простое из решений этих вопросов исходит из того, что система самоотношения  есть некий конгломерат частных  самооценок; в соответствии с этим глобальная самооценка может быть понята и операционализирована как простая сумма частных самооценок.

     У. Джемс считал, что различные сферы и особенности личности, которые могут выступать в качестве объектов самооценок, неравнозначны, и самооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемый аспект, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку [3]. Соответствующих представлений придерживались многие исследователи. Так, Куперсмит указывает, что обобщенная самооценка есть сумма частных самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако, при этом отмечает, что данных, прямо подтверждающих эту гипотезу, крайне мало [11].

     Р. Уайли анализируя различные методы измерения глобальной самооценки пишет, что принцип простого суммирования частных самооценок, применяемый при построении диагностических процедур, является ничем иным, как проявлением теоретического невежества, и что должны быть предприняты шаги для учета значимости пунктов и их вклада в обобщенную самооценку [11]. 

     Розенбергом была предложена так называемая интерактивная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценку варьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение [11]. Вклад самооценок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.

     Таким образом, в соответствии с этими  представлениями, строение самоотношения можно представить следующим образом:

     Существуют  два уровня самооценки - уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура же самоотношения, фактически, сводится к структуре входящих в Я- концепцию аспектов «Я».

     Несмотря  на распространенность этих взглядов и их кажущуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений до сих нор не получено.

     В определенной степени это связано  с неразработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существования взаимодействия между значимостью и самооценкой. Исходя из теории когнитивного баланса Фестингера, Узле и Марвелл считают, что если низкая оценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметь высокое общее  самоуважение, то одним из возможных механизмов, с помощью которого индивид выходит из этой дилеммы, является снижение значимости тех аспектов, по которым субъект себя низко оценивает [11]. Розенбергом было получено подтверждение этой идеи, когда он обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен [11]. Однако, свобода манипулирования значимостью оказывается не безграничной, ведь многие критерии самооценки задаются объективной ситуацией жизнедеятельности. В соответствии с различными гипотезами о взаимодействии между уровнем самооценки и субъективной значимостью того или иного качества личности созданы различные модели взвешивания частичных самооценок при их интеграции в глобальную самооценку.

Информация о работе Формирование адекватной самооценки у детей младше школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью