Ролевое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:26, реферат

Описание работы

Ролевое общение используется в часто встречающихся стандартных социальных ситуациях и служит для того, чтобы каждый из партнёров мог быстро и эффективно достичь своих целей. Цели партнёров здесь согласуются друг с другом, а сценарий взаимодействия заранее известен обоим и не вызывает возражений. Стоит иметь в виду, что на уровне ролей люди могут общаться не только в "деловых" ситуациях, но и просто поддерживая взаимоотношения друг с другом: например, участвуя в светской беседе или кокетничая с представителями противоположного пола.

Содержание

Введение……………………………………………………………....3
2. Основная часть………………………………………………………..4
2.1. Социальные роли личности……………………………….....4
2.2. Выполнение социальных ролей……………………………...9
2.3. Взаимовлияние личности и социальной роли……………...13
3. Заключение…………………………………………………………….16
4. Литература……………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

       Отметим, что человек обладает известной степенью свободы в отно­шении своего ролевого поведения. Вот почему выполнение одних и тех же социальных ролей разными индивидами часто имеет некоторые раз­личия, хотя при всем этом их действия могут оцениваться как успеш­ные. Возьмем, например, двух студентов, заканчивающих вуз. Один из них, готовясь к экзаменам, прорабатывал только обязательную литера­туру, другой же - читал наряду с ней еще и книга из дополнительного списка. Однако с формальной точки зрения и первый, и второй вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к студенту.

Ролевые ожидания нередко касаются не только поведения индивида в той или иной роли, но и его внешнего облика - одежды и ее аксессуа­ров, украшений, прически. Так, чиновник, приглашенный на диплома­тический прием, вряд ли явится туда в свитере и джинсах, а профессор даже жарким летом не рискнет предстать на лекции перед студентами в майке и шортах; В некоторых официальных ситуациях форма одежды сравнительно строго регламентируется.

Каждый человек обладает множеством социальных ролей. Подобно тому, как он имеет определенный "статусный набор", можно говорить и о соответствующем "ролевом наборе" индивида. Так, имея статус отца; человек выступает в разных ролях по отношению к своей жене, сыну, своим родителям, тестю и теще, учителям школы, где учатся сын. Там он может быть еще, и членом родительского комитета. Каждое из роле­вых взаимодействий, вытекающих из статуса отца, характеризуется сво­ей спецификой (сравните, например, следующие парные взаимодейст­вия: отец, муж - его жена, отец - его сын, отец - его мать, отец - теща, отец - учитель школы и т.д.).

Работая на том или ином предприятии, в учреждении, человек также выполняет ряд социальных ролей, соответствующих его статусному на­бору. Возьмем, например, такие его статусы, как инженер, начальник цеха, член профсоюза, совладелец акций компаний. При этом роли, вы­полняемые индивидом, имеют официальный характер. Кроме того, че­ловек обладает определенным ролевым "набором" ив системе неофи­циальных отношений, сложившихся в его организации. Часто эти роли являются следствием некоторых индивидуальных свойств личности. Двое рабочих, занятых на одной и той же операции, но имеющих различные черты характера, могут выполнять совершенно разные нефор­мальные роли в своей бригаде. Так, спокойный и рассудительный чело­век порой выступает в роли "третейского судьи", к которому обраща­ются остальные рабочие в спорных ситуациях. Другой рабочий, обла­дающий организаторскими способностями и стремлением к лидерству, иногда становится неофициальным лидером какой-либо группы лиц в своей бригаде.

Порой та или иная роль навязывается человеку со стороны других членов группы. Часто это обусловлено не только индивидуальными осо­бенностями данного человека, но главным образом его положением в группе. Например, ученик в производственной бригаде может рассмат­риваться со стороны других ее членов как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах, подвержены изменениям. Так, бывший ученик, вырастая до уровня высококвалифицированного рабочего, прекращает свое пре­бывание в роли "козла отпущения", приобретая другую неофициальную роль как следствие его нового, более высокого социального статуса.

              2.2. Выполнение социальных ролей

Теперь зададимся таким немаловажным вопросом: что нужно для ус­пешного овладения личностью той или иной социальной ролью и для ее выполнения? Конечно, прежде всего человеку необходимы знания о содержании данной роли. Что требуется от него как носителя этой ро­ли? Что нужно или можно делать и чего делать ни в коем случае нель­зя?

Начиная с раннего детства, личность в процессе социализации полу­чает от окружавших ее людей (родителей, воспитателей, учителей, то­варищей, сверстников, других взрослых) определенные знания о со­держании различных ролей – официальных и неофициальных. Ребен­ку объясняют, как следует вести себя дома, на улице, в обществен­ном транспорте, в гостях, на экскурсии, в театре и т.д. Информацию о ролевом поведении человек также получает, наблюдая за другими людьми. Свою лепту в эти знания вносят средства массовой коммуника­ции.

При поступлении в школу, училище, вуз, на работу или на службу в армию новичка знакомят с правилами внутреннего распорядка, с требо­ваниями к его новой социальной роли. В одних случаях эти требования изложены самым общим образом, в других – сравнительно детализиро­ваны. Последнее чаще всего относится к профессионально-функциона­льным ролям, т.е. к тем, которые выполняются в организациях различ­ного типа – производственных, транспортных, финансовых, военных и др. Такие роли определяются должностными инструкциями, в которых указаны основные задачи данного работника, его обязанности и права, степень ответственности, официальные взаимосвязи с другими членами организации по вертикали и горизонтали, основные требования к его профессиональным знаниям и навыкам.

Данные отечественных и зарубежных исследований показывают, что нечеткость должностных инструкций различных категорий работников (и рядовых, и руководящих) негативным образом сказывается на их психическом состоянии, вызывая фрустрации и провоцируя конфликт­ные ситуации. Не способствует это и эффективности труда. Только ге­рою русских сказок, получившему неопределенные ролевые предписа­ния («поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»), удавалось успешно справиться со своей задачей.

Однако даже полное знание требований, относящихся к какой-либо социальной роли, - лишь первый шаг на пути ее выполнения. Заметим при этом, что такое знание само по себе еще не вызывает у человека желания немедленно действовать указанным образом. Между прочим, главное заблуждение Сократа заключалось именно в том, что он про­возглашал тождественность знаний, имеющихся у человека, и его пове­дения. По мнению великого философа, если человек будет знать, что такое добро, то и вести себя станет добродетельно. Жизнь показывает, что это далеко не так. Часто человек знает, говоря словами поэта, «что такое хорошо и что такое плохо», и, тем не менее следует не лучшим образцам поведения. Можно задать закономерный вопрос: «Почему так?»

Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных – социальной роли и «Я». Психологи опре­деляют «Я» как проявление самосознания личности, как продукт выде­ления человеком самого себя из окружающего мира и противопоставле­ния ему (не – «Я»). На основе взаимодействия личности с другими людь­ми формируется Я-концепция – представление индивида о самом себе. Это представление основано в значительной степени на том, как другие люди определяют наше положение в обществе и как они оценивают наше поведение применительно к этому положению. Итак, Я-концепция во многом обусловлена тем, как индивид выполняет свои социальные роли. С другой стороны, овладение личностью какой-либо новой для нее социальной ролью обусловлено особенностями ее Я-концепции. Качество выполнения человеком той или иной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется. Как пишет отечественный социолог И.С.Кон, «интернализованная роль – это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям».

Таким образом, следующий этап овладения индивидом какой-либо ролью – ее интернализация. При этом подразумевается не просто согла­сие с требованиями той или иной роли, но осознание ее, моральная го­товность личности принять данную роль. Поэтому есть психологическая

мудрость в английской поговорке: «Самое трудное – понять, в чем со­стоит твой долг, тогда выполнить его значительно легче».

Успешность интернализации индивидом какой-либо роли всецело зависит от его Я-концепции. Если понимание индивидом своей роли согласуется с его Я-концепцией, то определенные ролевые предписания подкрепляются соответствующими требованиями личности к себе. На этой основе появляются необходимые предпосылки для успешного вы­полнения данной социальной роли.

При этом следует особенно подчеркнуть значение ответственности как свойства личности, определяющего ее отношение к своим ролевым обязанностям. В результате исследования петербургского психолога К.Муздыбаева выявлены различные уровни осознания работниками от­дельных видов их должностных обязанностей. Одни из этих обязанно­стей осознаются личностью как неотделимые от ее социальной роли и собственного «Я», а другие – как периферийные, не затрагивающие его «Я». Отсюда следует и разная степень реализации обязанностей: то, что лучше осознается, лучше и выполняется. В итоге можно выделить раз­личные модели ответственности работников. Виды этих моделей имеют широкий диапазон: от высокого осознания и исполнения всех производ­ственных функций до реализации (и осознания) лишь части из них.

Иногда личность на пути к выполнению той или той роли оказывает­ся в конфликтной ситуации. Выделяется несколько типов таких кон­фликтов, называемых ролевыми.

Обратимся к соответствующим примерам. Так, руководитель того или иного ранга порой сознает, что его организационная роль в сло­жившейся ситуации требует решительных действий по укреплению дис­циплины среди подчиненных – прежде всего вынесения различных взы­сканий, но при этом ему может быть свойственна неприязнь к подоб­ным действиям. Известен случай, когда выпускник финансового инсти­тута, проводя свою первую ревизию, обнаружил серьезные злоупотреб­ления. Исходя из предписаний данной социальной роли, ревизор должен был требовать суда над определенными лицами, но как человек исклю­чительно мягкий и жалостливый, он оказался не в состоянии решиться на это. Сложившаяся ситуация в итоге привела начинающего ревизора к тяжелому неврозу. В данных примерах субъективное «Я» вступило в конфликт с предписаниями социальной роли. Такой конфликт называют личностно-ролевым.

Приведем пример другого рода. Женщина – научный сотрудник, ув­леченная своими исследованиями и преподаванием в вузе, работает над докторской диссертацией. Все это требует от нее немало времени и сил. С другой стороны, имея семью, она также хочет быть хорошей, забот­ливой матерью и женой. Если женщина в равной степени ориентирова­на и на профессиональный рост, и на свою семью, возникает конфликт между ее данными ролями. В этом случае предписания различных соци­альных ролей, выполняемых личностью, препятствуют их успешной реализации. Такой конфликт называют межролевым (интерролевым).

Нередко к ролевым конфликтам относят и несовместимость ожи­даний, предъявляемых к личности, выполняющей какую-либо социаль­ную роль. Типичный пример – ситуация, в которой оказывается произ­водственный мастер. Специфика его позиции состоит в следующем. С одной стороны, мастер воспринимается руководством цеха как представитель администрации. С другой стороны, рабочие считают мастера своим представителем перед администрацией. Таким образом, успешное выполнение роли мастера возможно лишь в том случае, если он сможет одновременно удовлетворять требованиям и рабочих, и администрации. Однако эти требования часто бывают несовместимыми.

Данные исследования А.Л.Свенцицкого на одном из петербургских предприятий говорят о том, что рабочие и руководители цеха пользуют­ся неодинаковыми основаниями при оценке мастера как официального руководителя. У лучших (с точки зрения руководителей цехов) масте­ров наиболее высоко оцениваются знание производства, умение органи­зовать работу и требовательность. Рабочие же считают наиболее прием­лемыми тех мастеров, которые являются в первую очередь справедли­выми, доброжелательными, умеющими сохранять спокойствие, сдержи­вать свое обещание.

В целом материалы этого исследования позволяют говорить об из­вестной разнице в подходе рабочих и руководителей цеха к оценке ро­левого поведения мастеров. Оценка, даваемая рабочими, является более дифференцированной. Они воспринимают мастера не только сквозь призму его деловых качеств, но главным образом в зависимости от его отношения к членам бригады.

Когда мастер обнаруживает несовместимость ожиданий по отно­шению к его роли и не знает, каким из них он должен соответствовать, возникает конфликтная ситуация. Такой конфликт называют внутриролевым (интраролевым).

Реакции личности на ролевой конфликт могут варьироваться в зави­симости от ее индивидуально-психологических особенностей и характе­ра ситуации. Это может быть отказ индивида от какой-либо из несо­вместимых для него ролей, попытки ввести в заблуждение определен­ную группу лиц в отношении выполнения их ожиданий, наконец, уход из данной ситуации (перемена места работы, жительства, развод). Роле­вые конфликты приводят к повышению степени напряженности лично­сти со всеми присущими этому состоянию физиологическими и психи­ческими проявлениями, вплоть до заболеваний.

Для характеристики данного состояния не без основания порой ис­пользуется термин «ролевой стресс».

Одной из причин такого стресса может быть и ролевая перегрузка. Она наблюдается тогда, когда человек должен выполнять чересчур мно­го социальных ролей. Это требует не только времени, но и способности личности к быстрой социально-психологической перестройке при пере­ходе от одной роли к другой. Не следует путать ролевую перегрузку с перегрузкой работой. В последнем случае личности предписывается

выполнение слишком большого объема работы, но в рамках лишь одной  роли. Подобная перегруженность имеет свои собственные проблемы и тоже может служить источником стресса.

В западных работах по организационной психологии порой от­мечается и явление ролевой недогрузки, также приводящее к одной из форм ролевого конфликта. При этом конфликт возникает тогда, когда индивид считает, что его ролевые обязанности не позволяют ему в пол­ной мере продемонстрировать свои способности. Такое психическое состояние бывает свойственно иногда выпускникам вузов, пришедшим на производственное предприятие. Тот или иной молодой специалист может иметь высокий уровень притязаний в отношении творчества и самореализации, но получать только рутинные задания. В подобном случае ролевой конфликт оказывает негативное влияние на Я-концепцию, в частности на самооценку личности.

Информация о работе Ролевое общение