Сюжетно-ролевая игра как средсво развития общения у детей в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Подобрать и апробировать комплекс игровых упражнений направленных на развитие общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты игры как средства развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
2.Выявить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Игровая деятельность и общение у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в развитии личности ребенка 7
1.2. Особенности общения у детей в старшем дошкольном
возрасте 16
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста среди сюжетно-ролевой игры 30
2.1 Исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Комплекс игровых упражнений по развитию общения в старшем дошкольном возрасте 38
2.3 Повторное исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 42
Вывод по главе 2 43 Заключение 44
Список литературы Приложение

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 118.59 Кб (Скачать)


                     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ РАЗВИТИЯ

 

 

 

 

 

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Дипломная работа                                                        

                                                                                                    студентки группы 

                                                                                  Курсантовой Ольги

                                                                                                    Константиновны

                                                                                                    специальность: 

                                                                                                     «Педагогика и психология» 

 

                                                                                                     Научный руководитель:

                                                                                                     Вайтулевич Светлана

                                                                                                     Николаевна

                                                                                                     к.социол.н., доцент

           

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток 2009

                                                                Оглавление

 

 

 

Введение                                                                                                           3                                                                                                                                                                                                          

Глава 1. Игровая деятельность и общение у детей старшего дошкольного возраста                                                                                                                7

1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в развитии личности ребенка                                                                                                7                                         

1.2. Особенности общения у детей в старшем дошкольном

возрасте                                                                                                               16

Вывод по главе 1                                                                                              29

Глава 2. Экспериментальная работа по    развитию общения  у детей старшего дошкольного возраста среди сюжетно-ролевой игры                   30                                     

2.1 Исследование уровня игровых  навыков и взаимоотношения с  окружающими  у детей старшего  дошкольного возраста                             30

2.2 Комплекс игровых упражнений  по развитию общения в старшем  дошкольном возрасте                                                                                        38               

2.3 Повторное исследование уровня  игровых навыков и взаимоотношения  с окружающими у детей старшего  дошкольного возраста                           42                    

Вывод по главе 2                                                                                              43      Заключение                                                                                                       44                                                                     

Список литературы                                                                                                Приложение                                                                                     

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность.  В настоящее время проблема развития общения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности  приобретает все большее значение, так как в данное время в связи с развитием средств массовых информации, с влиянием кино, телевидения и компьютера, игра как бы отошла на второй план, её в деятельности ребенка становится мало. Так как современные дети все своё свободное время по большей мере проводят у телевизоров и компьютеров, в связи с этим уменьшается удельный вес игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, в ней происходит общение. А так как дети мало играют, общение осуществляется не на должном уровне. Игра отвечает насущной потребности дошкольника в самостоятельном действии, в воспроизведении отношений, существующих между взрослыми. В игре ребенок изображает то, что для него эмоционально значимо: в ней отражение  волнующие ребенка события из жизни его семьи, детского сада, страны. Чем старше ребенок, тем больше он уделяет внимание изображению в игре общественных отношений между людьми.

Психологи Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Люблинская А.А. внесли существенный вклад в разработку теории детских игр, показав их социальный характер, их роль в воспитании ребенка.

Эльконин Д.Б. в своем исследовании, посвященном  выяснению происхождению игры, показал, что детская ролевая игра является историческим образованием, важнейшим источником формирования социального сознания ребенка дошкольного возраста. В ролевой игре основным предметом действий ребенка являются социальные отношения между людьми, так как эта игра возникает из стремления детей участвовать в жизни взрослых и является для них доступной формой самостоятельного осуществления этого стремления (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.).

Среди теоретиков детской игры названы педагоги Усова А.П., Менджерицкая Д.В., Лиштван З.В., и другие, которые своими исследованиями наметили пути активного руководства игровой деятельностью.

Вопросы игры интересовали Усову А.П. с первых шагов ее научной деятельности. Она внесла большой вклад в  создание педагогической концепции  игры и педагогического руководства ею. Основы которой были заложены в трудах Крепкой Н.К. и Макаренко А.С. Эта концепция получила глубокое психологическое обоснование в исследованиях Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б. Уделяя внимание игровому сюжету и характеру тех взаимоотношений между людьми, которые дети передают в игре Усова А.П. освещает проблемы педагогики дошкольной игры с новой точки зрения, значимой в воспитании. Она показала, что помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми, в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью в игре, по ходу игры возникают другого рода отношения – уже не мнимые, не изображаемые, а действительные, реальные.

Ценность игровой идеи и преодоления противоречия и конфликтов  способствуют развитию коллектива. Поскольку игры часто конкурентны, каждый из игроков свободно и независимо  в рамках правил ищет и принимает оптимальные решения, что и делает их коммуникативной формой взаимодействия детей. В игре каждый из участников может полностью   использовать свой  личный творческий и деятельный  потенциал, а ее правила позволяют гарантировать устойчивость общих интересов, сохранять целостность игры.

 Проблема заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста не используется сюжетно-ролевая игра как способ формирования коммуникативных навыков общения.

     Тема нашего исследования: Сюжетно-ролевая игра как средство развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

     Объектом исследования является  общение детей дошкольного возраста.

    Предмет:  развитие процесса общения у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

    Цель исследования: Подобрать и апробировать комплекс игровых упражнений направленных на развитие  общения у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

1.Рассмотреть  теоретические аспекты игры как  средства развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

             2.Выявить уровень развития общения  у детей  старшего дошкольного  

             возраста.

            3. Провести цикл игровых упражнений  для детей дошкольного возраста.

                 Гипотеза  исследования основана на том, что развитие общения у

              детей старшего дошкольного возраста активными игровыми методами

              будет

                успешным и эффективным, если:

 - разработать комплекс игровых упражнений и применять их последовательно и   систематически;

            - проводить  целенаправленное применение сюжетно-ролевой игры

для  формирования коммуникативных навыков общения.

  Теоретическая и практическая значимость: Результаты и выводы дипломного исследования могут быть использованы в дальнейшей работе воспитателей в ДОУ.

        Методы исследования: 

        В ходе этой работы были  применены следующие методы исследования:

  Теоретические  методы, которые включают анализ  психолого-педагогических, методических  трудов по теме исследования. Эмпирические методы, которые включают  наблюдение за процессом общения  в игровой деятельности в старших  группах, педагогический эксперимент.

База исследования:  МДОУ № 141 «Чайка» г. Владивосток, Приморский край. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 наименований) и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Игровая деятельность и общение  у детей старшего дошкольного  возраста

 

 

    1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в развитии личности ребенка

 

Игра  – один из тех видов детской  деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным  действиям  с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок  развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с  людьми. Этот вопрос рассматривали  такие учёные, как Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец [8,29,38] и их последователи. Учёные считают, что детские игры  стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых.

Игра - это  особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок  не может принять непосредственное участие в системе общественного  труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка  имеется тенденция в эту жизнь  активно входить. На почве этой тенденции  и возникает игра. «Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»[38,60]. Игра, как и любой вид деятельности, имеет свою специфику. Во-первых, основной единицей игры является роль. Во-вторых, в игре мотив и цель деятельности совпадают, т. е. интересным является сам процесс. В-третьих, игра разворачивается в мнимой, воображаемой ситуации. При этом младшие дошкольники просто играют роль, старшие же договариваются о ролях и их распределении, разворачивают сюжет по конкретному плану, воссоздавая события в определенной, строгой последовательности. В-четвертых, игра воспроизводит именно сферу деятельности, а не отдельное событие.

          Сюжетно-ролевая игра. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а становится ее частью и условием. С точки зрения Д.Б. Эльконина игра дошкольников является многоплановой, многопластовой, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе»[38]. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.

Сюжетно-ролевая  игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или  в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие  роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников. Поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, но чаще всего он изображает взрослых людей - маму, воспитательницу, шофера, летчика.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средсво развития общения у детей в старшем дошкольном возрасте