Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа
Цель исследования: Подобрать и апробировать комплекс игровых упражнений направленных на развитие общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты игры как средства развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
2.Выявить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Игровая деятельность и общение у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в развитии личности ребенка 7
1.2. Особенности общения у детей в старшем дошкольном
возрасте 16
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста среди сюжетно-ролевой игры 30
2.1 Исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Комплекс игровых упражнений по развитию общения в старшем дошкольном возрасте 38
2.3 Повторное исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 42
Вывод по главе 2 43 Заключение 44
Список литературы Приложение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ РАЗВИТИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Владивосток 2009
Введение
Глава 1. Игровая деятельность и общение у детей
старшего дошкольного возраста
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий
вид деятельности в развитии личности
ребенка
1.2. Особенности общения у детей в старшем дошкольном
возрасте
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальная работа по
развитию общения у детей старшего
дошкольного возраста среди сюжетно-ролевой
игры
30
2.1 Исследование уровня игровых
навыков и взаимоотношения с
окружающими у детей старшего
дошкольного возраста
2.2 Комплекс игровых упражнений
по развитию общения в старшем
дошкольном возрасте
2.3 Повторное исследование уровня
игровых навыков и
Вывод по главе 2
Список литературы
Актуальность. В настоящее время проблема развития общения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности приобретает все большее значение, так как в данное время в связи с развитием средств массовых информации, с влиянием кино, телевидения и компьютера, игра как бы отошла на второй план, её в деятельности ребенка становится мало. Так как современные дети все своё свободное время по большей мере проводят у телевизоров и компьютеров, в связи с этим уменьшается удельный вес игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, в ней происходит общение. А так как дети мало играют, общение осуществляется не на должном уровне. Игра отвечает насущной потребности дошкольника в самостоятельном действии, в воспроизведении отношений, существующих между взрослыми. В игре ребенок изображает то, что для него эмоционально значимо: в ней отражение волнующие ребенка события из жизни его семьи, детского сада, страны. Чем старше ребенок, тем больше он уделяет внимание изображению в игре общественных отношений между людьми.
Психологи Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Люблинская А.А. внесли существенный вклад в разработку теории детских игр, показав их социальный характер, их роль в воспитании ребенка.
Эльконин Д.Б. в своем исследовании, посвященном выяснению происхождению игры, показал, что детская ролевая игра является историческим образованием, важнейшим источником формирования социального сознания ребенка дошкольного возраста. В ролевой игре основным предметом действий ребенка являются социальные отношения между людьми, так как эта игра возникает из стремления детей участвовать в жизни взрослых и является для них доступной формой самостоятельного осуществления этого стремления (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.).
Среди теоретиков детской игры названы педагоги Усова А.П., Менджерицкая Д.В., Лиштван З.В., и другие, которые своими исследованиями наметили пути активного руководства игровой деятельностью.
Вопросы игры интересовали Усову А.П. с первых шагов ее научной деятельности. Она внесла большой вклад в создание педагогической концепции игры и педагогического руководства ею. Основы которой были заложены в трудах Крепкой Н.К. и Макаренко А.С. Эта концепция получила глубокое психологическое обоснование в исследованиях Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б. Уделяя внимание игровому сюжету и характеру тех взаимоотношений между людьми, которые дети передают в игре Усова А.П. освещает проблемы педагогики дошкольной игры с новой точки зрения, значимой в воспитании. Она показала, что помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми, в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью в игре, по ходу игры возникают другого рода отношения – уже не мнимые, не изображаемые, а действительные, реальные.
Ценность игровой идеи и преодоления противоречия и конфликтов способствуют развитию коллектива. Поскольку игры часто конкурентны, каждый из игроков свободно и независимо в рамках правил ищет и принимает оптимальные решения, что и делает их коммуникативной формой взаимодействия детей. В игре каждый из участников может полностью использовать свой личный творческий и деятельный потенциал, а ее правила позволяют гарантировать устойчивость общих интересов, сохранять целостность игры.
Проблема заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста не используется сюжетно-ролевая игра как способ формирования коммуникативных навыков общения.
Тема нашего исследования: Сюжетно-ролевая игра как средство развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является общение детей дошкольного возраста.
Предмет: развитие процесса общения у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования: Подобрать и апробировать комплекс игровых упражнений направленных на развитие общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть
теоретические аспекты игры
2.Выявить уровень развития
возраста.
3. Провести цикл игровых
Гипотеза исследования основана на том, что развитие общения у
детей старшего дошкольного возраста активными игровыми методами
будет
успешным и эффективным, если:
- разработать комплекс игровых упражнений и применять их последовательно и систематически;
- проводить целенаправленное применение сюжетно-ролевой игры
для формирования
коммуникативных навыков
Теоретическая и практическая значимость: Результаты и выводы дипломного исследования могут быть использованы в дальнейшей работе воспитателей в ДОУ.
Методы исследования:
В ходе этой работы были
применены следующие методы
Теоретические
методы, которые включают анализ
психолого-педагогических, методических
трудов по теме исследования.
Эмпирические методы, которые включают
наблюдение за процессом
База исследования: МДОУ № 141 «Чайка» г. Владивосток, Приморский край. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 наименований) и приложения.
Глава 1. Игровая деятельность и общение у детей старшего дошкольного возраста
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Этот вопрос рассматривали такие учёные, как Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец [8,29,38] и их последователи. Учёные считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых.
Игра - это
особая форма освоения действительности
путем ее воспроизведения, моделирования.
Как показали исследования Д. Б. Эльконина,
игра - образование историческое. Игра
возникает только на определенных этапах
развития общества, когда ребенок
не может принять непосредственное
участие в системе
Сюжетно-ролевая игра. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а становится ее частью и условием. С точки зрения Д.Б. Эльконина игра дошкольников является многоплановой, многопластовой, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе»[38]. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.
Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников. Поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, но чаще всего он изображает взрослых людей - маму, воспитательницу, шофера, летчика.