Ролевое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:26, реферат

Описание работы

Ролевое общение используется в часто встречающихся стандартных социальных ситуациях и служит для того, чтобы каждый из партнёров мог быстро и эффективно достичь своих целей. Цели партнёров здесь согласуются друг с другом, а сценарий взаимодействия заранее известен обоим и не вызывает возражений. Стоит иметь в виду, что на уровне ролей люди могут общаться не только в "деловых" ситуациях, но и просто поддерживая взаимоотношения друг с другом: например, участвуя в светской беседе или кокетничая с представителями противоположного пола.

Содержание

Введение……………………………………………………………....3
2. Основная часть………………………………………………………..4
2.1. Социальные роли личности……………………………….....4
2.2. Выполнение социальных ролей……………………………...9
2.3. Взаимовлияние личности и социальной роли……………...13
3. Заключение…………………………………………………………….16
4. Литература……………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Итак, подведем некоторые итоги сказанному выше о выполнении личностью социальных ролей. Важными предпосылками их успешного выполнения являются знания индивида о содержании своей социальной роли, ее интернализация (согласие с ее требованиями), соответствие ролевых предписаний Я-концепции личности. К этому следует добавить необходимость соответствующих мотивов. Именно мотивация является той внутренней побудительной силой, которая направляет людей к вы­полнению определенных социальных ролей.

    2.3. Взаимовлияние личности и социальной роли

Хотя в целом поведение каждой личности складывается из от­дельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая роль, как таковая, существует отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность обычно привно­сит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения той или иной социальной роли. Ее интересы, установки, убеждения могут проявляться при этом явно или неявно. Порой индивид даже стремится подчеркнуть свою независимость от роли, демонстрируя так называемую ролевую дистанцию. Так, официант может своим поведением показывать посети­телям ресторана, что он не только официант, а личность, вынужденно занимающаяся данной работой.

Проблема соотношения психических свойств личности и ее ролевого поведения сложна и мало изучена. Мы можем порой наблюдать непо­хожие образцы поведения различных людей, выступающих в одинаковой роли. При этом все эти люди метут достаточно успешно справляться с данной ролью. Иногда у человека доминируют одни и те же свойства при выполнении различных социальных ролей. В других случаях чело­век при выполнении какой-либо одной роли будет внешне полной про­тивоположностью себе самому в другой роли. Так, человек серьезный и сдержанный на работе, среди своих сослуживцев может оказаться бала­гуром и весельчаком в компании близких друзей.

Однако не только личность со своими особенностями влияет на весь ход выполнения той или иной социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее Я-концепцию. Возьмем, например, человека, занимающего большой государственный пост, окруженного помощниками, секретарями, охраной и постоянно находящегося в центре внимания, где бы он ни оказался. Постепенно лот человек настолько привыкает к своему положению, знакам уваже­ния со стороны других людей, что это отражается и на его самовосприятии, неадекватно завышает самооценку.

Вспомните героя повести М.Твена "Принц и нищий" мальчика Тома из бедной семьи, волею случая оказавшегося в роли английского прин­ца. Писатель хорошо показывает, как бывший нищий постепенно привыкал к своему новому положению, и королевское звание все более нравилось ему. Том увеличил число слуг при дворе, заказал себе новые наряды и стал содрогаться при мысли о встрече с кем-либо из своих родных, пребывающих в нищете, потому что они могли узнать его.

Есть основания полагать, что продолжительное выполнение ин­дивидом какой-либо роли способствует более яркому проявлению одних свойств личности и маскировке других. Это особенно хорошо заметно на примере профессиональных ролей. Имеется ряд отечественных ис­следований, показывающих, как свойства личности, сформировавшиеся в процессе выполнения ею профессиональной роли, становятся чертами характера и начинают проявляться во всех других сферах жизнедея­тельности данной личности. Так, К.К.Платонов и К.М.Гуревич упот­ребляют в своих работах такие понятия, как "профессиональный харак­тер" и "профессиональный тип личности", подчеркивая тем самым ог­ромное формирующее влияние профессиональной роли на личность.

Важным показателем освоения той или иной профессионально-функциональной роли является состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобра­зующих связях личности с окружающей средой, представляя собой не­разрывное единство тех и других форм связи. Как показали исследова­ния Е.А.Климова, в ходе адаптации складывается соответствующий ин­дивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять с определенным успехом свою профессионально-функциональную роль.

Порой высокая степень интернализации профессиональной роли и ее продолжительное выполнение могут приводить к так называемой "профессиональной деформации" личности. Имеются в виду такие слу­чаи, когда профессиональные стереотипы действий, отношений стано­вятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям. Напри­мер, бухгалтер, который систематически составляет, учитывая буквально каждую копейку, бюджет свой семьи. Порой у следователя в такой степени развиваются недоверие к людям и подозрительность, что многие окружающие начинают казаться ему потенциальными преступниками.

Можно сказать, что в подобных случаях минимизируется ролевая дистанция между личностью и ее профессиональной ролью. Последняя в известном смысле "завладевает" личностью, определяя ее поведение и в других социальных ролях. Об этом свидетельствует, например, экспери­мент М.Л.Гомелаури, в котором испытуемыми выступали прокуроры и адвокаты, т.е. лица, выполняющие, в известном смысле, противополож­ные профессиональные роли. Задача, поставленная перед ними, состоя­ла в том, чтобы оценить различные поступки (правонарушения) сначала с позиции роли, присущей самому испытуемому, а затем - с противо­положной. Обнаружилось, что некоторые испытуемые не принимали заданий, заключающихся в оценке поступков с чуждых им позиций. Как видим, здесь сложившиеся профессиональные установки становились барьером для принятия новой роли даже в воображаемой ситуации.

Деформирующее влияние профессиональной роли на личность порой наблюдается у педагогов. Так, И.С.Кон отмечает, что выработанная в школе дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко проявляется и в сфере их личных отношений. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их более понятными в процессе обучения детей, может порождать прямолинейность, негибкость мышления учите­лей.

Проблема "профессиональной деформации" почти не изучена, хотя представляет значительный интерес и в теоретическом, и в прикладном плане. Исследования этого феномена должны проводиться на стыке психологии труда и дифференциальной психологии, поскольку зако­номерно возникает вопрос о соотношении индивидуальных различий работников с их подверженностью "деформирующим" воздействиям профессиональной роли.

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       3. Заключение

 

Понятие “ролевое общение” не является однозначным, ибо смысл его расширяется различными науками: социологией, социальной психологией, педагогикой, искусствоведением, этикой, эстетикой. Но, хотя в философской литературе постоянно поддерживается связь социологических понятий “личность”, “роль” с понятиями из сферы искусства, - сущностная их общность не улавливается. В существующих классификациях нет сколько-нибудь четкого деления ролей. Чаще фигурирует термин просто “роль индивида”.

   Ролевое общение используется в часто встречающихся стандартных социальных ситуациях и служит для того, чтобы каждый из партнёров мог быстро и эффективно достичь своих целей. Цели партнёров здесь согласуются друг с другом, а сценарий взаимодействия заранее известен обоим и не вызывает возражений. Стоит иметь в виду, что на уровне ролей люди могут общаться не только в "деловых" ситуациях, но и просто поддерживая взаимоотношения друг с другом: например, участвуя в светской беседе или кокетничая с представителями противоположного пола.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      4. Литература

 

1.        Интернет

2.        Коломинский Я.Л., Психология общения, - М,1974

3.        Крылова А.А., Психология, - М,2000

4.        Леонтьев А.А., Психология общения, - М,1997

5.        Смирнова Е.Е., Психология общения, - С.- П,2005

6.        Снелл Ф., Искусство делового общения, - М,1990

7.        Филиппов А.В., Отношение в системе «руководитель-подчиненный», -М,1989

 

 



Информация о работе Ролевое общение