Ролевое и межличностное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Функционально - ролевое общение - это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник - подчиненный, продавец - покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах.

Работа содержит 1 файл

ролевое и межличностное общение.docx

— 54.26 Кб (Скачать)
    1. ВВЕДЕНИЕ.
 

     Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

     Функционально - ролевое общение - это общение  на уровне социальных ролей партнеров (начальник - подчиненный, продавец - покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые  маски. Переход от ролевого общения  к межличностному и обратно часто  используют в деловых контактах.

     Под межличностным общением подразумевается (как наиболее обычная модель) участие  двух людей, хотя минимальное полное число участников общения три. Разница  между этими типами общения в  том, что для третьего отношения  два других объективны: он не может  на них влиять прямо, а только через  отношения с одним из них.

     Межличностное общение крайне многопланово. Но, пожалуй, наиболее практически интересны  моменты влияния людей друг на друга. Наиболее серьезно этим занимаются психотерапия и различные школы  практической психологии.  

    1. РОЛЕВОЕ ОБЩЕНИЕ.
 

     Ролевое общение — это общение людей  как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.

     В ряде случаев общение согласно общепринятым ролям невозможно из-за сложности  ситуации (например, деловые переговоры подчиняются деловому этикету, но общение в их рамках значительно сложнее отношений учитель-ученик). В детстве деловое (и дружеское) общение в ролевых играх отрабатывается на уровне необходимости договариваться с другими детьми о том, как и во что играть; существуют специальные бизнес-игры для отработки деловых ситуаций (например, через деловую ролевую игру возможна отработка развития обмена знаний между специалистами внутри организации), а также образовательные игры. Важна профессиональная организация подобных игр для защиты от закрепления ошибочных выводов и результатов (например, ребёнок может привыкнуть подчиняться старшим детям).

     При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей.

     Роль  — это способ поведения, который  задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т.д.

     Мы  живем в обществе. Это значит, что каждый из нас выполняет множество  социальных функций. Например, служебные: начальник, подчиненный, рядовой сотрудник, специалист, ученик, ревизор. Или житейские  функции: квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед. Или семейные функции: кормилец, иждивенец, муж, жена, сын, родственник  и т. д.

     Социальная  роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»[1]

     Виды  социальных ролей определяются разнообразием  социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и  межличностные социальные роли.

  • Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
  • Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

     В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для  окружающих. Изменить привычный образ  крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для  окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем  сложнее изменить привычный для  окружающих стереотип поведения.

     Основные  характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  • По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

      Масштаб роли зависит от диапазона межличностных  отношений. Чем больше диапазон, тем  больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой  масштаб, поскольку между мужем  и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с  другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники  данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами  жизни друг друга, их отношения практически  не ограничены. В других случаях, когда  отношения строго определяются социальными  ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может  осуществляться только по конкретному  поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к  узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

     Способ  получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины  автоматически определяются возрастом  и полом человека и не требуют  особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая  уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются  в процессе жизни человека и в  результате целенаправленных специальных  усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это  практически все роли, связанные  с профессией и любыми достижениями человека.

     Формализация  как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных  отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и  неформальные отношения. Очевидно, что  отношения представителя ГИБДД  с нарушителем правил дорожного  движения должны определяться формальными  правилами, а отношения между  близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется  эмоциональность, ведь человек, воспринимая  и оценивая другого, проявляет к  нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое  время и отношения становятся относительно устойчивыми.

     Мотивация зависит от потребностей и мотивов  человека. Разные роли обусловлены  различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются  прежде всего чувством любви и  заботы; руководитель трудится во имя  дела и т. д.

     Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин. Также  ролевой конфликт возникает, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения разных своих ролей, которые  вдобавок противоречат одна одной. Стоит  вопрос выбора, что выполнять. [2]  Также ролевой конфликт может включать противоречие между разными ролями разных сотрудников организации.

     Например: мастеру производственного участка  прислано указание от начальника цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении  качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастеру  давались противоречивые указания, причем одновременно.

       Дж. Мид главное внимание уделяет  «научению роли», освоению ролей  в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее  воздействие «ролевых ожиданий»  со стороны «значимых» для  данного индивида лиц, с которыми  он вступает в общение. Ролевые  ожидания – принятые в группе  требования, предписания форм социального  поведения, отношений, установок,  предъявляемые к лицам, выполняющим  ту или иную социальную роль.

     В ходе «научения роли» у людей  могут формироваться ролевые  поведенческие навыки – способность  выявлять и оценивать ролевые  ожидания окружающих, строить процесс  взаимодействия с учетом этих ожиданий, собственных целей и самооценки.

     А.А. Налчаджаном была разработана концепция  ролевого поведения. С его точки  зрения, ролевое поведение – это  поведение личности в группе, детерминированное  ее статусом и той ролью, которую  она играет в соответствии с этим статусом.

     Концепция социальной роли, связанной с нормами  и ожиданиями, включает в себя следующие  «блоки»:   

       –    представляемая роль (система ожиданий индивида и определенных групп); 
    –    субъективная роль (те экспектации – ожидания, которые человек связывает со своим статусом, т.е. его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами); 
    –    играемая роль (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом).

     Понятие социальной роли предполагает уяснение следующих четырех моментов: во-первых, того, что социальная роль регулируется теми или иными правами и обязанностями  как в обществе в целом, так  и в малых группах, в которые  включается индивид своей жизнедеятельностью; во-вторых, того, что сам человек  имеет определенное мнение о том, как он будет исполнять свою роль; в-третьих, того, что различные роли имеют для личности разную значимость; в-четвертых, того, что роль личности проявляется в реальном ее поведении.

     Важным  компонентом социальной роли является «маска поведения» – ряд условностей  в мимическом, пантомимическом, интонационно-речевом, психофизическом и предметно-действенном  поведении. «Маска поведения» – это  психотехническая система общения  в социальной роли, а ее нормативная  структура образует социотехническую.

     Ситуативная импровизация – это корректировка  социальной роли в зависимости от конкретных ситуаций общения. Коррекция  социально-ролевого поведения обеспечивается стабилизирующей функцией установки. Установка формируется в процессе интерпретации личностью социальной роли. Интерпретация – это индивидуализированное  прочтение социальной роли, выявление  личностного смысла общения.

     Интерпретация социальной роли происходит на основе (с помощью) особого алгоритма.

     Первая  фаза выполнения этого алгоритма  социальной роли – освоение норм и  правил действий в конкретной социальной роли, освоение (иногда и опробование) ролевого репертуара. Вторая фаза –  выработка личностной концепции  действий в рамках социально-ролевых  предписаний. Третья фаза – это оформление личностной концепции в конкретную программу личностных действий –  формирование установки на коммуникативные  действия. [3]

     Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

     Д.А. Леонтьев выделил два аспекта  освоения социальной роли: технический и смысловой. Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием. Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли. Овладение содержанием роли идет через механизм подражания и носит технический характер. Смысловая сторона роли заключается в принятии ее для себя. Она должна нравиться и вызывать желание ее воплощать.

Информация о работе Ролевое и межличностное общение