Ролевое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:26, реферат

Описание работы

Ролевое общение используется в часто встречающихся стандартных социальных ситуациях и служит для того, чтобы каждый из партнёров мог быстро и эффективно достичь своих целей. Цели партнёров здесь согласуются друг с другом, а сценарий взаимодействия заранее известен обоим и не вызывает возражений. Стоит иметь в виду, что на уровне ролей люди могут общаться не только в "деловых" ситуациях, но и просто поддерживая взаимоотношения друг с другом: например, участвуя в светской беседе или кокетничая с представителями противоположного пола.

Содержание

Введение……………………………………………………………....3
2. Основная часть………………………………………………………..4
2.1. Социальные роли личности……………………………….....4
2.2. Выполнение социальных ролей……………………………...9
2.3. Взаимовлияние личности и социальной роли……………...13
3. Заключение…………………………………………………………….16
4. Литература……………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 118.00 Кб (Скачать)


2

 

                                     Содержание.

 

1.      Введение……………………………………………………………....3

2.      Основная часть………………………………………………………..4

2.1. Социальные роли личности……………………………….....4

2.2. Выполнение социальных ролей……………………………...9

2.3. Взаимовлияние личности и социальной роли……………...13

        3. Заключение…………………………………………………………….16

        4. Литература……………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

                       1. Введение.


        Понятия «статус» и «позиция» тесно взаимосвязаны. Позиция – это место в определенной социальной структуре, занимаемое конкретной личностью на пересечении пучка социальных отношений, соединяющих данную позицию с другими в социальной структуре и за ее пределами (Е.Ф.Тарасов). В силу сложностей общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций. Лицо, занимающее определенное положение в обществе, выполняет определенную роль. Именно поэтому в общении люди предстают друг перед другом не только как неповторимые индивидуальности, но и как исполнители социальных ролей. На этот факт указывает и известный отечественный исследователь социально-психологических проблем И.С.Кон. Он отмечает, что поведение человека в обществе, может быть описано исключительно в рамках выполняемых им социальных ролей.
         Понятие «роль» было впервые введено в социальную психологию  Р.Линтоном. Американский исследователь определил эту категорию как «динамический аспект статуса». Выполнение индивидом своих прав и обязанностей рассматривалось как выполнение им своей роли. Для французского психолога А.М.Рошеблав-Спанле роль – это «организованная  модель поведения относительно некоторой позиции индивида в совокупности межличностных взаимодействий». Исходя из общего определения категории «роль», выделяются и частные случаи, а именно: социальная роль, драматическая роль и личностная роль.                          

В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника. Придя в магазин, вы говорите продавщице те же слова, что и тысячи других покупателей, а она отвечает вам как все другие продавцы; есть определенная схема взаимодействия. Вас совершенно может не интересовать, какой она человек и как живет, а ее не интересует ваша жизнь — ее интересует, что вы хотите купить. Если же вас заинтересовало что-то в ее облике, вам захотелось узнать, почему она такая радостная или грустная сегодня, то вы выходите на другой, личностный, уровень контакта. Все мы являемся носителями множества ролей: примерный ученик, строгий учитель, добрая мама, требовательный папа, грубый хулиган, модная девчонка и т. п.

 

 

 

 

 

 

               2.1. Социальные роли личности

Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее об­щественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее свя­зях с социальным окружением. Особенности конкретного историческо­го периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения. Как говорил Вольтер: "Каждый человек является созданием времени, в котором он живет".

Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Под макроуровнем имеется в виду "широкая" социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной систе­мы, но, конечно, в первую очередь следует отметить роль социальных влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Нельзя не упомянуть здесь воздействия государства в целом и тех или иных его органов на личность.

Микроуровень - это ближайшее социальное окружение личности - его семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи и т.п., т.е. все люди, с которыми непосредственно общается личность в тех или иных ситуаци­ях повседневной жизни. Наблюдаемые эффекты различных воздействий макро- и микросреды на психику и поведение личности дают богатую пищу для социально-психологического анализа.

Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности.

Каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей, обща­ясь с ними в сферах труда, учения и досуга. Воздействует личность и на макросреду. Голосуя за того или иного кандидата на выборах, принимая участие в каких-либо демонстрациях или забастовках, личность высту­пает как субъект политической деятельности, оказывая влияние на пре­образование макросреды. Более того, личность - это субъект историче­ского процесса, ибо каждый человек выступает в нем как действующее лицо.               

Итак, социально-психологический подход к личности требует рас­смотрения ее в тесной связи с социальным окружением. Прежде всего имеются в виду социальные группы, в состав которых личность входит, с членами которых взаимодействует. Для того чтобы лучше понять взаимосвязи личности и ее социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой теории личности.

Мысль о том, что люди в их жизнедеятельности подобны актерам на сцене театра высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I - II вв. н.э., часто сравнивал челове­ка с актером. Так, он заявлял: "Не забудь - ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса - коротка и роль, длинна - длинна и она. Даст он тебе роль нищего, - старайся вернее создать его тип, как и тип калеки, высшего правительственного лица или частного человека". Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

В.Шекспир в пьесе "Как вам это понравится" устами одного из сво­их героев говорил:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

В научный оборот термин "роль" ввели в 20-30-е годы американские исследователи Д.Мид и Р.Линтон. Последний определял роль как "динамический аспект статуса". Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции.

Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимо­действие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) - местом в данной конкретной сис­теме социальных взаимосвязей. Так, на предприятии четко различаются официальные позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, начальни­ка цеха, мастера, рабочего и т.д. Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Например, можно выделить обшественно-политические позиции (депутат, член ка­кой-либо партии или инициативной группы граждан), профессиональ­ные (инженер, врач, артист) и ряд других (гражданин, потребитель, пен­сионер). Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.

Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые в своей семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник и т.д.). Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейных отношениях.

Каждый человек обладает целым рядом различных социальных пози­ций, что составляет его "статусный набор". Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как учитель, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза.

Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подра­зумевает наличие других, связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость и между людьми, находящимися в связан­ных между собой позициях. Например, позиция руководителя подразумевает



6

 

существование позиции подчиненного. Позиция учителя подра­зумевает присутствие позиции ученика. Имеется определенная взаимо­зависимость между сотрудниками любой организации, между членами семьи, родственниками, вообще между индивидами, вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (на­пример, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пас­сажиром). Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между указанными лицами. В рамках данных отно­шений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми.

В настоящее время имеется много определений понятия "социальная роль", и в его интерпретации существуют заметные расхождения между исследователями. Мы будем понимать роль как нормативную систему действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной по­зицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкрет­ным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним офици­альным предписаниям, а выполнение роли студента - другим. Эта пред­писания безличны, они никак не ориентированы на особенности харак­теров тех или иных преподавателей и студентов.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их мно­гообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигну­тые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные диффе­ренциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются гендерными. Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать неодинаковым образом, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек - готовить пищу и гнить. Очевидно, что даже в современных странах с развитой демократией, несмотря на социаль­ное равенство полов, существуют ожидаемые наборы образцов поведе­ния, присущего мужчинам и женщинам. И эти наборы имеют сущест­венные различия. Так, наша общественная мораль терпимо относится к поведению юноши, если он на улице пытается познакомиться с понра­вившейся ему девушкой. Однако если бы подобную активность прояви­ла девушка, это было, бы расценено (во всяком случае, многими пред­ставителями старшего поколения) как отклонение от ожидаемых в об­ществе, правил поведения. Тендерные роли предписывают также опреде­ленные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В странах Востока различие между гендерными ролями еще более замет­но.

К достигнутым, ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области (например, роли директора предпри­ятия, доктора философии, тренера футбольной команды).

Следует отметить, что возможности достижения личностью какой-либо роли существенным образом предопределены социальными условиями микро- и макросреды, в которых находится личность. Для одних индивидов эти возможности сравнительно широки, для других - весьма ограничены. Так, на острове Кижи в Карелии дети всех возрастов нахо­дятся в одном и том же классном помещении во время школьных заня­тий. Учитель дает каждому индивидуальное задание. Вряд ли выпускник такой школы при поступлении в вуз составит успешную конкуренцию своим сверстникам, окончившим городские школы.

В соответствии с другим логическим основанием можно выделить специфические роли и диффузные роли. В ролях специфических взаи­моотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей. Например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, гардеробщик, при­нимающий верхнюю одежду, парикмахер, подстригающий своих клиен­тов. Активность лиц, выполняющих диффузные роли, наоборот, не име­ет подобной специальной направленности. Такова роль матери, которую интересует буквально все, что касается ее ребенка: его здоровье, на­строение, стремления, желания, вкусы, привычки и т.д. Этот интерес очевидным образом проявляется в отношении матери к ребенку. Все семейные взаимоотношения вообще (если, конечно, говорить о норме) строятся на основе диффузных ролей. В форме таких ролей могут про­являться и отношения между близкими друзьями, влюбленными. При этом ролевые взаимосвязи осуществляются на почве широкого круга взаимных интересов.

Нередко для того, чтобы окружающие имели необходимую информа­цию о социальной роли той или иной личности на данный момент, при­бегают к ролевым символам. Примером такого символа может быть какая-либо униформа. Знаки отличия у военных, обозначающие род войск и звание данного лица, свидетельствуют о его социальном статусе и соответствующей роли. Пли, например, строгие вечерние платья жен­щин и костюмы темных цветов мужчин могут подчеркивать офи­циальный характер какой-либо ситуации.

Место социального взаимодействия каких-либо индивидов также об­ладает характеристикой ролевого знака. Как отмечает английский про­фессор Ч.Ханди, менеджеры часто ведут себя совершенно различным образом на месте своей работы и вне его, даже имея дело с одним и тем же лицом. Изменение местоположения используется ими порой для то­го, чтобы показать соответствующее изменение их роли, скажем, пере­ход от роли начальника к роли друга.

Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо ин­дивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение индивида, выпол­няющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому об­разцу, оно считается успешным.

Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых ожиданиях, исхо­дящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности. Так, взаимные ролевые ожидания двух сотрудников, использующих одно и то же оборудование, обусловлены не только их официальным положением в данной организации, но и свойствами личности каждого из этих работников. Допустим, один из них, отличающийся аккуратностью и следящий за безукоризненной чис­тотой рабочего места, будет требовать от своего коллеги такого же от­ношения к делу. Другой работник, не столь аккуратный, может игнори­ровать эти требования, полагая, что достаточно лишь иметь все оборудование в исправном состоянии.             

Информация о работе Ролевое общение