Ролевая игра как средство формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Ролевая игра – это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической и полилогической речи, расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.

Содержание

Введение
1.Особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста.
2.Ролевая игра как средство формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста.
2.1.Роль и значение ролевой игры на уроках английского языка.
2.2.Структура ролевой игры.
2.3.Этапы проведения ролевых игр.
3.Практическая часть.
Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 72.61 Кб (Скачать)

Московский  государственный областной университет

Институт  лингвистики и межкультурной  коммуникации 

Факультет романно – германских языков 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

«Ролевая  игра как средство формирования навыков  общения у детей младшего школьного  возраста» 
 

                    Выполнила

                    Студентка 4 курса

                    Группы 41а3

                    Волкова Татьяна Евгеньевна 
                     
                     
                     
                     

    Москва 2011г. 

Содержание 

 Введение

1.Особенности  обучения иностранному языку  детей младшего школьного           возраста.

2.Ролевая игра  как средство формирования навыков  общения у детей младшего школьного  возраста.

2.1.Роль и значение  ролевой игры на уроках английского  языка.

2.2.Структура   ролевой игры.

2.3.Этапы проведения  ролевых игр.

3.Практическая  часть.

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Обучение  общению на иностранном языке  – актуальная задача, стоящая перед  каждым учителем иностранного языка, т.к. контакты людей разных национальностей  призваны укреплять взаимопонимание  и дружбу между народами.

    Главная цель обучения иностранному языку –  умение использовать его как средство общения. При этом общение рассматривается  как мотивированная коммуникативно-познавательная деятельность, направленная на извлечение и передачу определённой информации. Подлинная коммуникация возможна лишь в том случае, если каждый из её участников владеет частью какой-то информации, представляющей интерес для собеседника, что делает необходимым устный обмен  ею. Однако обязательным условием является употребление языка, в котором элемент  общения доминирует над другими  элементами языка.

    Одну  из первых строчек в рейтинге популярности методик активно удерживает коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направлен на практику общения. Коммуникативная методика направлена именно на возможность общения.

    Этот  метод призван, в первую очередь, снять страх перед общением. Человек, вооруженный стандартным набором  грамматических конструкций и словарным  запасом в 600-1000 слов, легко найдет общий язык в незнакомой стране. Данный метод ориентирован на развитие не только языковых знаний, но также  креативности и общего кругозора  учащихся. Язык очень тесно переплетен с культурными особенностями  страны, следовательно, изучение языка  непременно включает  страноведческий  аспект.

    Коммуникативная методика предполагает максимальное погружение ученика в языковой процесс, что  достигается с помощью сведения апелляции учащегося к родному  языку до минимума. Основная цель этой методики - научить школьника сначала  свободно говорить на языке, а потом  думать на нем.

    Коммуникативный подход определяет цели, принципы, содержание и методы обучения иностранному языку, а методы обучения, в свою очередь, реализуются в методических приемах. Одним из наиболее эффективных приемов  при работе со школьниками является ролевая игра.

    Ролевая игра – это методический прием, относящийся  к группе активных способов обучения практическому владению иностранным  языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение  ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия  реального общения. Внедрение этого  приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической  и полилогической речи, расширенному монологическому высказыванию, активизации  речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков самостоятельного выражения мысли, образованию и  воспитанию учащихся средствами иностранного языка.

    Целью данного исследования является определение  места ролевой игры на уроке иностранного языка в процессе формирования навыков общения.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить роль и значение ролевой игры в формировании навыков общения;
  • рассмотреть функции ролевой игры, ее структуру;
  • изучить технологию ролевой игры, основные требования к ее организации и проведению;
  • провести опытно-экспериментальную деятельность по формированию навыков общения с использованием ролевой игры на уроках английского языка;

        Объектом  данного исследования является процесс  обучения иностранному языку детей  младшего школьного возраста. 
     

    
  1. Особенности обучения иностранному языку детей  младшего школьного возраста.

        Младшим школьным возрастом принято  считать возраст детей примерно  от 7 до 10-11 лет, что соответствует  годам его обучения в начальных  классах.    Основной деятельностью  школьника, его первой и важнейшей  обязанностью становится учение  – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление  систематических сведений об  окружающем мире, природе и обществе.

    Психологической основой для овладения речью  в детстве является не память, тем  более механическая, а речевая  врожденная функция. И именно эта  функция и позволяет решить первоначальную и самую главную проблему в  овладении ребенком речью. Функция  эта синтезирует в себе все  необходимые психические свойства для обработки речевого потока. Прирожденная речевая функция наделена специфическими особенностями. Первая заключается в том, что ее деятельность ограничена во времени (примерно к 9 - 11 годам жизни ребенка она прекращает свою работу). Вот почему с такой легкостью чувствует ребенок речь и почему так трудно ему усвоить второй язык уже после того, как речевая функция прекратила свою деятельность. Вторая особенность речевой функции: ребенок имеет возможность на базе речевой функции и при наличии разноязычных сред, каждая из которых становится для него жизненно важной, овладеть несколькими языками, не смешивая их друг с другом, если люди, которые общаются с ребенком сами не делают этого.

      Все исследователи утверждают, что  обучение английскому языку должно  быть ориентировано на психофизиологические  возрастные особенности детей.  Исследователи считают доказанными,  что специальные занятия можно  начинать проводить с детьми 3-10 лет, до трех - бессмысленно, после  десяти - бесполезно надеяться на  положительный результат, который  возможен лишь для незначительной  части учеников, тех, кто обладает  коммуникативными и лингвистическими  способностями выше среднего уровня.

      Лучше всего начинать изучение  английского языка в 5 -8 лет,  когда система родного языка  ребенком уже достаточно хорошо  освоена, а к новому языку  он относится сознательно. Именно  в этом возрасте еще мало  штампов речевого поведения, легко  по-новому "кодировать" свои мысли,  нет больших трудностей при  вступлении в контакт на английском  языке. Дети легко и прочно  запоминают небольшой по объему  языковой материал и хорошо  его воспроизводят.

      Важно помнить, что в этом  возрасте происходит постепенная  смена ведущей деятельности, переход  от игровой деятельности к  учебной. При этом игра сохраняет  свою ведущую роль. Дети продолжают  играть до 10-12 лет. Следовательно,  возможность опоры на игровую  деятельность позволяет обеспечить  естественную мотивацию общения  на английском языке, сделать  интересными и осмысленными даже  самые элементарные высказывания.

    Игра  в обучении английскому языку  не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней.

    Игра  требует от ребенка произвольного  внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности. Ведь каждая игра имеет правила, и по законам  игры ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила, быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам.

    Дети  младшего школьного возраста любознательны. При восприятии склонны обращать внимание на яркое, эмоционально-окрашенное. Однако внимание их отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-5 минут) монологических объяснений учителя английского  языка, поэтому любое объяснение нужно строить в форме беседы.

      Мнемическая деятельность детей  еще несовершенна. У них преобладает  непроизвольное запоминание: хорошо  и быстро запоминается то, что  интересно и вызывает эмоциональный  отклик. Применение игровых приемов  позволяет создать условия для  произвольного усвоения детьми  всех языковых средств (лексики и речевых образцов) в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом.

      Воображение ребят достаточно  развито и носит не только  воспроизводящий, но и творческий  характер. Развитие мышления идет  от наглядно-действенного к наглядно - образному, от решения задач  путем непосредственных действий  с ним к действиям наглядными  представлениями о них.

      Что касается речевого развития  детей, то они способны провести  простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки  в словах. Речь носит, в основном, описательный характер, но уже  намечается развитие объяснительной  речи. Например, дети умеют объяснять  правила игры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Ролевая игра как средство формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста.
    1. Роль и значение ролевой игры на уроках английского языка.

    В настоящее время большой интерес  вызывает использование ролевых  игр на уроке иностранного языка  для моделирования реальной ситуации общения. К ролевой игре методика обучения иностранным языкам идет уже  давно. Упражнения типа “прочитайте  по ролям, инсценируйте диалог (Role-play the Dialogue)” можно встретить во всех учебниках иностранного языка.

    Ролевая игра (role play) определяется некоторыми авторами как спонтанное поведение обучающегося, его реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации, другими – как прием, при котором обучающий должен свободно импровизировать в рамках заданной ситуации, выступая в роли одного из участников.

    Для того, чтобы ученик мог уверенно чувствовать себя в реальной жизненной  ситуации, он и на уроке должен быть поставлен в такие условия, при  которых с помощью языка он смог бы решить нужные для себя проблемы.

    Находясь  вне среды изучаемого языка, учителю  приходится моделировать иноязычное общение  в условиях урока.

    Задача  учителя – создание такой атмосферы  на уроке, при которой ученики  не боялись бы высказывать свои суждения на иностранном языке, а также  в постановке таких заданий, которые  стимулировали бы их желание, а иногда просто ставили бы перед необходимостью говорить на уроке.

    Ролевая игра используется для решения комплексных  задач усвоения нового материала, закрепления  и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных  умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы  общения.

    Ролевая игра – это речевая, игровая и  учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая  игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают  в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С  позиции учителя, ролевую игру можно  рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя  цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.

Информация о работе Ролевая игра как средство формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста