Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в более совершенных методах психолого-педагогического воздействия на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте с целью развития интеллектуальных способностей и умственного развития ребенка.

Объект исследования – процесс умственного развития детей средствами игровой деятельности.

Предмет исследования – игра как средство умственного развития дошкольников.

Цель исследования : исследование роли различных игр, игровых умений и навыков в умственном развитии детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- выявить особенности умственного воспитания дошкольников 3-5 лет;

- раскрыть значение игры как средства умственного воспитания детей;

- дать классификацию основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста и провести анализ методики их проведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3


Глава 1. Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста


1.1. Особенности умственного развития дошкольников 3-5 лет…………. .5


1. 2. Значение игры как средства умственного развития……………………8


Глава 2. Классификация и методика проведения основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста


2. 1 Дидактические игры………………………………………………….13


2. 1. 1 Игры для развития памяти…..………………………………..…...18


2. 1. 2 Игры для развития речи………………………………………..….19


2. 1. 3 Игры для развития мышления………………………………….....20


2. 1. 4 Игры для развития восприятия…………………………………...21


2. 1. 5 Игры для развития воображения……………………………….....21


2. 2 Сюжетно-ролевые игры……….……………………………………….23


2.2.1. Строительные игры…………………………………………………….25

2.2.2.Специфика ролевых компьютерных игр………………………………27

Заключение……………………………………………………………………30


Список литературы……………………………………………………………31


Приложения……………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Роль игры умс.раз.дошк..doc

— 181.50 Кб (Скачать)

      Приложение 1

                     Игры для развития  памяти младшего  дошкольника

                                             Найди цветную цифру

           Цель: научить ребенка узнавать цифры; развитие долговременной памяти; координация мелких движений руки.

           Материал: 10 цветных мелков, доска или картон темного цвета.

                                                        Ход игры

           Крупным шрифтом ведущий пишет на доске числа от 0 до 9 разноцветными мелками так, чтобы каждой цифре соответствовал мелок своего цвета. Затем ведущий берет руку ребенка и обводит ею цифры, предлагая ему называть цифры вместе с ним. Теперь пусть ребенок попробует сделать это сам: воспитатель называет цифру, а ребенок находит ее и обводит.

           Если малыш будет делать это медленно, называть цифру нужно так же медленно. Если же ребенок обводит цифры быстро, то и ведущему нужно говорить быстро. Когда ребенок легко справится с заданием, игру можно усложнить и писать буквы алфавита.

                                             Волшебный шарик

           Цель: развитие навыков долговременной памяти на слова.

           Материал: 2 воздушных шарика. 

                                                        Ход игры

           Надуйте два воздушных шарика. Покажите, как они плавают в воздухе. Дайте ребенку в них немного поиграть. Через некоторое время скажите малышу, что вы знаете волшебное заклинание. Потрите шарик об их одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите:

           Снип, снап, снуре – раз, два  и три! Шар заколдован – иди, посмотри!

           «Прилепите» шарик к стене  или еще к чему-нибудь, но так,  чтобы малыш мог его достать.  Повторите стишок, позволив ребенку  самому 

      «приклеить» шарик к стене. Затем пусть малыш повторит «заклинание» и сам прилепит шарик.

           Дети играют в эту игру с особым восторгом.  

                                                                                                            Приложение 2

                     Игры для развития речи младшего дошкольника

                                             Разноцветные снежинки

           Цель: Развитие координации и мелкой моторики рук; воздействие на центры речи; формирование аккуратности.

           Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

                                                        Ход игры

           Ведущий дает задание детям сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их, предварительно показав, как это делать. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит друзей раскрасить снежинки. Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движение по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

                                             Начало, середина, конец

           Цель: развитие фонематического слуха – научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

           Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ( н – начало слова, с – середина, к – конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

                                                        Ход игры

           Ребенок берет из коробки один  из предметов, называет его  вслух и определяет, где он  слышит звук «м»: в начале, середине  или в конце слова. Затем  кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

                                                                                                            Приложение 3

                     Игры для развития  мышления младшего  дошкольника

                                          Цепочка игр на сравнение

       Цель: научить ребенка операции сравнения; развитие внимания;                       освоение малышом слов-антонимов.

                                                        Ход игры

           Ведущий говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» - надо идти, как раньше; если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры.

           На освоение слов тяжелый –  легкий ведущий выдает пустые пакеты и просит показать, как несут легкую сумку, а как – тяжелую. Дети показывают. После этого по команде «Сумка легкая!» показывают, как несут легкую сумку, «Сумка тяжелая!» - как тяжелую.

           Аналогично строится упражнение  быстро – медленно и т.д. 

                                              Найди свой цвет

           Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

           Материал: несколько флажков и жетонов разного цветов.

                                                        Ход игры

           Воспитатель разбивает играющих на число групп, соответствующее числу флажков. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с флажками своего цвета. После слов

    воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке (комнате). По команде «Найди свой цвет!» дети собираются возле того флажка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.

                                                                                                            Приложения 4 

                     Игровые загадки  для развития восприятия младшего дошкольника

                                             Отгадай загадку

           Перед волком не дрожал, от  медведя убежал, но лисице на  зубок все ж попался… (колобок).

           С букварем шагает в школу  деревянный мальчуган, попадает  вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? Вот подсказка вам, друзья: его девочка Мальвина называла….(Буратино).

           Лечит маленьких детей, лечит  птичек и зверей, сквозь очки  свои глядит добрый доктор…  (Айболит).

           Он дружок зверям и детям, он живое существо, но таких на белом свете больше нет ни одного, потому что он не птица, не тигренок, не лисица, не котенок, не щенок, не волчонок, не сурок. Но заснята для кино и известна всем давно эта милая мордашка и зовется…(Чебурашка).

           Кто на свете ходит в каменной  рубахе? В каменной рубахе ходят…(черепахи).

           У этого зверя огромный рост, сзади у зверя – маленький  хвост, спереди у зверя –  хвост большой, ну конечно,  это он! Ну конечно, это… (слон).

           И в лесу мы, и в болоте, нас везде всегда найдете – на поляне, на опушке, мы – зеленые…(лягушки).

           На ветке не птичка – зверек-невеличка,  мех теплый, как грелка. Кто же  это?... (белка).

           Я в любую непогоду уважаю  очень воду и от грязи берегусь  – чистоплотный, серый… (гусь).

           Я весь день ловлю жучков, уплетаю  червяков, в теплый край я не  летаю, здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).

           На одной ноге стоит, в воду  пристально глядит, тычет клювом  наугад, ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это… (цапля).

                                                                                                            Приложение 5

                     Игры для развития  воображения младшего  дошкольника

                                             Волшебные очки

           Цель: развитие познавательного воображения; овладение понятием времени.

           Материал: оправа очков без стекол или самодельная маска из бумаги.

                                                        Ход игры

          Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?...» (Лето). И т.д.

                                             Волшебная труба

           Цель: освоение ребенком противоположных качеств предметов; развитие познавательного воображения.

           Материал: журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.

                                                       Ход игры

           Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через нее на предмет, то он поменяет свои свойства на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на предметы и рассказать, как они изменились.

                                             Волшебные кляксы

           Цель: развитие воображения; овладение различными формами предметов.

           Материал: заготавливаются макеты цветных клякс различной формы.

                                                       Ход игры

           Ведущий показывает кляксы и просит сказать, сколько предметов ребенок видит в кляксе и какие. Дети по очереди отвечают. Побеждает тот, кто назвал увиденные предметы последним.

           Ведущему лучше записывать ответы, чтобы дети не повторялись.

                                                                                                            Приложение 6 

                     Сюжетно-ролевые игры для младшего дошкольника

Информация о работе Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста