Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в более совершенных методах психолого-педагогического воздействия на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте с целью развития интеллектуальных способностей и умственного развития ребенка.

Объект исследования – процесс умственного развития детей средствами игровой деятельности.

Предмет исследования – игра как средство умственного развития дошкольников.

Цель исследования : исследование роли различных игр, игровых умений и навыков в умственном развитии детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- выявить особенности умственного воспитания дошкольников 3-5 лет;

- раскрыть значение игры как средства умственного воспитания детей;

- дать классификацию основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста и провести анализ методики их проведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3


Глава 1. Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста


1.1. Особенности умственного развития дошкольников 3-5 лет…………. .5


1. 2. Значение игры как средства умственного развития……………………8


Глава 2. Классификация и методика проведения основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста


2. 1 Дидактические игры………………………………………………….13


2. 1. 1 Игры для развития памяти…..………………………………..…...18


2. 1. 2 Игры для развития речи………………………………………..….19


2. 1. 3 Игры для развития мышления………………………………….....20


2. 1. 4 Игры для развития восприятия…………………………………...21


2. 1. 5 Игры для развития воображения……………………………….....21


2. 2 Сюжетно-ролевые игры……….……………………………………….23


2.2.1. Строительные игры…………………………………………………….25

2.2.2.Специфика ролевых компьютерных игр………………………………27

Заключение……………………………………………………………………30


Список литературы……………………………………………………………31


Приложения……………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Роль игры умс.раз.дошк..doc

— 181.50 Кб (Скачать)

    может спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат, а затем приступить к следующему этапу. 
     

    2.2 Сюжетно – ролевые  игры

           Согласно теоретическим познаниям отечественной психологии ведущей деятельностью младшего дошкольника является ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр.  Специальное исследование, проведенное отечественными и зарубежными учеными, позволило установить, что для умственного развития личности ребенка – дошкольника и появления у него важнейших психических новообразований, характерных для его возраста особое значение имеют игровые умения и навыки, формирующиеся в процессе сюжетно – ролевой игры.

           Во-первых, потому что именно этот вид игры позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значительным именно в игре, когда действуешь «понарошку»; можно «принять гостей», «отремонтировать машину» и «сделать» многое другое из того, что в реальности жизни для ребенка недоступно, но очень привлекательно.

           Во-вторых, потому что игра способствует развитию воображения ребенка. В игре дети создают вымышленные ситуации, легко перевоплощаются в животных, сказочных персонажей. Именно поэтому, по мнению известного отечественного психолога С.Л. Рубенштейн, игровую деятельность дошкольника можно сравнить лишь с «очарованием высших форм творчества» [13, 58]. Ребенок многое «имеет в виду»,  держит в плане воображения. За счет этого происходит замещение, увеличивается число

    символических действий, что является чрезвычайно важным для его умственного развития.  В отечественной и зарубежной психологии и педагогике разработано бесчисленное количество сюжетно - ролевых игр, нацеленных на умственное развитие младшего дошкольника (см. Приложение 6). Основной особенностью таких игр является наличие в них  воображаемой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью, однако, мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. В младших группах детского сада у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к  определенному персонажу (роли). Психологами и педагогами установлено, что в процессе  сюжетно – ролевой игры у младшего дошкольника развивается способность к воображению и образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем – изобразительные, речевые воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»). В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и качественно изменяются, приобретают социальный и обобщенный характер. Поэтому отечественные ученые характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию [16,117]. Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают ее содержание, на обогащение их интеллектуального и духовного мира. 

2.3 Строительные игры

       Строительная игра – это такая деятельность младших дошкольников, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы и постройки, копируя их, но и привносят свое индивидуальное решение конструктивных задач. В группах детского сада дети возводят простейшие постройки из кубиков, песка, глины, камешков, шишек, веток и т.д. В старших группах дети в течении длительного времени возводят уже довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики, например, строят театр из разнообразных геометрических тел и подручного материала, а потом играют в артистов, или строя пароход, а затем играют в моряков. Воспитанное влияние строительных игр для умственного развития дошкольников заключено в идейном содержании отражаемых в них явлениях, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрощении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие ребенка определяется тем, что в замысле, содержаний строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления дошкольника.  В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарем, выражающим название геометрических тел, пространственными отношениями: высоко-низко, направо-налево, вверх-вниз, длинный-короткий, широкий-узкий, выше-ниже, длиннее-короче и т.п. Руководство воспитателя строительной игрой заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее – соединяющиеся доски, пластины. По размерам кубики и кирпичики должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьется координация движения рук, можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на полу, на участке. В процессе прививания игровых умений и навыков в игре со строительным материалом необходимо придать ей содержательный характер. Окружающий детей мир еще сложен для них. Поэтому воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Возведение различных построек при помощи игрушек и составляет содержание строительных игр у младших детей. Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки – дворики, заборчики и организуют на этой основе игры. У дошкольников еще нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку – маленькую куколку, говорит, сто она устала и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Из трех кубиков он тут же делает стульчик. Ребенку воспитатель дает коробку – ящичек, в котором находятся игрушки – кукла, маленький медвежонок и строительный материал – кубики, кирпичики в достаточном количестве, чтобы построить два-три стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность игровых приемов и действий, учит детей ставить кубики аккуратно, поощряет старание детей и выражает радость при их успехах.

       Руководство строительной игрой младших дошкольников в большей мере направлено на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение. 

3. Специфика ролевых  компьютерных игр.

Научно-технический  прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.В настоящее время на рынке предлагается обилие компьютерных программ для детей, начиная от дошкольного возраста. Среди них аркады, стратегии, симуляторы. Многие из них разработаны с чисто коммерческой целью и не отвечают психолого-педагогическим требованиям. Более того, они могут нести в себе потенциальный вред для ребенка, так как не ставят интеллектуальных задач, актуализируют соревновательные мотивы, рассчитаны на внешний эффект, пропагандируют агрессивность и др. По мнение психологов и физиологов, ребенка дошкольного возраста наиболее целесообразно приобщать к работе на компьютере с помощью программ, содержащих набор интерактивных развивающих и обучающих заданий. Затягивающие, азартные, эмоционально привлекательные сюжеты вредны для дошкольников. Программы, созданные по принципу развивающих минизаданий, каждое из которых представляет собой логически завершенный сюжет (иногда игровой), имеет определенную развивающую задачу, считаются наиболее адекватными для детей цошкольного возраста. Такие программы позволяют без стресса прекращать работу на компьютере через 10-15 минут. . Развивающая игра как деятельность поэтапно обеспечивает становление соответствующего возрасту типа действия, развитие символической функции мышления, переход к наглядно-образному мышлению [16; 5]. Говоря о развивающем потенциале, важно, чтобы содержательное наполнение игровых развивающих заданий  соответствовало основным (значимым) линиям развития ребенка старшего дошкольного возраста. Предлагаемые задачи не должны быть слишком легкими и в то же время слишком сложными для ребенка. Существенной ошибкой ряда современных компьютерных программ является несоответствие заявляемой возрастной адресации. Это может проявляться в расхождении возрастной адресации программы на уровне ее структуры и общего содержания. Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний день — это классификация Шмелева, созданная им в 1988 году. Однако это скорее жанровая, нежели психологическая классификация компьютерных игр; кроме того она не является полной даже как жанровая — в ней отсутствуют игры типа «стратегии», которые в настоящее время получили очень большое распространение. Предложенная ниже классификация выглядит она следующим образом:

I. Ролевые компьютерные игры.

1. Игры с видом «из глаз» «своего»  компьютерного героя. 

2. Игры с видом извне на «своего»  компьютерного героя. 

3. Руководительские игры.

II. Неролевые компьютерные игры.

1. Аркады.

2. Головоломки. 

3. Игры на быстроту реакции. 

4. Традиционно азартные игры.

  С возрастом ролевые игры замещаются интеллектуальными и человек  очень редко имеет возможность  принять на себя роль другого человека, хотя подсознательная потребность  в этом сохраняется: шофер хочет взглянуть на мир глазами летчика, мужчина — побыть в роли женщины, отвергнутый обществом неудачник мечтает хотя бы минуту побыть лидером. Потребность в познании мира — это видоизмененный исследовательский инстинкт, унаследованный людьми от животных. Предположительно, эта потребность находится в области бессознательного, т.к. в большинстве случаев частично или полностью не осознавается человеком. Однако неосознанность потребности не говорит о ее отсутствии или слабости как мотивирующего фактора; скорее наоборот, бессознательные потребности оказывают большее влияние на наше поведение, чем осознаваемые. Исследовательский инстинкт у животных и познавательная потребность у человека являются достаточно мощными мотивирующими факторами и нередко полностью определяют поведение. Животное, ведомое исследовательским инстинктом, забывает об опасности и может погибнуть ради этой жажды познания. Т.е. исследовательский инстинкт животного может подавлять даже очень мощный инстинкт самосохранения. Это доказывают и сторонники когнитивной психологии; для них познавательная потребность — основная движущая сила развития личности и источник активности. Ролевая игра — это весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе ролевой игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, в следствие чего человек получает удовольствие. 
 

 

Заключение

       Подводя проведенного нами исследования, мы считаем, что игровые умения и навыки являются ценным средством воспитания умственной активности младших дошкольников, игра активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дошкольном возрасте посредством игры ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Очень важно создать в игре условия умственной активности всех деятелей. Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Он всегда должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивают умственные способности младших дошкольников.

       С учетом всего вышеизложенного  можно отметить, что умственное  развитие младших дошкольников  будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе, учета возрастных и психологических особенностей

детей, а также создания комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично развитой интеллектуальной личности. 

                                               

  Список литературы

  1. Брунер Дж. Значение игры для интеллектуального развития ребенка. – Минск: Амнибус, 2001 .
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2004. - №6.
  3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет. – М.: АРКТИ, 2006.
  4. Гальперин П.Я. Умственное развитие дошкольников в игре // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1.
  5. Дошкольная педагогика и психология // Под ред. Логиновой В.И. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 2003
  7. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. – М.: Педагогика, 1999.
  8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста // Под ред. Венгер Л.А. – М.: Владос, 2006.
  9. Леонтьев А.Н. Роль игры в воспитании. – М.: Новая школа, 2001.
  10. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Экспо-пресс, 2000.
  11. Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1999.
  12. Поддъяков Н.Н., Михайленко Н.Я.. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект // Школьный психолог. – 2005. - №7.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Академия, 2004.
  14. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 2001.
  15. Тимофеева Л.Э., Онучин А.А. Роль игры в умственном развитии дошкольника // Вопросы психологии – 2003. - №1.
  16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – СПб.: Питер, 1998.

                                                                                                       

Информация о работе Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста