Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:42, курсовая работа
Актуальность проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в более совершенных методах психолого-педагогического воздействия на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте с целью развития интеллектуальных способностей и умственного развития ребенка.
Объект исследования – процесс умственного развития детей средствами игровой деятельности.
Предмет исследования – игра как средство умственного развития дошкольников.
Цель исследования : исследование роли различных игр, игровых умений и навыков в умственном развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- выявить особенности умственного воспитания дошкольников 3-5 лет;
- раскрыть значение игры как средства умственного воспитания детей;
- дать классификацию основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста и провести анализ методики их проведения.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Особенности умственного развития дошкольников 3-5 лет…………. .5
1. 2. Значение игры как средства умственного развития……………………8
Глава 2. Классификация и методика проведения основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста
2. 1 Дидактические игры………………………………………………….13
2. 1. 1 Игры для развития памяти…..………………………………..…...18
2. 1. 2 Игры для развития речи………………………………………..….19
2. 1. 3 Игры для развития мышления………………………………….....20
2. 1. 4 Игры для развития восприятия…………………………………...21
2. 1. 5 Игры для развития воображения……………………………….....21
2. 2 Сюжетно-ролевые игры……….……………………………………….23
2.2.1. Строительные игры…………………………………………………….25
2.2.2.Специфика ролевых компьютерных игр………………………………27
Заключение……………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………31
Приложения……………………………………………………………………32
Методика проведения дидактических игр для умственного развития младших дошкольников, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, что, несомненно, будет способствовать их умственному развитию. Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, перестать, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на новый виток с целью достижения более высокой ступени умственного развития. Например, дидактическая задача для детей 3 лет «научить детей различать кольца по величине» реализуется через игровое задание «собери башенку правильно». У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель дает наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие – проверить правильность собирания башенки – и предлагает детям самим это сделать.
Развитие интереса к
воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая и умственная деятельность дошкольников становиться при этом более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчетливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
Созданы специальные типы
Развитие игры во многом
2.1.1 Игры для развития памяти
В возрасте 3-5 лет память ребенка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Мыслить ребенка в этом возрасте – значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Благодаря очень хорошей памяти ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Если раньше ребенок был под властью конкретной ситуации, то теперь его мышление перестает быть наглядно-действенным. Малыш становится способен устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями, даже если они не получены в непосредственном чувственном опыте. У ребенка появляются способность и стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Следует учесть, что память у ребенка в этом возрасте непроизвольна: он не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно. Для развития произвольного запоминания очень эффективны игры на близком ребенку материале детских сказок. Если при обучении малыша выделить сюжет сказки, ее основных героев, их взаимоотношения, ключевые моменты, то ребенок овладевает способами произвольного запоминания. Так, например, можно купить две одинаковые книжки с одной сказкой, в которых на каждой странице есть иллюстрации к сюжету сказки, и сделать карточки. Затем необходимо поставить перед ребенком дидактическую задачу – попросить рассказать сказку дальше по одной из карточек, пусть он восстановит, что было до описанного события. Опираясь на карточки, ребенок сможет научиться абстрагироваться от всей сказки и выделять отдельные моменты, а потом по ним восстанавливать весь сюжет. Игры с карточками позволят развить не только память ребенка, но и воображение, речь, мышление.
2.1.2 Игры на развитие речи
Развитие речи у детей 3-5 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3-м годам почти усваивает родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов.
Так же быстро улучшается и
звуковое оформление слов, более
развернутыми становятся фразы.
2.1.3 Игры для развития мышления
При формировании игровых умений и навыков, направленных на развитие мышления младшего дошкольника необходимо учитывать, что мышление трехлетнего ребенка является наглядно- действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. Это проявляется в решении простых задач по конструированию, т.е. конструированию по образцу. Ребенок повторяет постройку из 2- 3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.
До 4-х лет умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходит через практические действия с предметами. Ребенку необходимо обязательно потрогать предмет, чтобы понять его.
На пятом году некоторые задачи ребенок уже может решать в уме, опираясь на образное представление. Средством решения задач становится не действие, а образ, мышление приобретает наглядно- образный характер. К этому времени для развития интеллекта малыша родителям необходимо предоставить ему путем формирования игровых умений и навыков возможность приобрести опыт манипуляции с различными предметами, обеспечить знаниями о различиях между предметами (цвет, форма, размер и т.д.). Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, малыш пытается сформировать целостное представление об окружающем его мире. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка выражается в формировании представлений о мире в виде наглядных образов как едином целом. Таким образом, игры для развития мышления младших дошкольников (см. Приложение 3) должны быть направлены на:
2.1.4 Игры для развития восприятия
Восприятие младшего дошкольника трех- пяти лет становится все более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать.
В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет тем самым его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий по изучению свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявлению связей и действий с ними малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами.
Развивающие игры для этого возраста включают обучение ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, умению использовать условные заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи).
Замечательно развивают восприятие игровые загадки (см. Приложение 4). Пытаясь отгадать загадку, ребенок начинает искать в окружающих предметах свойства, описанные в ней. Например: «Два брюха, четыре уха» (подушка); «Летом серый, а зимой белый» (заяц). Следует всячески поощрять желание ребенка самому составлять загадки.
По мере усложнения психики и развития
психических процессов происходит их
переплетение и взаимовлияние друг на
друга. Так, загадывая и отгадывая загадки,
ребенок одновременно развивает восприятие,
внимание, творческое мышление, речь.
2.1.5 Игры для развития воображения
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную.
Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, «достраивание» целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения ребенок может творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, «достраивать» целостный образ какого- либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Она проявляется, во-первых, через многократное проигрывание травмируюших воздействий или ситуаций: малыш как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует себя сильным, смелым, всемогущим. Своего апогея аффективное воображение достигает к 4-м годам. В 4-5 лет число необузданных фантазий, детских страхов снижается. Доминирующее значение начинает приобретать познавательное воображение при выполнении различных игровых задач (см. Приложение 5).
Во время выработки игровых умений и навыков у младших дошкольников, необходимо учитывать, что в 4-5 лет основной фазой в развитии ребенка является следование образцам. Как ранее одно - двухлетний ребенок при осваивании какого- либо игрового движения мог многократно его повторять и постепенно овладевал правильными движениями, так и теперь малыш воспроизводит одни и те же игровые действия, склонен многократно рисовать шаблонные графические схемы. В воображение малыша начинает включаться процесс планирования. Если раньше фантазии ребенка были неуправляемыми, он не мог предсказать, что получится, и лишь потом объяснял результат своей деятельности, то теперь, в 4-5 лет, ребенок в состоянии разделить свою деятельность на этапы: он