Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в более совершенных методах психолого-педагогического воздействия на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте с целью развития интеллектуальных способностей и умственного развития ребенка.

Объект исследования – процесс умственного развития детей средствами игровой деятельности.

Предмет исследования – игра как средство умственного развития дошкольников.

Цель исследования : исследование роли различных игр, игровых умений и навыков в умственном развитии детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- выявить особенности умственного воспитания дошкольников 3-5 лет;

- раскрыть значение игры как средства умственного воспитания детей;

- дать классификацию основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста и провести анализ методики их проведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3


Глава 1. Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста


1.1. Особенности умственного развития дошкольников 3-5 лет…………. .5


1. 2. Значение игры как средства умственного развития……………………8


Глава 2. Классификация и методика проведения основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста


2. 1 Дидактические игры………………………………………………….13


2. 1. 1 Игры для развития памяти…..………………………………..…...18


2. 1. 2 Игры для развития речи………………………………………..….19


2. 1. 3 Игры для развития мышления………………………………….....20


2. 1. 4 Игры для развития восприятия…………………………………...21


2. 1. 5 Игры для развития воображения……………………………….....21


2. 2 Сюжетно-ролевые игры……….……………………………………….23


2.2.1. Строительные игры…………………………………………………….25

2.2.2.Специфика ролевых компьютерных игр………………………………27

Заключение……………………………………………………………………30


Список литературы……………………………………………………………31


Приложения……………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Роль игры умс.раз.дошк..doc

— 181.50 Кб (Скачать)

       Дошкольный возраст характеризуется тем, что «ведущей деятельностью на данном этапе развития является игра, благодаря которой совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития» [15,45]. В каждой игре перед ребенком стоит какая-либо интеллектуальная задача. Решение задач происходит благодаря тому, что соблюдаются различные возрастные особенности детского развития.

       Игра – это важнейший вид  детской деятельности, в которой  происходит формирование личности  ребенка, его морально-волевых  качеств, реализуется потребность  воздействовать на мир. Для  ребят дошкольного возраста игровые умения и навыки приобретают исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.

       В игре своеобразными путями  осуществляется поэтапное формирование  интеллектуальной культуры ребенка, формирование, идущие от внешних, материальных (или материализованных) действий к действиям в уме, в плане представлений. Поэтапная обработка умственных действий и понятий посредством игровых умений и навыков обычно происходит стихийно, неорганизованно; одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, и общая эффективность процесса оказывается не во всех случаях одинаково высокой. Но, как показывают исследования, при соответствующих методах

педагогического руководства игрой в дидактических  целях этот процесс может быть упорядочен и его эффективность значительно повышена.

       П.Я. Гальперин выделял следующие  этапы формирования умственных  действий и понятий в игре:

       - этап формирования действия  на материальных предметах или  их материальных моделях-заместителях;

       - этап формирования того же  действия в плане громкой речи;

       - этап формирования собственно  умственного действия.

       Эти этапы могут быть названы  этапами функционального развития  умственных действий [4,127]. В связи с обсуждением вопроса о роли игры в интеллектуальном развитии ребенка большой интерес представляют взгляды Дж. Брунера который также высоко оценивает значение игровых умений и навыков для интеллектуального развития, так как «в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач» [1,22]. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности. Можно, правда чисто гипотетически, представить себе функциональное развитие всякого нового умственного действия как сжатое повторение этапов онтогенетического развития мышления и вместе с тем и как формирование зоны его ближайшего развития. Если принять установленные в советской психологии этапы развития мышления (практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) и сравнить с этапами, установленными при функциональном формировании, то такое предположение имеет некоторые основания. Рассматривая действия ребенка в игре, легко заметить, что ребенок уже действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их материальные заместители — игрушки.

       Таким образом, игра – один  из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми  в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям  с предметами, способам и средствам  общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретением чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.  Доказано, что в игре дошкольники получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру умственного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослыми в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей интеллектуальной культуры подрастающему поколению.

       Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели. Задачи умственного воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что игра вызывает существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности. А. В. Запорожец пишет: «Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным! физическим упражнениям школьников».[7,64].

       В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании интеллектуальной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижение поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

       Ребенок приобретает опыт в  собственной деятельности, многое узнает от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре. Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения все более обобщенных игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.  Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных, максимально сходных с практическими.

       Во-первых, если все, что происходит  с ребенком в повседневной  жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность – воображаемая ситуация.

       Во-вторых, игра, отображая хорошо  знакомую, но мало обобщенную  жизненную ситуацию, невольно заходит  в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети  получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления в ходе игры он задает вопросы и, получив ответ, приобретает вполне ясные знания.

   С точки зрения отмеченных выше теоретических соображений, важна роль игры в умственном развитии объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него мотивами и способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных, действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и, следовательно, не могли быть по-настоящему освоены.

        
 
 
 
 
 
 
 

  2. Классификация и методика проведения основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста

   2.1 Дидактические игры.

   Среди огромного количества игр  для умственного развития детей  младшего дошкольного возраста  самую большую группу занимают  т.н. дидактические игры – многоплановое,  сложное педагогическое явление,  которое является и игровым методом, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

       Если говорить об умственном  воспитании младших дошкольников  посредством дидактической игры, то нужно отметить, что многие дидактические игры ставят перед ними задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, что способствует развитию основных умственных процессов ребенка: мышления, памяти, воображения и т.д. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей.

       Дидактические игры развивают  речь детей: пополняется и активизируется  словарь, формируется правильное  звукопроизношение, развивается  связная речь и умение выражать  свои мысли. Дидактические задачи многихигр составлены так, чтобы научить младших дошкольников самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий, нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию и т.п., что также способствует интенсивному умственному развитию.

       Дидактическая игра – явление  сложное, но в ней отчетливо  обнаруживается структура, т.е.  основные элементы, характеризующие  игру как форму обучения и  игровую деятельность одновременно. В ней содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), правила (содержание), игровые действия, результат.

       Один из основных элементов  такой игры – дидактическая задача, которая подчеркивает обучающийся характер игровых действий, направленность их содержание на развитие умственной деятельности детей. В отличие от прямой поставки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Важное значение постановки задачи в дидактической игре состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

       Например, в одной из игр для  младшей группы детского сада  «Раскроем тайну волшебных колпачков»  воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь. Игровая задача – узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребенок получает поощрительный значок. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая о находящейся под ним игрушке (например, матрешке), дает образец ее описания. Если играющий ребенок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: «А колпачок, который понял Вова, сказал, что Вова еще мало рассказал о том, что колпачок прятал». Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются игровые задачи умственного развития ребенка. Одним из важных составных элементов дидактической игры являются также правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Они имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила активизируют умственную деятельность детей, ведь им необходимо что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решение поставленной игрой задачи.

       Игровым действиям детей нужно  учить. Лишь при этом условии  игра приобретает обучающий характер  и становится содержательной. Обучение  игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие результата игры. При этом необходимо учитывать, что в одиночных играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. При распределении детей на группы игровые действия должны быть различными. Различен и объем игровых действий. В младших группах – это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть. В играх младших дошкольников игровые действия с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко, быстро, согласованно и в уже отработанном темпе решают игровую задачу. «Результат дидактической игры – это показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие» [6,125].

Информация о работе Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста