Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:42, курсовая работа
Актуальность проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в более совершенных методах психолого-педагогического воздействия на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте с целью развития интеллектуальных способностей и умственного развития ребенка.
Объект исследования – процесс умственного развития детей средствами игровой деятельности.
Предмет исследования – игра как средство умственного развития дошкольников.
Цель исследования : исследование роли различных игр, игровых умений и навыков в умственном развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- выявить особенности умственного воспитания дошкольников 3-5 лет;
- раскрыть значение игры как средства умственного воспитания детей;
- дать классификацию основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста и провести анализ методики их проведения.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль игры в развитии умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Особенности умственного развития дошкольников 3-5 лет…………. .5
1. 2. Значение игры как средства умственного развития……………………8
Глава 2. Классификация и методика проведения основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста
2. 1 Дидактические игры………………………………………………….13
2. 1. 1 Игры для развития памяти…..………………………………..…...18
2. 1. 2 Игры для развития речи………………………………………..….19
2. 1. 3 Игры для развития мышления………………………………….....20
2. 1. 4 Игры для развития восприятия…………………………………...21
2. 1. 5 Игры для развития воображения……………………………….....21
2. 2 Сюжетно-ролевые игры……….……………………………………….23
2.2.1. Строительные игры…………………………………………………….25
2.2.2.Специфика ролевых компьютерных игр………………………………27
Заключение……………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………31
Приложения……………………………………………………………………32
Дошкольный возраст характеризуется тем, что «ведущей деятельностью на данном этапе развития является игра, благодаря которой совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития» [15,45]. В каждой игре перед ребенком стоит какая-либо интеллектуальная задача. Решение задач происходит благодаря тому, что соблюдаются различные возрастные особенности детского развития.
Игра – это важнейший вид
детской деятельности, в которой
происходит формирование
В игре своеобразными путями
осуществляется поэтапное
педагогического
руководства игрой в
П.Я. Гальперин выделял
- этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях;
- этап формирования того же действия в плане громкой речи;
- этап формирования собственно умственного действия.
Эти этапы могут быть названы
этапами функционального
Таким образом, игра – один
из тех видов детской
Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели. Задачи умственного воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что игра вызывает существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности. А. В. Запорожец пишет: «Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным! физическим упражнениям школьников».[7,64].
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании интеллектуальной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижение поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре. Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения все более обобщенных игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне. Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных, максимально сходных с практическими.
Во-первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность – воображаемая ситуация.
Во-вторых, игра, отображая хорошо
знакомую, но мало обобщенную
жизненную ситуацию, невольно заходит
в тупик. Вместе с тем
С точки зрения отмеченных выше теоретических соображений, важна роль игры в умственном развитии объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него мотивами и способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных, действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и, следовательно, не могли быть по-настоящему освоены.
2. Классификация и методика проведения основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста
2.1 Дидактические игры.
Среди огромного количества
Если говорить об умственном
воспитании младших
Дидактические игры развивают
речь детей: пополняется и
Дидактическая игра – явление
сложное, но в ней отчетливо
обнаруживается структура, т.е.
Один из основных элементов такой игры – дидактическая задача, которая подчеркивает обучающийся характер игровых действий, направленность их содержание на развитие умственной деятельности детей. В отличие от прямой поставки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Важное значение постановки задачи в дидактической игре состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Например, в одной из игр для
младшей группы детского сада
«Раскроем тайну волшебных
Игровым действиям детей нужно
учить. Лишь при этом условии
игра приобретает обучающий