Речь, как сложный психологический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Кардинальные изменения в экономической, социально-политической жизни общества оказывают значительное влияние на все его составляющие, точнее на всех его участников.

Жизнь современного человека характеризуется нестабильностью. Она постоянно ставит перед людьми различные сложные задачи, от успеха решения которых зависит дальнейшее их существование. Таким образом, в условиях все ускоряющейся и изменяющейся общественной жизни перед обществом для дальнейшего существования и развития встает проблема социальной адаптации его членов к быстро меняющейся окружающей ситуации. Эту задачу в соответствии с традициями перекладывают на педагогику. Считается целесообразным, чтобы процесс обучения и воспитания юных, будущих полноправных членов общества включал в себя и подготовку к реалиям современной жизни. При этом трудно переоценить роль вербального общения в современной педагогической деятельности. Большая часть передаваемой информации от учителя ученику, контроль знаний, и даже мотивирование ученика к обучению (в условиях гуманизации педагогической деятельности) и др. элементы процесса обучения происходят с применением различных видов речи. При этом несомненна связь речи с мышлением. «Становление человеческого сознания связано с развитием языка»1, - пишет В.Ф. Петренко, приводя в подтверждение слова известных классиков: «Язык…действительное сознание»2.

Содержание

Введение 3

1.Общение – необходимая составляющая развития человеческой речи и 6 мышления

2.Физиологические основы речи 14

3.Психологическая характеристика речи 28

Заключение 38

Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

    - оказания влияния – направленная  на изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера».

    Тертель А.Л. говорит лишь о трех основных функциях общения: коммуникативной, интегративной и перцептивной, сводя все вышеуказанные к данным трем. Он настаивает на том, что более мелкое дробление функций общения приводит к смешиванию понятия функции подфункции.

    Аналогичного  мнения придерживается и С.Д. Максименко.

    Из  слов С.Л. Рубинштейна «Сознание человека формируется в результате общения между людьми», а также «…на основе совместной практической деятельности совершается процесс духовного, сознательного общения между людьми…» можно предположить, что и он выделял три основные функции общения, а остальные рассматривал как подфункции.

    Однако  современные познания в области  нейрофизиологии и нейропсихологии  позволяют на наш взгляд говорить о существовании еще одной функции общения.

    Учитывая, что по способу передачи информации общение можно разделить на два  вида: вербальное и невербальное, причем первое является более сложным с точки зрения работы структур головного мозга, но более простым для понимания передаваемой информации, а также то, что еще С.Л. Рубинштейн писал: «Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно»15, целесообразно выделить функцию развивающую мышление или стимулирующую головной мозг к развитию.

    Отмеченное, подтверждается при внимательном рассмотрении «теории функциональных систем» П.К. Анохина.

    Напомним, что в соответствии с его теорией, подробное рассмотрение которой  в рамках данной работы не представляется возможным, любые действия организма в целом или его органов это ответная реакция функциональной системы, т.е. интегративная деятельность центральной нервной системы (далее ЦНС) на внешний раздражитель для обеспечения наиболее оптимальных условий функционирования организма в данной ситуации16. При этом запуск существующей или образование новой функциональной системы в составе ЦНС зависит от целей организма, т.е. от стремления получить определенный результат в конкретных условиях (которые включают обстановочную афферентацию, пусковой стимул и информацию о похожей ситуации  хранящуюся в памяти). При чем обстановочная афферентация в рассматриваемом нами случае (существование человека в социуме и его совместная деятельность с другими людьми) и есть информация получаемая в большинстве случаев в результате общения. Таким образом, из вышеизложенного следует, что посредством общения происходит формирование новых функциональных систем в составе ЦНС. Отмеченное подтверждает выдвинутое выше предположение о наличии еще одной функции общения, не выделенной ни одним из указанных выше авторов. Данной функцией общения является  функция, развивающая мышление или стимулирующую головной мозг к развитию. 

    Именно  на основе этой функции и строится весь процесс обучения, целью которого является не простая передача знаний, выработка умений и «отшлифовка» навыков, а стимулирование мозга обучаемого к образованию новых связей между мозговыми центрами, тем самым к развитию  логического и абстрактного мышления17.

    Невозможность свести выделенную функцию к подфункции в составе перцептивной функции  видно из определения последней, даваемого вышерассмотренными авторами.

    Так Тертель А.Л. пишет о ней, что  данная функция направлена на «восприятие и познание друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия».18

    Максименко  С.Д. так же, определяя перцептивную функцию, делает акцент на процесс познания партнера по общению, проникновении в его внутренний мир, понимание мотивов его поведения, привычек и т.д.

    Большинство психологов и педагогов, авторов  научных трудов, так же согласны с этим взглядом, упуская тот факт, что общение между людьми посредством  речи не только улучшает их взаимопонимание, повышает уровень их коммуникации, объединяет их деятельность, но и развивает интеллектуальные способности, посредством «стимулирования» головного мозга общающихся людей к развитию, что подчеркивал С.Л. Рубинштейн словами: «Сознание человека формируется в процессе общения между людьми…, а  речь это форма существования сознания»19.

    Однако  автор работы, ввиду незначительного объема анализируемых источников, а так же небольшого опыта исследований в области психологии,  не претендует на достоверность сделанных предположений, при этом считает необходимым привлечь внимание профессиональных психологов к данному вопросу.

    На основании вышеизложенного видно, что общение является неотъемлемым элементом существования человека в социуме. Оно возникло и развивалось в результате расширения среды обитания предками человека, что потребовало от них интеграции действий (совместной деятельности отдельных особей), так как в неблагоприятных условиях среды лишь при совместном сосуществовании данный вид мог выжить.

    Таким образом, общение можно рассматривать  как вид деятельности, направленный на коммуникацию, интеграцию и перцепцию людей.

    Однако, вышеперечисленным, функции общения не ограничиваются. На наш взгляд с учетом современных познаний в области нейрофизиологии и нейропсихологии целесообразно говорить о существовании еще одной функции общения. Данной функцией является  функция, развивающая мышление или стимулирующую головной мозг к развитию.  Ее существование подтверждается  внимательным  рассмотрением «Теории функциональных систем» К.Н. Анохина, а так же невозможностью свести данную функцию к подфункции в составе перцептивной функции, выделяемой большинством авторов. Следует так же отметить, что именно на основе этой функции и строится весь процесс обучения.

      Несмотря на приведенные аргументы,  автор работы, ввиду неглубокого анализа вопросов по рассматриваемой проблеме и незначительного опыта исследований связанного с вопросами психологии,  не претендует на достоверность сделанных предположений, однако считает необходимым их озвучить для привлечения внимания профессиональных психологов к данному вопросу.

    Возвращаясь к высказыванию, предложенному автором в начале работы, и оставленному без необходимых разъяснений, что общение – функция речи заметим следующее.

    Из  материала, рассмотренного в данном разделе видно, что

    - общение современного человека в большинстве случаев носит вербальный характер;

    - в ходе вербального общения  происходит не только передача  информации между людьми, но и  строятся планы их совместного  действия;

    - построение вышеуказанных планов, требует определенных мыслительных (интеллектуальных) операций;

    - большинство соответствующих операций, как будет показано далее, взрослый человек совершает с применением вербальных конструкций (для абстрагирования от  непосредственной реальности и перехода к теоретическому мышлению необходимы специальные механизмы теоретизирования мышления. Этими механизмами и является слово).

      Таким образом, в случае исчезновения  речи, произойдут значительные изменения  в общении, противоположные тем,  которые происходили с предком  человека в результате его эволюционного развития, связанного с развитием речи. Опираясь на определение  понятию «функции», данное выше, можно заключить, что на современном этапе развития человеческого общества, общение действительно является функцией речи.

2.Физиологические основы речи

    «Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно»,  - пишет С. Л.Рубинштейн20.

    Еще до этого Л.С. Выготский формулировал данную идею так: «мысль не воплощается в слове, а совершается в слове».

    Понимая глубину и дискуссионность рассматриваемого нами вопроса, из-за множества точек зрения на данную проблему, и предвидя трудности при изложении психологической характеристики речи, мы считаем необходимым вначале рассмотреть нейрофизиологические основы данного психического процесса, и лишь за тем, опираясь  на указанные фундамент попытаться объективно рассмотреть речь с точки зрения психологии.

      Физиологическими особенностями формирования речи вначале занимались только физиологи и неврологи. Наиболее крупный вклад в тот период внесли труды И.П.Павлова.21 Великий физиолог обосновал, что речь функционирует на основе второй сигнальной системы. Ее физиологической основой является деятельность  слухового и двигательного анализатора. Весь указанный сложный процесс вербального общения основан на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов, расположенных в левом полушарии головного мозга22.

    При этом, на основе господствовавших некоторое  время назад, представлений о функционировании головного мозга А.Р. Лурия делает вывод, что: «…Левое полушарие головного мозга у каждого человека является ведущим. Правое полушарие носит подчиненный характер и не имеет прямого отношения к регуляции речи. У левшей дело обстоит иначе, у них, наоборот, — правое полушарие является ведущим, а левое подчиненным». Однако современные исследователи данной проблемы все больше склоняются к следующему. «Хотя речевые центры у правшей, - написано в трехтомном труде по физиологии человека под редакцией Шмидта и Тевса, - действительно практически всегда расположены в левом полушарии, у некоторых левшей они находятся там же, а в других случаях в правом либо в обоих полушариях.23 Кроме того накапливается все больше данных, говорящих, что правое полушарие справляется с определенными задачами лучше левого. Таким образом, правильнее говорить не о доминировании полушарий, а об их взаимодополняющей специализации с преобладанием речевых функций (как правило) у левого».24

    Специалисты выделяют четыре основных центра речи.25

    - Первый был выделен более 100 лет назад П. Броком (1861 г.) и получил его имя (центр Брока). Он находится в левой части нижнего отдела третьей лобной извилины. Он расположен непосредственно спереди от участков двигательной коры, управляющей мышцами лица, языка, челюсти, неба и глотки, т.е. мускулатурой, участвующей в артикуляции. По мнению некоторых авторов, он отвечает за громкость произнесения речи.

    - Второй был описан вскоре после  открытия П. Брока, другим ученым (1874г.) и так же получил его имя – это центр Веринке. Он располагается в левой височной доле и, как предполагают ряд авторов,  связан с пониманием смысла.

    - Третий – зрительный центр,  расположенный в затылочной доле, по утверждению ряда авторов,  связан с процессом чтения.

    - Четвертый же центр, как утверждают некоторые ученые, - центр письма, расположен в средней лобной извилине.

    Указанные исследования, проведенные П. Брокком, К Веринке и некоторыми другими  учеными в конце 19 века породили целый ряд аналогичных работ, в результате которых все мыслимые психические функции, связанные с речью, были «распределены» между определенными участками коры, причем эта локализация понималась весьма упрощенно. Как писал в те годы один из физиологов (Т. Мейнерт), «каждое впечатление находит новую, еще не занятую клетку... Впечатления... находят своих носителей, в которых они навсегда сохраняются друг подле друга»26.

    Итогом  этих работ стало появление модели, описавшей взаимодействие между указанными центрами, в ходе речевой деятельности, которая была названа моделью речи Веринке-Гешвинда из-за того, что представления Веринке  о   взаимодействии   различных  областей коры в «доминантном» полушарии, были впоследствии наиболее полно уточнены Гешвиндом и стали своего рода теоретической схемой.

    Для примера предлагается рассмотреть  процессы, происходящие в коре головного мозга при назывании увиденного предмета. Сначала зрительная информация передается от сетчатки глаза по зрительным путям к первичной зрительной коре, за тем – к высшим зрительным областям, и, наконец, к прилегающей к ним ассоциативной коре, где и происходит распознавание образа. Информация о нем попадает в зону Веринке, где и происходит подбор слов. От сюда сигнал по дугообразному пучку проводится в зону Брока, где происходит формирование экспрессивной речи. На последнем этапе информация о словоформах, которые должны быть произнесены, передается в зоны двигательной коры, отвечающие за вокализацию, где используются для артикуляции. При получении звуковой информации центр Веринке активируется слуховыми, а не зрительными центрами. В целом же процессы, происходящие в указанных областях коры аналогичны рассмотренным. При письме картина в целом наблюдается схожая с рассмотренной ранее. Только на последнем этапе информация о словоформах, которые должны быть произнесены, передается в зоны двигательной коры, отвечающие за движение рукой, предварительно проходя через центр декадирования (перевода) устной речи в символьно-письменную.27

    Выше  рассмотрена модель речи, предлагаемая во многих современных изданиях по психологии и физиологии речи, в частности в западного происхождения.

    Классическая  советская школа нейрофизиологии  и нейропсихологии во главе с  А.Р. Лурия считает такую схему  недопустимо упрощенной. Даже ее авторы признают, что с ее помощью достаточно трудно (откровенно говоря – практически невозможно) объяснить причины нарушений связанных с потерей речевых навыков чтения, письма и счета.

Информация о работе Речь, как сложный психологический процесс