Речь, как сложный психологический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Кардинальные изменения в экономической, социально-политической жизни общества оказывают значительное влияние на все его составляющие, точнее на всех его участников.

Жизнь современного человека характеризуется нестабильностью. Она постоянно ставит перед людьми различные сложные задачи, от успеха решения которых зависит дальнейшее их существование. Таким образом, в условиях все ускоряющейся и изменяющейся общественной жизни перед обществом для дальнейшего существования и развития встает проблема социальной адаптации его членов к быстро меняющейся окружающей ситуации. Эту задачу в соответствии с традициями перекладывают на педагогику. Считается целесообразным, чтобы процесс обучения и воспитания юных, будущих полноправных членов общества включал в себя и подготовку к реалиям современной жизни. При этом трудно переоценить роль вербального общения в современной педагогической деятельности. Большая часть передаваемой информации от учителя ученику, контроль знаний, и даже мотивирование ученика к обучению (в условиях гуманизации педагогической деятельности) и др. элементы процесса обучения происходят с применением различных видов речи. При этом несомненна связь речи с мышлением. «Становление человеческого сознания связано с развитием языка»1, - пишет В.Ф. Петренко, приводя в подтверждение слова известных классиков: «Язык…действительное сознание»2.

Содержание

Введение 3

1.Общение – необходимая составляющая развития человеческой речи и 6 мышления

2.Физиологические основы речи 14

3.Психологическая характеристика речи 28

Заключение 38

Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Министерство  образования московской области

Курсовая  работа

 по  предмету

«Основы общей психологии»

на тема: «Речь, как сложный психологический  процесс».

                  Выполнил:

                  студент 3-го курса 

                  психологического факультета заочной формы обучения 

 

                  Проверила:

                  доцент  кафедры 

                  общей психологии 
                   
                   

2011 год 
 

Содержание 

Введение                                                                                                               3

1.Общение –  необходимая составляющая развития человеческой  речи и  6 мышления

2.Физиологические  основы речи                                                                       14

3.Психологическая  характеристика речи                                                        28

Заключение                                                                                                         38

Список использованной литературы                                                                40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Актуальность работы. Кардинальные изменения в экономической, социально-политической жизни общества оказывают значительное влияние на все его составляющие, точнее на всех его участников.

    Жизнь современного человека характеризуется  нестабильностью. Она  постоянно ставит перед людьми различные сложные задачи, от успеха решения которых зависит дальнейшее их существование. Таким образом, в условиях все ускоряющейся и изменяющейся общественной жизни перед обществом для дальнейшего существования и развития встает проблема социальной адаптации его членов к быстро меняющейся окружающей ситуации. Эту задачу в соответствии с традициями перекладывают на педагогику. Считается целесообразным, чтобы процесс обучения и воспитания юных, будущих полноправных членов общества включал в себя и подготовку к реалиям современной жизни. При этом трудно переоценить роль вербального общения в современной педагогической деятельности. Большая часть передаваемой информации от учителя ученику, контроль знаний, и даже мотивирование ученика к обучению (в условиях гуманизации педагогической деятельности) и др. элементы процесса обучения происходят с применением различных видов речи. При этом несомненна связь речи с мышлением. «Становление человеческого сознания связано с развитием языка»1, - пишет В.Ф. Петренко, приводя в подтверждение слова известных классиков: «Язык…действительное сознание»2.

    Исходя  из изложенного лицам, занимающимся педагогической деятельностью, необходимо иметь определенные знания по вопросам, связанным с   осуществлением    речевой процесса у человека. Учитывая, что     автор       работы    сам   работает  в  указанной   сфере, то для него   изучение      данной     проблемы представило   несомненный     интерес.

Отмеченная заинтересованность автора по рассмотрению данного вопроса дополнялась тем, что  он является не до конца изученным, и по тому дискуссионным. При этом учитывая нашу склонность к научным исследованиям и большое количество литературы по данному вопросу, имеющееся в свободном доступе, отмеченное в итоге позволило совместить «полезное» с «приятным». 

    Состояние разработанности  проблемы. Изучением вопросов, связанных с осуществлением речевой деятельности, занимались специалисты различных отраслей знания: психологи (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьв, А.А Леонтьев, А.Р. Лурия и др.), физиологи (в России – это И.П. Павлов и его ученики – все современные ученые физиологи, более конкретно – ученики Г.В. Гершуни – основателя современной школы физиологии сенсорных систем и в первую очередь - Л.А Чистович, А.В. Веннов, С.Я. Жуков, М.Г. Жукова, М.П. Гранстрем, в западной науке Geschwind N.,Galabarda A., Janet Р, Penfield W., Roberts L., Reinvang I. и др.), лингвисты (А.К. Жолковский и И.А.Мельчук, И.А.Мельчук и др.).

    Учитывая  обилие точек зрения на рассматриваемую  проблему, разобраться в ней достаточно трудно.

    Исходя  из изложенного, можно сформулировать цель работы: изучение процесса осуществления речевой деятельности.

    Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

    1. По литературным источникам рассмотреть процесс общения между людьми, как   необходимую составляющую развития человеческой  речи и мышления.

    2. Основываясь на литературных источниках по физиологии, медицине, нейропсихологии изучить физиологические основы речи.

    3.На основе анализа литературных источников и изученного материала выявить психологические основы речевой деятельности.

    Объект  исследования: процесс осуществления речевой деятельности.

    Предмет исследования: физиологические и психологические механизмы процесса осуществления речевой деятельности.

    Методы  исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание,  анализ, синтез, обобщение, а так же интеграция специальных знаний.

    Практическая  значимость работы заключается в рассмотрении различных точек зрения на процесс речеобразования, обобщении материала из различных источников (педагогической, психологической, медицинской и физиологической литературы). Результаты работы могут представлять как теоретический, так и практический интерес.

     Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех разделов,  заключения, списка использованной  литературы, включающего 35 наименований. Общий объем работы составляет 41 страниц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Общение  – необходимая составляющая развития человеческой  речи и мышления

      «Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формируется, нельзя отвлечься от того, что человек — общественное существо, его деятельность — общественная деятельность и сознание его — общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми» - пишет С.Л. Рубинштейн в своем труде «Основы общей психологии»3. И далее: « речь это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним» (курсив автора А.В.).

    Многие  авторы так же говорят о том, что  речь появилась, когда других (невербальных) видов общения человеку для осуществления  его деятельности стало не хватать4. При этом А.Н Леонтьев в монографии «Биологическое и социальное в психике человека (Проблемы развития психики)»5 подчеркивал, что речь появилась, как элемент общения не просто в процессе совместной деятельности людей, когда появилась потребность что-то сказать, а именно тогда, когда появилось  что и кому сказать, т.е. потребность передавать информацию, которую сложно или невозможно сообщить невербальными способами.

    В его лекциях по общей психологии мы так же читаем: «Я имею ввиду поправку к известному фрагменту  труда Ф.Энгельса…русский переводчик допустил малую неточность…»В процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Значит причина какая? Труд создал потребность в речи, и труд порождает речь, следовательно, язык. У Энгельса этого нет. … Он пишет в подлиннике (я то же перевожу по памяти, только подчеркивая разницу): «В процессе труда у людей возникло, появилось, что сказать друг другу»6. Вам понятна разница?»7

    Аналогичную мысль высказывает и А.Р. Лурия, не претендуя на авторство, а ссылаясь на Скиннера, утверждая, что любую речь можно свести  к побуждению что-то сказать, спросить, либо попросить кого-то о чем-то и т.д.8

    Исходя  из изложенного выше видно, что для  полноценного рассмотрения такого сложного феномена, как человеческая речь, необходимо изучить общение, как причину возникновения речи и как ее функцию. Если первая часть высказывания достаточно понятна и не требует пояснений, то на второй ее части  мы остановимся подробно ниже,  уточнив здесь лишь то, что в дальнейшем мы будем исходить из определения, приведенного в советском энциклопедическом словаре: «Функция [латин. functio — выполнение работы] – это явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления»9.

    Для целей нашего исследования необходимо остановиться, во-первых,  на понятии термина общение.

    В учебном пособии по общей психологии дается следующее определение рассматриваемому понятию: «Это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. В самом общем виде его можно рассматривать как форму жизнедеятельности»10.

    Большая психологическая энциклопедия11, давая определение понятию «общение» большее внимание определяет его функциям: «Общение – основная психологическая категория взаимодействия людей, их воздействия друг на друга, процесс установления и развития контактов между людьми; обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом».

      С.Д. Максименко пишет12: «Общение – важная духовная потребность человека, как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе его деятельности. Любая деятельность и в частности трудовая не может осуществляться успешно, если между теми, кто ее выполняет, не будут налажены соответствующие контакты и взаимодействия».

    Схожее  определение понятию общение  дает и А.Л. Тертель «Общение - сплошной многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включает в себя обмен общей информацией, стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого»13.

    Другие  авторы дают примерно схожие с вышеизложенными  определения рассматриваемому термину.

    В целом схожесть всех рассмотренных определений понятию «общение» легко поддается объяснению с точки зрения господствовавшей в советской и сохраняющейся в постсоветской психологии марксистской идеологии и, решающей с ее точки зрения, роли труда, как в развитии человека в целом, так и в развитии его отдельных психических функций в частности.

    В соответствии с данной концепцией расширение среды обитания предками человека потребовало  от них интеграции действий (совместной деятельности отдельных особей), так как в неблагоприятных условиях среды лишь при совместном сосуществовании данный вид мог выжить. Для дальнейшего развития требовалось повышение координации совместной деятельности. В результате и появляется - в начале, примитивное, а за тем все более совершенные виды общения.

    Именно  вследствие того, что большинство авторов, давая свое определение понятию «общение» опирались на указанную теорию, их определения, за исключением некоторых акцентов, практически идентичны и страдают на наш взгляд одним недостатком. Для того чтобы выявить указанный недостаток необходимо рассмотреть основные функции общения.

    В целом большинство авторов, за исключением  некоторых субъективных точек зрения, выделяют следующие основные функции  общения14:

    - «эмотивную – направленную на возбуждение в партнере  нужных эмоциональных переживаний, а так же на изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

    - информационную – направленную  на обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

    - контактную – направленную на  установление контакта, как состояния  обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

    - понимания – направленная на  адекватное восприятие и понимание  смысла сообщения и взаимное  понимание намерений, установок,  переживаний, состояний;

    - координационная – направленная  на взаимное ориентирование и  согласование действий при организации  совместной деятельности;

    - побудительная – направленная  на стимуляцию активности партнера  для направления его на выполнение  определенных действий;

    - установления отношений – направленная  на осознание и фиксацию своего  места в системе ролевых, статусных,  деловых, межличностных и прочих  связей сообщества, в котором  действует индивид;

Информация о работе Речь, как сложный психологический процесс