Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:56, реферат
Прошел только год после того, как человечек появился на свет, но какие огромные изменения произошли за это короткое время. Недавно еще совершенно беспомощное дитя стало на ноги, сначала робко, а затем все более уверенно делает свои первые шаги в открывающийся перед ним беспредельный мир.
действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход
изобразительной игры в сюжетно-ролевую полностью завершается в дошкольном
возрасте.
В раннем детстве у ребенка впервые складываются действия, которые с полным
основанием можно назвать произвольными. При передвижении в пространстве, в
предмет деятельности, игре, рисовании ребенок начинает действовать намеренно:
ставить цель и выполнять действия для ее достижения. Однако степень
управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень ограничена. Это
видно на примере рисования: ребенок, высказав намерение нарисовать
определенный предмет, несколько раз меняет его под влиянием впечатления от
собственного рисунка.
Т.о., произвольное управление действиями пока состоит больше в постановке
целей, чем в их достижении.
В раннем детстве внимание у детей еще полностью непроизвольно. Сознательный
контроль за выполнением действий отсутствует. Поэтому их успешность целиком
определяется их привлекательностью для ребенка.
Потребность в речевом общении развивается у ребенка через общение со взрослым
по поводу предметной деятельности. Именно в предметной деятельности создается
основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и
явлений окружающего мира.
Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и
формируется собственная активная речь ребенка. В общении со взрослым ребенок
правильно реагирует на его слова, если они многократно повторяются в
сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на слова, но и на всю
ситуацию в целом. Лишь на 3-ем году жизни речевые указания взрослых начинают
по-настоящему регулировать его действия, оказывать не только
непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и понимание сообщений,
выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным
приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство
познания действительности.
Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его
восприятия и мышления. На протяжении раннего детства происходит изменение
значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития
ребенка.
К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его
точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года жизни не может
определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами предметы по
отдельным бросающимся в глаза признакам. Восприятие становится более точным и
осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями предметов и
учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств.
Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление –
выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих
действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи.
Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) –
отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем же словом
предметы, которые используются для одной и той же цели. По мере накопления
ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление
ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает пробы
в уме, представляя себе их результаты. Так возникает наглядно-образное
мышление.
Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя
назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения,
под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств.
Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность
знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал.
Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее
значение частота повторения действий. Быстрое запоминание – результат
пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого возраста.
Глава 2. Проблемы раннего развития
1. Потенциальные возможности
Проблемы раннего развития ребенка исследовали: Лупан, Мухина, Эльконин,
Венгер, Миллер, Выготский и др. М. Ибука пришел к выводу, что способности и
характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются
в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга, с одной
стороны, и детской психологии – с другой, показали, что ключ к развитию
умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые 3
года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Все зависит от стимуляции
и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с
рождения до трехлетнего возраста.
Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он
имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.
По мнению Ибуки, основная цель раннего развития – это предотвратить появление
несчастных детей. Мозг новорожденного ребенка – чистый лист бумаги. И от
того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным будет
ребенок.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это период
от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 80% взрослого потенциала, к 4-м
годам в этот сложный процесс включаются «фронтальные доли» мозга. Такие
зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства,
развиваются после 3-х лет, но они используют базу, сформированную к этому
возрасту.
Ибука считает, что именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и
строгим и ласковым. А когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно
научиться уважать его волю, его «я». Родительское влияние должно прекратиться
до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на
ребенка в более позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление.
Ибука предполагает, что способность впитывать информацию гораздо выше у
детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «перекормить» или
перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знание, но,
когда, чувствует, что переполнен отключается и перестает воспринимать новую
информацию. Зачастую информации слишком мало, чтобы полноценно развивать
ребенка.
Вскоре приходит время, когда ребенок обретает способность принимать
самостоятельные решения, это происходит где-то в возрасте 3-х лет. Малыш с
жадностью воспринимает все, что ему интересно. Начинают развиваться и другие
способности – он уже может желать что-то создавать, хотеть сделать; все они
важны для развития интеллекта и формирования характера.
Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта точность
скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании. Ребенку в возрасте
до 3 лет не трудно выучить то, что его интересует, и родителей не должно
беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом. Детский мозг до 3
лет способен усвоить систему мышления не только своего родного языка, но и
любого другого, причем этот процесс может идти одновременно. Если родители
пропустят этот период, им будет гораздо труднее обучить ребенка тому, чему он
так легко научится в раннем детстве.
Музыкальный слух, физические способности формируются как раз в этом возрасте.
Примерно в это же время развивается и основа эстетического восприятия –
сенсорная реакция.
2. Влияние раннего развития на
дальнейший образ мыслей
Ибука считает, что в развитии ребенка образование и среда играют большую
роль, чем наследственность.
Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка. Она
развивает его
способности к профессии
Жан Плаже создал теорию фаз роста, наблюдая над развитием своих троих детей.
Ребенок, по его наблюдениям, развивается с потрясающей скоростью и физически
и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось
на каждой стадии. Родители должны внимательно наблюдать за ребенком, знать,
что и когда необходимо малышу, что ему интересно.
Научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он научился ходить,
чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится ходить, можно с
легкостью. Сделать из него прекрасного фигуриста.
Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет неизгладимое
впечатление на всю жизнь. Именно родители должны заботиться о том, чтобы это
влияние было благотворным. «Комната, лишенная стимуляторов, вредна для
малыша», - считает М. Ибука. Профессор Уайт, занимающийся исследованиями
раннего развития, согласен с ним: если для роста ребенка с самого рождения
создать разнообразные условия, то это дает значительный эффект в формировании
интеллекта. Поэтому в детской обязательно должны быть цветастые обои, цветной
потолок, пестрые одеяла, хороший вид из окна.
По мнению Ибуки, впечатления раннего детства определяют дальнейший образ
мыслей и действий ребенка. Родители должны стараться, чтобы все эмоции и
воспоминания об этом периоде были положительными.
3. Факторы, оказывающие
на развитие личности ребенка
Развитие характера и музыкальное восприятие формируется в большей степени под
влиянием привычек родителей. Поэтому Ибука считает, что ребенок, воспитанный
мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха. Родители
должны давать малышу слушать правильную музыку, ведь он может запомнить и
точно воспроизвести неправильную мелодию.
Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы наполнить мозг ребенка информацией