Ребенок от года до 3-х лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:56, реферат

Описание работы

Прошел только год после того, как человечек появился на свет, но какие огромные изменения произошли за это короткое время. Недавно еще совершенно беспомощное дитя стало на ноги, сначала робко, а затем все более уверенно делает свои первые шаги в открывающийся перед ним беспредельный мир.

Работа содержит 1 файл

Психология и педогогика.docx

— 122.06 Кб (Скачать)

Неплохо, если родители сумеют устроить в детской комнате  простейшие физкультурные пособия: бревно (гладко оструганное или обшитое  клеенкой), низенькую скамейку, ящик, горку с лесенкой, шведскую стенку. Однако последнюю надо прикрывать щитом, чтобы малыш мог пользоваться ею только в присутствии взрослых.

Желательно выделить мес.то для установки «стадиона на дому», который представляет собой комплекс физкультурных снарядов, используемых для всестороннего развития малыша, о чем будет рассказано ниже.

Свежий воздух... как  он нужен!

Это обоснованно  с физиологических позиций. У  ребенка по сравнению со взрослым более интенсивно протекают процессы обмена веществ. Малыш растет, его органы и ткани совершенствуются, строение их усложняется. Все это и определяет повышенную потребность ребенка в кислороде. Кроме того, в возрасте 1—3 лет дети очень подвижны и тратят массу энергии. Усиленная деятельность мышц также требует много кислорода. И, наконец, чистый воздух содержит значительно меньше микроорганизмов, в том числе и болезнетворных, а малыш еще очень восприимчив к различным заболеваниям. Он может гулять в любую погоду, за исключением очень ветреных и туманных дней, при условии, что он тепло и удобно одет и обут; холод и снег — не помеха для прогулки, ибо ребенку совершенно необходимо расходовать свою энергию. Он должен непременно набегаться в парке, иначе дома он будет чувствовать себя как лев в клетке. Кроме того, во время прогулок малыш сталкивается с другими детьми, и даже если он не играет с ними, их компания ему приятна и полезна.

Начиная с года —  полутора прогулка в любом случае становиться любимым развлечением и дает мышечную разрядку; ребенок свободно бегает, не рискуя поскользнуться на паркете или натолкнуться на мебель, или играет в песочнице.

Еще раз напоминаем — гулять с ребенком нужно в любую погоду и не менее 2—3 раз в день. Не следует этого Делать только при больших морозах (для средней полосы Союза — ниже — 15 °С) и сильной жаре (более 30 °С). Даже после непродолжительной прогулки малыш лучше ест, покойнее спит, более активно играет. Не заменяйте прогулку походом по магазинам, гуляйте с малышом в зеленой зоне вашего района или города.

Уход за зубами

Правильный уход за полостью рта является основой  профилактики кариеса зубов. На втором году малыша следует приучать полоскать  рот после еды. С 2 лет купите ему  зубную щетку и начинайте учить  чистить зубы сначала без пасты, а потом и с ней. Зубная щетка должна быть небольших размеров. Храните ее в отдельном стаканчик и никому не разрешайте ею пользоваться. Зубы надо чистить 2 раза в день — утром после завтрака и вечером перед ночным сном. Малышу надо также продолжать полоскать рот после еды, особенно тщательно после лакомства или сладкого блюда. 

Физическое воспитание и закаливание

К дошкольному возрасту дети, как правило, хорошо управляют  своим телом. Они постоянно находятся  в движении, они — непоседы. Именно эта непоседливость помогает ребенку познавать окружающий мир. А потому физическая активность столь же важна для умственного развития, как и любая игра.

В современной жизни  все больше снижается двигательная активность человека дома и на работе. Гипокинезия , (снижение двигательной активности) несвойственна ребенку. Но, к сожалению, она наблюдается и у детей. Как доказано многими специальными исследованиями, это крайне отрицательно сказывается на развитии растущего организма.

Движение — это  естественная потребность ребенка, особенно 2- и 3-летнего. Если последить  за таким малышом, то можно увидеть, что он все время активен, старается сделать все сам, помочь взрослым. Ему это просто необходимо — шумные подвижные игры, бег, лазание, подскоки. Правда, еще не все у него умело получается. Поэтому ваша главная задача — научить малыша более совершенным движениям, развивать его двигательные умения, учить более сложным действиям. Это позволяет одновременно формировать такие личностные качества, как сообразительность, воля, настойчивость, и приучать к дисциплине. Правильное физическое воспитание, начатое с самого раннего возраста, вырабатывает у ребенка привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту, привычку к здоровому образу жизни. Но достичь этого можно только тогда, когда девиз «Мама, папа и я — все вместе» будет основным.

Немного о развитии движений

От 1 года до 3 лет  у малыша практически надо развивать все основные движения. Он как будто все умеет, но действует еще неуверенно и порой неловко. Прежде всего обратите внимание на ходьбу. Ее необходимо совершенствовать в течение второго и даже третьего года.

Ребенок 2—3 лет должен уметь бегать. Бег порой может развиваться так же быстро, как и ходьба, но хорошо бегать он сможет еще не скоро.

Более сложны для  малыша лазание и метание, где  параллельно развиваются многие полезные движения, особенно кисти и пальцев, совершенствуются координация движений, ловкость, глазомер.

Посмотрите на своего малыша — он только недавно встал  на ноги и научился ходить, а уже  пытается куда-то залезть, пролезть и  проползти, а бросать игрушки, мячик, толкать и катать его — для  него это одно удовольствие. Так  что же — его ничему не надо учить, всеми движениями он овладеет и так? И да, и нет.

Не думайте, что  после того, как ребенок встал  на ноги, все пойдет само собой. У  детей в отличие от животных очень  мало врожденных двигательных рефлексов. Подавляющее большинство двигательных навыков возникает у них в результате обучения. И обучать надо систематически и настойчиво, опираясь на уже достигнутые успехи и согласуя занятия с возрастными особенностями ребенка.

При этом важно не упустить время. Помните, что от правильного  физического воспитания в этом возрастном периоде во многом зависит дальнейшее успешное развитие малыша.

Как вы относитесь к  утренней гимнастике?

Конечно же, положительно. Но, к сожалению, далеко не во всех семьях она прочно вошла в жизнь. Может  быть теперь ради здоровья малыша вы ею займетесь?

Утреннюю гимнастику можно и нужно проводить систематически уже с двух лет, так как она развивает двигательные навыки, укрепляет мышцы, создает правильную осанку, тренирует и усиливает деятельность всех органов и систем.

Утренняя гимнастика подготавливает организм ребенка к  той нагрузке, которую ему предстоит  испытать в течение дня. Ну, а если вы ее делаете вместе с ним, всей семьей, то это имеет большое воспитательное значение, не говоря уже о пользе для здоровья родителей.

Для 2—3-летнего малыша ее следует проводить в виде игры, в которую включайте вводную  ходьбу, несколько специальных упражнений и заключительный бег с переходом на ходьбу. При этом обязательно учитывайте следующую последовательность упражнений.

Сначала делают упражнения для плечевого пояса типа Дыхательных, например поднимание рук в стороны  и опускание их вперед и в стороны или хлопки ладонями на Уровне груди и за спиной. Это способствует выпрямлению туловища и формированию правильной осанки. Затем идут Упражнения для. укрепления мышц спины и живота, развития гибкости позвоночника, например приседание с легким Уклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, затем туловище выпрямляется, Руки отводятся за спину. Оба эти упражнения дают большую нагрузку и они должны следовать за более легкими (дыхательными). Потом снова упражнение, способствующее расширению грудной клетки, например поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание.

Сколько раз нужно  повторять каждое упражнение? Это  зависит от подготовленности малыша. Упражнения с большой нагрузкой (приседание, наклоны) повторяются не более 2—3 раз, а с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) — 5 — 6 раз.

Затем необходим  кратковременный (10—15 с) бег или  подпрыгивания. Заканчивать утреннюю гимнастику надо ходьбой для того, чтобы привести организм в обычное  спокойное состояние. При ходьбе следите, чтобы малыш держался прямо, расправив плечи, но опускал голову, свободно двигал руками, дышал через  нос. Ходьбу можно сопровождать музыкой  или пением, хлопками, словами «раз-два, раз-два».

Подберите для гимнастики веселую ритмическую музыку. Больше подбадривайте ребенка, старайтесь создать у него хорошее настроение. А главное — занимайтесь с

ним сами.

Поговорим о закаливании

Закаливать ребенка  раннего возраста — это выработать у него способность противостоять  охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.

Детей обязательно  надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с  учетом возрастных особенностей и развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего  возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением легких.

Эффект от закаливания  у детей раннего возраста может  быть достигнут только при строгом  соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также положительное отношение малыша к закаливающим процедурам.

Что же такое индивидуальный подход к ребенку? Это прежде всего учет его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни  или сразу же после выздоровления, когда организм еще не может вырабатывать защитные реакции. Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

Детей, которые все  время росли в «тепличных»  условиях, мало пользовались свежим воздухом, ходили дома в теплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливайте постепенно.

Нельзя начинать закаливать ребенка, который только что стал посещать детское учреждение (а это иногда делается по шаблону). В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающую процедуру, если он ее не получал ранее.

По-разному следует  подходить к детям с различными тинами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы  обычно хорошо переносят обливание  ног или всего тела прохладной водой, охотно принимают душ, бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезнее успокаивающие процедуры, а если торможение — то возбуждающие.

Например, один малыш  любит подвижные игры, неусидчив, часто отвлекается (даже во время еды.), возбуждайся перед сном, спит неспокойно и мало, а, пробуждаясь, сразу активен. Для такого ребенка эффективны успокаивающие процедуры — перед сном теплая ванна или обтирание.

Другой ребенок  любит спокойные игры, не проявляет  интереса к подвижным, много спит, пробуждается медленно, не сразу включается в деятельность. Ему необходимы бодрящие процедуры — обливание, душ.

Постепенное увеличение силы закаливания особенно важно  для детей раннего возраста.

Каждая закаливающая процедура вызывает определенную реакцию. Например, при воздействии достаточно холодной воды учащается пульс? увеличивается глубина и частота дыхания. Если этого эффекта нет, то значит температуру снизили недостаточно. Если же, кроме учащения дыхания, появились признаки переохлаждения (дрожь, «гусиная кожа»), посинение губ, то, вероятнее всего, температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Если сила воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание. Поэтому через какое-то время ее надо увеличивать.

Запомните: чем сильнее  воздействие, тем оно должно быть короче.

Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при  постоянном подкреплении и тренировке, в течение круглого года вы достигнете успеха.

Необходимо, чтобы  закаливание прочно вошло в режим  дня ребенка. Для этого используйте  прогулки, игры. Приучайте малыша не бояться холодной воды, ходить босиком. Не пугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепит снежки. Закаливание можно продолжать даже при легких заболеваниях. Только в этом случае посоветуйтесь с врачом.

Закаливающие процедуры  могут быть разными в различные сезоны года. Летом — душ, общее обливание, воздушная ванна, зимой — обливание ног. Очень хорошо, если и в зимнее время ваш малыш ходит дома в гольфах или носках.

Закаливание должно приносить радость. Только так и  не иначе. Только при хорошем настроении ребенка. Перед тем как начать закаливание, постарайтесь вызвать  у малыша радостное ожидание: «Смотри какой красивый кувшин!», «Попробуй, какая прохладная и чистая водичка!», «Давай сначала обольем зайчика» и т. д. Если во время первого сеанса закаливания ребенок ведет себя спокойно, то и в дальнейшем он всегда будет охотно принимать эту процедуру. Если малыш чем-то расстроен, капризничает, то лучше всего перенести ее на другое время или совсем не проводить в этот день.

Информация о работе Ребенок от года до 3-х лет