Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:56, реферат
Прошел только год после того, как человечек появился на свет, но какие огромные изменения произошли за это короткое время. Недавно еще совершенно беспомощное дитя стало на ноги, сначала робко, а затем все более уверенно делает свои первые шаги в открывающийся перед ним беспредельный мир.
Необходимо, однако, уточнить, что ребенок этого возраста является невольным «разрушителем», он ломает и разбивает лишь вследствие своей неловкости. Он не бросает предметы с силой, а роняет их, поскольку еще недостаточно хорошо владеет руками и не может крепко держать.
Что следует делать, если ребенок все хватает, всюду лезет, будь то дома, у няни или в яслях? Все запрещать или все позволять? Ни то, ни другое. В первом случае искажается основная тенденция развития. Лазить, открывать, исследовать, изучать, бегать — все это необходимо для развития чувств, мускулов и ума. Ребенок, подставляющий стул, чтобы достать яблоко, лежащее на столе, демонстрирует свою сообразительность и одновременно развивает мускулы.
В пустой комнате, где нет ни мебели, ни других предметов, ребенок ничего не испортит, но его разум дремлет, а мускулы бездействуют. Однако все позволить было бы опасно.
Оптимальным вариантом
является создание атмосферы «умеренной
свободы». В яслях это просто,
поскольку там все
Впрочем, обычно так и делают в семьях, где есть маленькие дети; там сразу замечаешь, что все вещи убраны повыше, находятся вне пределов досягаемости — комнатные растения, пластинки, светильники, книги, украшения и др.
Теперь ваш ребенок удобно устроен, устранены, насколько возможно, подстерегающие его опасности; и все же прислушивайтесь время от времени, чтобы быть в курсе происходящего, но не контролируйте его непрерывно, ежеминутно предупреждая: «Осторожно, ты ушибешься!» Ему необходима определенная свобода. Пусть ищет приключений, так он почувствует, что ему доверяют. Приключение в его возрасте — это самостоятельно влезть на маленький стул, самому открыть коробку. Одним словом, он должен знать, что кто-то из взрослых рядом, его можно позвать, но вместе с тем не стоит над ним, наблюдая за каждым его шагом. Впрочем, время от времени малыш сам придет проверить, на мес.те ли вы, и, удостоверившись, спокойно вернется к своим занятиям. Потом он позовет вас, чтобы поделиться последним своим открытием или попросить помощи.
В последние несколько месяцев, как уже отмечалось (и еще долгое время потом), в ребенке уживаются жажда приключений и потребность в безопасности, олицетворяемой вами. Но вспомните, любопытство ребенка безгранично, оно доминирует над страхом, его воображение беспредельно, порой безудержно, у него еще отсутствует чувство опасности, странный вкус и неприятные запахи не настораживают его, не вызывают отвращения. Надо терпеливо и постепенно объяснять ребенку, что можно, чего
нельзя, чего следует опасаться. С каждым днем он понимает все больше, но еще не способен разобраться, что ему позволительно или запрещено. Как может он догадаться, что открыть коробку, чтобы увидеть ее содержимое,— вполне нормально, а вскрыть будильник и посмотреть, что в нем тикает,— ни в коем случае нельзя? С вашей помощью он уяснит себе это, однако не следует требовать от него слишком многого. Если вам действительно нужно, чтобы ребенок не входил в какую-то комнату, исключите для него такую возможность, загородив чем-нибудь вход, и объясните ему, почему нельзя туда ходить. Ребенок очень быстро научится уважать неприкосновенность мира
взрослых.
Если однажды он совершит глупость, не слишком ругайте его; ваш гнев вызовет у него беспокойство и страх. Если ребенка этого возраста часто ругают, громко крича на него, в конце концов у него возникает постоянное чувство вины. Впрочем, в этом возрасте родители склонны считать его поступки нормальным поведением, проявлением развивающегося ума, эквивалентным для него очередному открытию. Когда ребенок сдвигает, допустим, тумбочку, чтобы найти закатившийся под нее мячик, это вовсе не глупость, а проявление изобретательности. И если вы ругаете ребенка, не забывайте, что стоимость разбитой им вещи не должна определять интенсивность изливаемого на него гнева; ребенок не видит разницы между севрским фарфором и дешевой фаянсовой кружкой.
Некоторые взрослые
автоматически квалифицируют
Так при правильно направляемом родителями развитии ребенок за 6 мес.. значительно прогрессирует. В 2 года он свободно владеет руками, становится ловким, может объяснить, что он хочет, становится общительнее. Это наблюдается во всех случаях. К 2 годам стираются существовавшие различия в развитии, упущенное наверстывается. До этого возраста наряду с классическим случаем (в 6 мес.. — первый зуб, в 12 мес. — первые шаги, в 18 — первая фраза) встречался и маленький вундеркинд, который пошел в 9 мес.., и самый медлительный ребенок, сделавший первые шаги только в 18 мес.., и маленькая девочка, еще не улыбавшаяся в 4 мес., и другая маленькая, уже в 2 мес. узнававшая окружающих, и др. Всех их можно считать нормальными, просто их конституциональные особенности, темперамент, окружение были различными, а поэтому и успехи в развитии достигались не в одном и том же возрасте. Точно так же и зубы появились у них в разное время. Теперь же черепаха догнала зайца: в 2 года все дети умеют делать одно и то же; отмечается только одно различие, оно касается речи: один ребенок знает 20 слов, другой — 50, третий — 100. Однако и здесь у них есть общее — пристрастие к глаголам.
И вполне нормально, что ребенок в этом возрасте, став таким деятельным, активным, предпочитает пользоваться глаголами, обозначающими действие. Вначале он употребляет их в инфинитиве (например: мальчик гулять, папа п(р)ийти и др.). Личные формы, времена — это придет позже. А пока его фраза обычно состоит из одного или двух существительных и глагола (например: папа отк(р)ыть тик-так). На предыдущем этапе одно слово представляло целую фразу.
Этот детский сленг сохраняется обычно до полутора -двух лет, иногда и дольше, если родители подхватывают его якобы для того, чтобы малыш лучше их понял. Ребенок произносит «пуп», так как не может сказать «суп», но он очень хорошо понимает, что речь идет о жидкости, которую ему дают за обедом. Постепенно, если все вокруг говорят «суп», он тоже научится, поскольку овладение языком основывается прежде всего на подражании. Но когда взрослые коверкают слова, ребенок до бесконечности будет повторять «пуп», «бибика», «тпру-а» и т. п., что весьма печально, ибо в этом возрасте он начинает интересоваться названиями окружающих предметов. Ребенок приходит в восторг, когда слышит новые слова. Некоторые из них буквально завораживают его. Например, когда в возрасте 22 мес. Фед плакал, достаточно было сказать ему «салатница», чтобы он успокоился.
Речь идет вовсе не о том, что с ребенком надо говорить академически правильным языком, но не следует упрощать все слова под тем предлогом, что ему понятнее «бибика» вместо «машина» или «гав-гав» вместо «собака». Для ребенка здесь нет предпочтений.
Однако если ребенок
говорит «пуп» вместо «суп», поскольку
ему еще трудно произносить «с»,
не копируйте его (вы потом не отвяжетесь
от этого словечка, к тому же это
бесполезно; кроме того, вы рискуете
обескуражить ребенка или же он начнет
спотыкаться на этом слове); продолжайте
говорить «суп», и однажды он спонтанно
произнесет это слово правильно.
Что любит ребенок в 18—24 месяца
- Ему нравится есть самостоятельно, как «большой», но и шалить при этом — шлепать ложкой по супу, разбрызгивая его из тарелки, наливать воду в компот и класть шпинат в стакан с кефиром.
- Он любит засовывать
различные предметы в щели
паркета или в замочную
Желая подразнить вас, он часто делает все наоборот. Если нужно, чтобы он подошел, скажите ему «до свидания», сделав вид, что уходите. Кроме того, он любит приставать к матери с нежностями, целовать ее, но только не тогда, когда она об этом просит, корчить рожицы, дабы рассмешить тех, кто на него смотрит. Одним словом, любит дразнить, ласкаться, кривляться.
Ему нравится, когда сразу понимают, чего он хочет. Это не всегда легко, так как желания у него вполне определенные, а словарный запас еще весьма ограничен.
Внимание: оснований для беспокойства по поводу плохой артикуляции, неправильного произношения некоторых букв или слогов в этом возрасте нет. До 4 лет никакие языковые трудности, дефекты речи еще не имеют особого значения. Однако проконсультироваться у логопеда можно.
На данном этапе развития двигательная активность очень велика, вследствие чего у некоторых детей может отмечаться повышенная нервная возбудимость, поэтому необходимо следить за тем, чтобы ребенок достаточно спал и соблюдал режим.
ОТ 2 ДО 2,5 ЛЕТ
Возраст 2—2,5 года — это период спокойствия и равновесия, переход от вездесущего и непоседливого ребенка к капризному (в 21/2 — 3 года), о чем мы расскажем далее.
В данном возрасте ребенок становится более общительным, его теперь легче понять, поскольку он лучше объясняется. Действительно, если на предыдущем этапе он не переставал все трогать, брать в руки, то теперь он прежде всего стремится говорить. Обнаружив существование других людей и различных предметов, он хочет к каждому из них приклеить этикетку; чтобы узнать название предметов, он, указывая на них пальцем, спрашивает: «А это?... а то?...» Услышав ответ, он, как эхо, тут же повторяет
название.
Это повторение необходимо для него, чтобы пополнить свой словарный запас. Он называет имена окружающих, перечисляет свои игрушки, игрушки сестер и братьев, различные предметы вместе с именем их владельца («туфли мама... книжка папа...»). Верный своей детской логике, он не любит, когда предметы меняют владельца. Эмманюэль, 2 1/2 года, удивлен, увидев, что бабушка надевает туфли мамы. Как кладовщик, составляющий опись товаров.
Он перечисляет блюда, съеденные им за обедом, за ужином, вчера и все остальные, которые может вспомнить. Его интересует, где находится его отец, сестра или приятель, который часто приходит к нему поиграть. Все его вопросы продиктованы настоятельным желанием ориентироваться в окружающем мире, найти в нем свое место, обрести себя. Оставаясь один, он повторяет запомнившиеся слова и комментирует каждое свое действие. Это начало Длинного монолога, который будет продолжаться годы, вплоть до 6—7-летнего возраста.
Часами разговаривая таким образом то с одними, то другими или со своей куклой, ребенок делает грандиозные успехи в языке. Он не только усваивает новые слова, но и свободнее выражает свои мысли, постепенно уходя от детского сленга.
Сначала он научится выражать принадлежность предметов (бесконечные расспросы и перечисления проходят без пользы). Теперь он уже говорит <<машина Лёни», «папина ложка» и т. д. Потом в его речи появятся наречия, затем местоимения.
Так, день ото дня словарный запас обогащается, однако глаголы продолжают в нем доминировать; и насчитывают до 90, иногда до 100. В это число входят и искаженные слова, их довольно много, поскольку ребенок еще не может произносить некоторые буквы или плохо умеет воспроизводить услышанное. Тем не менее он правильно строит фразы, ставя каждое слово на свое место.
Какой прогресс за полгода! Этот возрастной период особенно важен для развития речи. Однако следует подчеркнуть то, что мы уже не раз отмечали: ни в одной области не наблюдается столь значительных различии между детьми, как в области развития речи. Один ребенок знает 70 слов в 2 года и 300 - в 2*/2, другой - 50 слов в 2 года и 100 — в 2}/2. В обоих случаях речь идёт о нормально развитых детях. И подобные различия могут сохраняться в течение всей жизни: основной словарный запас так называемого среднего взрослого включает 1500 слов, культурного и образованного взрослого — 3000, эрудита - 5000.
Чем обусловлены такие различия? Прежде всего важны индивидуальные возможности и способности, позволяющие одним детям очень рано начать говорить> как другим допустим, раньше научиться ходить (причем нередко ребенок, опережающий других в развитии речи? отстает в умении ходить). Это особенно заметно у детей из одной семьи, имеющих одинаковое воспитание; например: старшая сестра знала 5 слов в 1 год, а ее младший брат говорит 2 слова в возрасте 11/2 года. Но не все объясняется только способностями ребенка, основную роль играетсреда, окружение. Для того чтобы ребенок научился нормально разговаривать, ему необходимы атмосфера любви и понимания, участие взрослых. Ребенок должен постоянно слышать, как говорят старшие; кроме того, с ним надо часто разговаривать, отвечать на его вопросы, поощрять его старания, не забывая при этом о доброжелательном тоне и не коверкая слов.
Совершенно очевидно, что малышка, которой ласков говорят: «Пойди вымой руки, а потом поможешь маме
накрыть стол... Очень хорошо. Садись скорей. Я налью тебе супа... Осторожней, не обожгись!... Молодец! Ты ешь уже совсем как большая»,— быстрее продвинется в развитии речи, чем девочка, оставленная на попечение равнодушного взрослого, которая слышит целый день только фразы такого типа: *<Ешь суп... Сделай пипи... Пошевеливайся... Как тебе не Стыдно! Руки мыть, живо!.. У-у, противная! Опять пятно!.. Не двигайся, я его сниму... Испачкала салфетку — не получишь сладкого!» и т. д.