Развития восприятия дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия в процессе познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………...5
1.1.Понятие и сущность восприятия………………………………………5
1.2. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста…13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………33
2.1.Организация и ход исследования……………………………………..33
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………...37
2.3. Рекомендации на развития восприятия……………………………...40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая по детской психологии.docx

— 539.55 Кб (Скачать)

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 

  1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/Л.С. Выготский; – Санк - Петербург, 1997.–380 с.
  2. Журова, Л.Е. Обучение дошкольников грамоте/ Л.Е. Журова, Н.С., Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская; - Москва, Школа-Пресс, 1998г.
  3. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста/ А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин; – Москва,  Просвещение, 1989. – 420 с.
  4. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства / О.О.Косякова; - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 415 с.
  5. Коломинский, Я.Л. Детская психология/ под ред. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.- Минск: Университетское, 1988. – 390 с.
  6. Коломинский, Я.Л. Панько. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.- Минск: Ураджай, 1997.
  7. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития/ Г. Крайг, Д. Бокум; — 9-е изд. — Санкт-Петербург, 2005. — 940 с.
  8. Крутецкий, В.М. Психология/ В.М. Крутецкий; – Москва: Просвещение, 1990. – 290 с.
  9. Люблинская, А.А. Детская психология/А.А. Люблинская;- Москва: Просвещение, 1971.- 421 с.
  10. Маклаков, А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков; – Санкт- Петербург, 2000. – 439 с.

11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина ;- 4-е изд. – Москва: Академия, 2000. – 456с.

12.Мухина, В.С. Детская психология/ В.С. Мухина; – Москва:    Просвещенние, 1985. – 290 с.

13. Немов , Р.С. Психология/ Р.С. Немов в 3 кн. – 4-е изд.- Москва: ВЛАДОС, 2001.- Кн. 2. Психология образования.-608 с.

14. Немов , Р.С. Психология/ Р.С. Немов в 3 кн. – 4-е изд.- Москва: ВЛАДОС, 2001.- Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.

15. Рогов,  Е.И.Настольная книга практического  психолога/ Е.И. Рогов в 2 кн.- Москва: Владос, 2004.- Кн. 1:Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

16. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

17. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология/ Г.А. Урунтаева; - Москва: Академия, 1996.-336с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  А

     Список  детей

                             Мальчики

          Имя, Ф.                        Дата рождения

  1. Кирилл К.                      14.11.03 г.
  2. Никита Б.                        08.04.04 г.
  3. Давид Т.                         11.11.03 г.
  4. Максим Б.                       24.08.04 г.
  5. Даниил К.                       15.09.03 г.
  6. Максим К.                       20.09.03 г.
  7. Алеша А.                         07.05.04 г.
  8. Назар В.                          22.07.04 г.
  9. Кирилл С.                       30.09.04 г.
  10. Вадим Д.                         15.08.04 г.

      

                                   Девочки

      Имя, Ф.                        Дата рождения

          1.Полина Щ.                       26.11.03 г.

          2.Алина Г.                          15.05.04 г. 

          3.Настя З.                            03.09.03 г.

          4.Диана М.                          10.09.03 г.

          5.Настя К.                            25.01.04 г.

          6.Злата К.                            10.01.04 г.

          7.Марина А.                        10.09.03 г.

          8.Даша Ш.                            09.01.04 г.

          9.Настя В.                             22.04.04 г.

          10.Катя З.                             25.10.03 г.    
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ Б 
 

     График 1 - Общая оценка результатов развития восприятия у мальчиков и у  девочек 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ В 

Диаграмма 1 - Результаты исследования уровня развития восприятия у мальчиков 

 
 
 
 
 
 

Диаграмма 2 - Результаты исследования уровня развития восприятия у девочек 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диаграмма 3- Результаты исследования уровня развития восприятия у мальчиков 
 

 
 
 
 
 

Диаграмма 4- Результаты исследования уровня развития восприятия у девочек 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диаграмма 5 - Результаты исследования уровня развития восприятия у мальчиков 
 

 
 
 
 
 

Диаграмма 6 - Результаты исследования уровня развития восприятия у девочек 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г 

Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»

        Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 2. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

       Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

        Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек. 
 

 
 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7баллов — средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл — очень низкий. 

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

      Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

      Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

     Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14. 
 

 
 

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

    1. балл — оченьнизкий.
 

     Методика 4. «Чем залатать коврик?»

     Цель этой методики — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 5. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и за платы не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

 

     Оценка результатов

     10 баллов — ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек.

     8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

     6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31до 40 сек.

     4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

     2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

     0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

     Выводы об уровне развития

     10 баллов — очень высокий.

      8-9 баллов — высокий.

     4-7баллов — средний.

      2-3 балла — низкий.

     0-1 балл — очень низкий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Информация о работе Развития восприятия дошкольников