Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:56, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия в процессе познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………...5
1.1.Понятие и сущность восприятия………………………………………5
1.2. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста…13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………33
2.1.Организация и ход исследования……………………………………..33
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………...37
2.3. Рекомендации на развития восприятия……………………………...40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
И.ребенка | 1)Чего не
хватает на этих рисунках? (баллы- уровень) |
2)Какие предметы
спрятаны в рисунках? (баллы -уровень) |
3) Чем залатать
коврик?
(баллы- уровень) |
Общее количество баллов | |
1 | Кирилл К. | 0- очень низкий | 2- низкий | 5- средний | 7 |
2 | Никита Б. | 0- очень низкий | 4- средний | 10- очень высокий | 14 |
3 | Давид Т. | 0- очень низкий | 5- средний | 10- очень высокий | 15 |
4 | Максим Б. | 0- очень низкий | 0- очень низкий | 10- очень высокий | 10 |
5 | Даниил К. | 0- очень низкий | 7- средний | 6- средний | 13 |
6 | Максим К. | 0- очень низкий | 0- очень низкий | 10- очень высокий | 10 |
7 | Алеша А. | 0- очень низкий | 1- очень низкий | 0- очень низкий | 1 |
8 | Назар В. | 0- очень низкий | 4- средний | 10- очень высокий | 14 |
9 | Кирилл С. | 0- очень низкий | 0- очень низкий | 7- средний | 7 |
10 | Вадим Д. | 0- очень низкий | 0- очень низкий | 10- очень высокий | 10 |
По результатам исследования методики «Чего не хватает на этих рисунках», время, затраченное на выполнение задания у 100% мальчиков превысило 45 с. (см. Таблица 1). Все 100% мальчиков (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В) имеют очень низкий уровень развития восприятия (см.Таблица 2).
Анализ результатов по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках» показал, что мальчики с этим заданием справляются немного лучше, чем с предыдущем. Время, затраченное на выполнение задания, превысило 1 мин. у 4 мальчиков. (см. Таблица 1). 40% имеют средний уровень развития, 10%- низкий и 50%-очень низкий результат (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).
По
результатам исследования методики
«Чем залатать коврик», только 1 ребенок
не справился с заданием (см. Таблица
1). Большинство детей имеют очень
высокий и средний уровень
развития восприятия (см. Таблица 2). 10%
детей имеют очень низкий уровень,
60% - очень высокий, 30%-средний (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
В).
Далее рассмотрим результаты исследования у девочек:
Таблица
3 - Результаты диагностик восприятия у
девочек (определяется время, затраченное
на выполнение задания)
И. ребенка | 1)Чего не хватает
на этих рисунках? |
2)Какие предметы
спрятаны в рисунках? |
3) Чем залатать коврик? | |
1 | Полина Щ. | 21 с. | 32 с. | 5 с. |
2 | Алина Г. | с. | мин. | мин. |
3 | Настя З. | 45 с. | 28 с. | 12 с. |
4 | Диана М. | с. | 38 с. | 57 с. |
5 | Настя К. | с. | 40 с. | 8 с. |
6 | Злата К. | с. | мин. | 40 с. |
7 | Марина А. | . | 50 с. | 11 с. |
8 | Даша Ш. | . | 50 с. | 30 с. |
9 | Настя В. | 40 с. | 52 с. | 30 с. |
10 | Катя З. | 45 с. | 45 с. | 52 с. |
Таблица
4 - Оценка уровня развития восприятия
у девочек
И.ребенка | 1)Чего не
хватает на этих рисунках? (баллы -уровень) |
2)Какие предметы
спрятаны в рисунках? (баллы -уровень) |
3) Чем залатать
коврик? (баллы -уровень) |
Общее количество баллов | |
1 | Полина Щ. | 10- очень высокий | 7- средний | 10- очень высокий | 27 |
2 | Алина | 0- очень низкий | 0- очень низкий | 0- очень низкий | 0 |
3 | Настя З. | 1- очень низкий | 8- высокий | 10- очень высокий | 19 |
4 | Диана М. | 0- очень низкий | 6- средний | 2- низкий | 8 |
5 | Настя К. | 0- очень низкий | 6- средний | 10- очень высокий | 16 |
6 | Злата К. | 0- очень низкий | 0- очень низкий | 6- средний | 6 |
7 | Марина А. | 0- очень низкий | 4- средний | 10- очень высокий | 14 |
8 | Даша Ш. | 0- очень низкий | 4- средний | 8- высокий | 12 |
9 | Настя В. | 5- средний | 3- низкий | 8- высокий | 16 |
10 | Катя З. | 1- очень низкий | 5- средний | 3- низкий | 9 |
У девочек по первой методике временной показатель также превышает 45с. (см.Таблица 3). Только 2 девочка справилась с заданием. (см. Таблица 4). У одной очень высокий уровень развития целостного восприятия, у другой - средний (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Результаты исследования по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»:
Проведенное нами исследование показало, что распознавание предметов проходит быстрее у девочек, чем у мальчиков. 10% девочек имеют высокий уровень развития восприятия, 20% - очень низкий, 60%- средний и 10% низкий уровень. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).
В процессе проведенного исследование по методике «Чем залатать коврик» показало, что решая наглядные задачи, девочки справляются с этим заданием лучше и быстрее, чем с предыдущими (см.Таблица 3). Были получены следующие результаты: 40% имеют очень высокий показатель уровня развития восприятия, 10% - очень низкий уровень, 20%- низкий, 10%- средний и 20% девочек – высокий уровень развития восприятия (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Для
выявления более высокого уровня
развития восприятия у девочек чем
у мальчиков дошкольного
Исходя
из проведенного исследования можно
сделать вывод о том, что уровень
развития восприятия у мальчиков
ниже уровня развития девочек дошкольного
возраста. Таким образом, гипотеза получила
подтверждение.
2.3.
Рекомендации на
развитие восприятия
Для повышения уровня восприятия, существуют различные методы.
Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка.
1.Узнай фигуру на ощупь
2.Найди своё место
3.Переверни фигуры
4.Найди место треугольнику
Развитие познавательных способностей дошкольников:
1.Игра
«сравни предмет»
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ Д)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем некоторые итоги: что же приобретает ребенок в процессе своего развития в период дошкольного детства? К данном возрасту у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции.
Восприятие не только связано с действием, с деятельностью – и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета – для того, чтобы тотчас же быть отнесенными к нему. Восприятие – это форма познания действительности.
Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность "прощупывания", обследования, распознавания предмета через образ; возникновение образа из чувственных качеств в свою очередь опосредовано предметным значением, к которому приводит истолкование этих чувственных качеств. Предметное значение как бы апперцепирует, вбирает в себя и истолковывает чувственные данные, возникающие в процессе восприятия.
Развитие восприятия есть переход от слитного, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях. С развитием восприятия изменяется и его структура, его механизм. Все большую роль начинает играть слово как средство анализа и обобщения воспринимаемого содержания.
В
данной работе ставилась цель: исследование
особенностей развития восприятия в процессе
познавательной деятельности у детей
дошкольного возраста. Для проведения
данного исследования была взята выборку
из 20 детей старшего дошкольного возраста.
Провели 3 методики на определение уровней
развития восприятия. Проведя качественный
анализ полученных результатов, можно
сказать, что выдвинутая гипотеза о том,
что уровень развития восприятия у девочек
выше, чем у мальчиков, нашла свое подтверждение.
Таким образом, поставленные цели и
задачи были решены.